Mарийский Государственный Университет * Газета "Марийский Университет"

Я не была одинока

foto

Родители Нины воевали с первых дней войны: отец - сапер, мама - военный фельдшер. В 1943 году мамин госпиталь располагался под Москвой, в Горках Ленинских. Нина жила неподалеку в интернате. Часто прибегала к маме, писала за раненых письма, читала их. В общем, была своим человеком. 23 февраля по приказу персонал передислоцировался на фронт. И уже 5 марта на Павелецком вокзале сотрудники госпиталя погрузились в товарный эшелон, и Нина с мамой попрощались.

А три дня спустя в сожженной дотла прифронтовой деревеньке, где ходить можно было строго по указанным тропкам (мины!), при разгрузке эшелона обнаружили в нем "зайца". Это была Нина. Разве тринадцатилетняя девчонка могла оставаться в тылу, когда все близкие воюют? Делать было нечего: ей приписали несколько лет и зачислили санинструктором. Сначала она работала вместе с мамой. Но война есть война, тут не до сантиментов. Уже на территории Германии Нину направили на ускоренные курсы медсестер, а потом началась самостоятельная служба на специальном аэродроме - сопровождение в тыл тяжелораненых бойцов.

Самое страшное воспоминание всей ее жизни, когда маленький "У-2", где с трудом уместились пилот, Нина и солдат - узбек с ранением в живот (все внутренности наружу), попал в передрягу - их засек немецкий истребитель. Пилот был безоружен, все, что он мог, - только закладывать виражи и крутить "бочки", уходя от обстрела. Долетели чудом.

"На память" о войне осталась односторонняя потеря слуха и неизлечимая травма бедра. Отец с войны не вернулся, и Нина жила вдвоем с мамой. Но мирная жизнь такая счастливая!

Сначала Нина училась в вечерней школе и работала старшей пионервожатой. В 1953 году направили по распределению в г. Йошкар-Олу, где она трудилась в школах № 4 и № 11, Поволжском лесотехническом институте. Позже - аспирантура в Ленинграде и возвращение в Марийский политехнический. Отсюда, отработав два срока заведующей кафедрой английского языка, ушла Нина Александровна на пенсию. Но долго без работы не просидела: пригласили преподавать иностранный язык в МарГУ.

"Мои студенты и мои стихи, которые посвящаю дорогим мне людям, - все, что у меня есть, - рассказывает Нина Александровна. Мамы и родных уже нет, я совсем одна. Но когда вспоминаю свою жизнь, мне радостно, что вокруг меня всегда было очень много хороших людей. Я не была одинока".

Л.ВАРЕНОВА

Из газеты "Пенсионер" от 28.01.99 г.