Mарийский Государственный Университет * Газета Марийский Университет

В начало Предыдущая статья Содержание Следующая статья В конец

ПРИНОСИТ ЛИ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ РАБОТА В ВУЗЕ ?

Очевидно, что качество подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования в значительной степени зависит от качества преподавательского корпуса, осуществляющего учебно-воспитательный процесс и научные исследования, непосредственно работающего со студентами, передающего им свои знания, умения и практический опыт по конкретной специальности.

 

В мае-июне отделом менеджмента качества образования был проведен опрос преподавателей и сотрудников по поводу удовлетворенности работой в вузе по специально разработанной анкете. Все вопросы, отраженные в анкете, можно разделить на следующие группы:

 

1. Доступность информации.

2. Повышение квалификации.

3. Условия и организация труда.

 4. Основные проблемы.

 

Объектом исследования являлись преподаватели и сотрудники всех факультетов и институтов. В опросе приняли участие 308 человек, что составило более 45% ППС. В числе респондентов: руководящий состав, преподаватели и сотрудники факультетов и институтов, учебно-вспомогательный персонал, в том числе 43,5% – мужчины и 56,5% – женщины; по возрасту: до 30 лет – 15%, от 30 до 40 лет – 25%, от 41 до 50 лет – 19%, от 51 до 60 лет – 21%, старше 60 лет – 20%; по стажу работы в вузе:  до 5 лет – 22%, от 5 до 10 лет – 21%, от 11 до 15 лет – 22%, от 16 до 20 лет – 5%, более 20 лет – 30%.

 

1. Доступность информации

 

Анализ ответов респондентов показывает, что основными источниками информации о жизни нашего университета являются: а) кафедра, как основное структурное под-разделение университета – 21%; б) приказы и распоряжения ректора – 17%, по значимости занимают 2-е место, по всей видимости, они доводятся до сотрудников на заседаниях кафедр и деканатов; в) распоряжения проректоров, деканов – 12%; г) профессиональные разговоры на кафедре, в деканате – 9,5%; д) заседания Ученого совета и вузовская газета – по 6%, все остальные занимают небольшой  процент.

 

 Степенью доступности информации сотрудников о жизни университета на кафедрах (источник информации кафедры) – полностью и частично удовлетворены 93% опрошенных, от ректората – 65%, не удовлетворены источником информации по линии ректората – 20% респондентов, здесь нужно учесть, что информацию от ректората лично получают не все, так как многие не входят в состав ректората, им новости доводятся через деканаты, дирекции, кафедры. В целом удовлетворенность сотрудников доступностью информации достаточно высокая.

 

2. Повышение квалификации

 

Известно, что качество подготовки специалистов зависит, в первую очередь, от квалификации профессорско-преподавательского состава. Вопрос анкеты «Нуждаетесь ли Вы лично в повышении квалификации?» выявил, что 77% респондентов ответили положительно, 12% – нет. И только 56% полностью и частично удовлетворены теми возможностями повышения квалификации, которые предоставляет администрация вуза, однако 58% опрошенных не сталкивались с какими-либо проблемами при обращении по этому вопросу.

Есть немало способов повышения квалификации, основные, которые выделили наши респонденты, – это стажировки в профильных учебных и научных заведениях, на предприятиях – 25%, на втором месте – изучение новой литературы и участие в семинарах, конференциях, проводимых вузами или научными организациями (по 12,3 %).

 

11% отдают предпочтение стажировке за рубежом и выделению времени для индивидуальной творческой работы, 4% считают, что можно повысить квалификацию, посещая лекции коллег в своем и других вузах, и только 1%  –  через участие в работе учебно-методического объединения.

 

 Одним словом, уровень удовлетворенности преподавателей и сотрудников возможностями повышения квалификации недостаточно высок.

 

3. Условия и организация труда

 

По результатам анализа ответов на вопрос «На сколько вы удовлетворены условиями организации труда в вузе?», полностью и частично удовлетворены 84% опрошенных, где доля первых составила лишь 17%.

 

Всем известно, что уровень заработной платы не является решающим фактором в системе высшего профессионального образования (она не самая высокая,  поэтому остаются только энтузиасты). В связи с этим был задан вопрос о привлекательности работы в вузе. Из 12 позиций первое место по рейтингу – возможность интересной творческой работы со студентами и аспирантами – 26%, на втором месте – возможность профессионального роста как преподавателя, интересная внеучебная работа (открытые лекции, конференции и др.). Четвертое место по рейтингу – возможность заниматься наукой и издавать свои труды, однако на третьем месте – регулярность получения заработной платы.

 

В целом, достаточно положительно оценили опрошенные и различные аспекты жизни вуза: отношение со стороны руководства вуза, деятельность администрации, признание их собственных успехов и достижений, охрана труда и его безопасность, и ряд других. Однако 38,4% респондентов не удовлетворены условиями оплаты труда. Еще 40,8% дали ответ «частично удовлетворен».

 

Очень низко оценили опрошенные и такую сторону деятельности университета, как предоставление льгот (отдых, санаторное лечение и т.д.). Неудовлетворенность была высказана и по поводу системы организации питания и медицинского обслуживания: 40,6% удовлетворены лишь частично, 32,5% полностью не удовлетворены. Исключительно положительные ответы были получены при оценке моральной обстановки в вузовском коллективе. Большинство опрошенных полностью или в той или иной степени удовлетворено отношениями с администрацией,  непосредственным руководством, коллегами. Наиболее высокую оценку получили отношения со студентами: ни один респондент не дал ответ «не удовлетворен».

 

Особую озабоченность вызывают ответы на вопрос «Удовлетворены ли Вы ролью нашего вуза в обществе и в соответствующей профессиональной области?» Ровно 60% опрошенных ответили: «Удовлетворены частично».

 

         4. Основные проблемы

 

В целом, работа вуза по организации учебного процесса и по решению различных внутренних проблем его деятельности получила достаточно высокую оценку наших респондентов. Однако есть, по их мнению,  и серьезные проблемы, которые необходимо своевременно решать. Это, в первую очередь, слабая оснащенность современными техническими средствами обучения (первый рейтинг из 19 предложенных вариантов проблем, требующих первоочередного решения), дефицит аудиторий (второй рейтинг), недостаток учебно-методической литературы (третье место). Значительную часть преподавателей также беспокоят недостаточная лабораторная база и несовершенство системы стимулирования организаторов учебного процесса (по 7%), низкая дисциплина студентов. Названные проблемы однозначно свидетельствуют о том, что необходимо направить деятельность университета в определенном направлении, чтобы повысить эффективность работы в области качества. Остальные нерешенные вопросы, по мнению респондентов, также беспокоят их, но, как показали ответы, не в такой степени. Менее всего их волнуют такие проблемы, как неудобное расписание, обслуживание студентов в читальном зале и библиотеке, слабая система диагностики и оценки знаний студентов, омоложение преподавательского состава, организация производственной практики. Следовательно, можно сказать, что в университете эти аспекты деятельности поставлены на уровне, и они не вызывают чувства неудовлетворенности у преподавателей и сотрудников.

 

Безусловно, приведенные данные не отражают всех без исключения аспектов многогранной деятельности высшего учебного заведения. Да и мнения людей по тому или иному поводу могут меняться. Но результаты исследования достаточно ярко отразили общую ситуацию в вузе и могут служить базой для проведения дальнейшей организационной работы и решения многих наболевших проблем его жизни.

 

Т.А.ОКУЛОВА