<< К обзору"На войне как на войне"

  Дорогие ветераны Великой Отечественной войны, дорогие читатели! Поздравляем вас с 63-й годовщиной Великой Победы, с праздником памяти наших родных и близких, отдавших свою жизнь, защищая Родину, и рано попрощавшихся с нами в мирные дни из-за ранений и моральных испытаний пережитого.
     Четыре года вне родного дома, четыре года лишений и страха, четыре года грохота пулеметов и азбуки Морзе - мало кому удалось перенести все эти тяготы и жить дальше. Среди ветеранов Великой Отечественной войны МарГУ таковых осталось 20 человек. Перед ними низко преклоняем головы за нашу настоящую жизнь и светлое будущее.
    А сейчас, читая интервью с Таисией Федоровной Бастраковой, участником войны и ветераном библиотеки педагогического института, перед нами вновь предстанут страницы истории тех минувших лет.

    - Таисия Федоровна, расскажите, пожалуйста, как для Вас началась война?

    - Мы оканчивали 10 класс, сдавали последний экзамен - историю,.. и прогремело. Жили в деревне, в Новоторъяльском районе, летом пошла работать, а осенью всех демобилизовали и отправили на Волгу копать окопы. Нам выдали ломы, тяжелые, а земля каменистая. Представьте, мы, девчонки-десятиклассницы, что могли делать? Очень сложно было. Через месяц нашу группу отправили на лесоповал, работали с осени до Рождества. Я рубщиком была, со мной женщина - на лошади, а они были так истощены - ткни - упадут. В напарницы дали мою ровесницу, надо было свалить деревья, которые мы даже обхватить не могли, сучья убрать, спилить на двухметровки и сложить. Чтобы свалить дерево, брали пики - длинные палки, подпирали ими, смотря, куда упасть должно, а то могло закрутиться и поддеть. Главное - нам следовало расколоть двухметровки пополам, затем еще, только потом поднимали их и складывали. Нам давали задания и строго наказывали: норму не выполнишь - не возвращайся. Домой пешком ходили от Волги до деревни, по колено в снегу, обмораживались, 60 км - не шутка.

    - Много ли солдат отправили из республики? На каких фронтах Вы воевали?

    - В 1942 году из Марий Эл отправили много людей, были и из Сернурского, Пектубаевского районов. Три месяца стояли под Калугой, пока решали куда нас определить. По распределению кто куда попал - медсестрами, поварами, радистами стали. 3 месяца учились, потом направили в действующую часть Второго Белорусского фронта. Служила радистом в 38 отдельном полку связи. Многое видела: Белоруссию в огне, виселицы, зарево от горящих деревень. Белоруссию прошли, Польшу, а там уж - Германия, через Одер переезжали. Страшно было, бомбили с самолетов. В рукопашном бою не были мы. Нас никуда не отпускали, радисты со смены на смену по 6 часов ходили. В 1945-м демобилизовали, 45 км не дошла до Берлина.

    - Многие возвращались с войны домой, кто-то остался там. Где Вы встретили Победу? Как сложилась Ваша судьба?

    - Я вернулась домой. Брат погиб, зять без вести пропал, отец без меня умер. Поступила на работу в сельскую библиотеку, год отработала - перевели в районную. В 1949-м начали требовать диплом о высшем образовании, а его у меня нет. Проходила курсы в городе, в библиотеке, училась год. Назначили экзаменаторов из Елабуги - не приехали. Сказали, кто хочет, пусть сам едет туда. А откуда деньги? Из нас только двое съездили. Экзамены не сдала, и обратно я не вернулась, снимала квартиру - жили вдвоем с дочерью. Задача была - поднять дочь. Она окончила политех, потом в Москву уехала. В 1956-м меня пригласили работать в библиотеку пединститута, и трудилась здесь до 1972 года.

    - Война для нашего поколения - история. Мы знаем ее по фильмам и книгам. Вы - очевидец, поделитесь с нами каким-нибудь ярким впечатлением.

    - Много всего было, что уж вспоминать, приехали мы как-то в одну точку, одни на смену идут, другие - антенну устанавливают, кто-то обед готовит. Тут бежит один и кричит: «Кто свободен, идите, посмотрите!» Оказывается, немцы, когда отступали, закопали живых людей, и из-под земли доносились стоны. Вот так жестоко поступили. В Слуцк приехали, только разворачиваемся - немецкие самолеты тут как тут. Срочно переезжать велели. Самолеты летят, бомбят, мы на окраине картофельника были, легли, чтобы нас не заметили, иначе сразу расстреляли бы нас. Приехали в Бобруйск, сразу предупредили: "Воду в реке не брать и не подходить". В реке лошади и люди валялись, сама видела, там был ужасный бой, река вся красная от крови. Видела подбитые танки, обгорелых танкистов. Попробуйте вы все это пережить. До сих пор вспоминается. Вначале азбука Морзе все время в ушах звучала, сплю, утром спрашиваю: «Слышали или нет сигнал?» «Нет», - говорят. А мне все казалось, что станция работает, думала, может, враги где-то притаились.

    - Большое спасибо, мы желаем Вам здоровья и долголетия. И искренне надеемся, что еще много лет Вы будете рассказывать молодежи о той страшной войне, которая принесла много горя, и где вы, ветераны, жизнью и кровью спасли страну от ненавистного врага.

<<К обзоруБеседовали В.А.Самохин и К.О.Киносян