Mарийский Государственный Университет * Газета "Марийский Университет" |
Все дальше уходят от нас события более чем полувековой давности. Все меньше остается в живых тех, кто не только был очевидцем этих героических дел, но и сам принимал в них участие.
15 мая 1943 года я был призван в Красную Армию, два месяца проучился в Саранском пулеметно-минометном училище и в середине июля был отправлен в Арзамасское стрелково-минометное училище.
В июле 1944 года срок обучения окончился. Всем нам присвоили звание младших лейтенантов, но я был оставлен в запасном полку.
Только в середине сентября 1944 года наша группа получила предписание явиться на станцию Вилкавишкис (Литва) в распоряжение штаба 285 дивизии 3-го Белорусского фронта. Я получил назначение в 1017 стрелковый полк.
Далее нашу армию перебросили на I Украинский фронт. Мы прибыли в Польшу, в Августовские леса. Первый наступательный бой мы провели у польской деревни Костельная. После трехсуточного перехода вдоль линии фронта к р.Одер началась подготовка к ее форсированию. На рассвете 2 февраля 1945 года мы начали переправляться на левый берег под огнем противника, закрепились на плацдарме и держались около суток. Затем поступил приказ вернуться назад. Дело в том, что несколько выше того места, где мы держали плацдарм, танкисты навели понтонную переправу, и по ней пошли войска. По этой переправе перешли за танками и мы. Меня представили к награде. Я получил орден "Отечественной войны II степени".
13 февраля 1945 года нам предстояло наступать на деревню Обереке. Раздался свисток командира роты. Солдаты поднялись и цепью пошли в направлении деревни. На подходе к деревне нас встретил пулеметный огонь, как с фронта, так и с левого фланга. Мы залегли. И тогда по площади, где лежали наши стрелковые цепи, ударили минометы. Надо было быстро двигаться вперед. Я крикнул взводу: "Вперед!", и приготовился к тому, чтобы бежать. Вдруг по моей правой руке что-то сильно ударило. Автомат вышибло из рук, я упал на землю.
В госпитале в г. Ченстохов (Польша) я провел почти столько же времени, как и на фронте. Здесь мы узнали об окончании войны. В конце мая с меня сняли гипс, оставив только гипсовую лангетку.
А в конце июля 1945 года после выписки из госпиталя я прибыл в г. Дрезден, в штаб группы СВА ФЗС (Советской военной администрации Федеральной земли Саксония) для дальнейшего прохождения службы на нестроевых должностях. В отделе кадров СВА ФЗС мне вручили предписание явиться в военную комендатуру г. Радеберг для прохождения службы в должности офицера-экономиста.
В июле 1946 года прибыл приказ о моей демобилизации, и я, оформив в Дрездене необходимые документы, уехал на родину в г. Бобруйск.
Г.С.ВАЙНШТЕЙН