<< К обзоруИнформатизация – приоритетное направление

    - Геннадий Иванович, Вы один из молодых докторов наук, ваша работа посвящена исследованиям в достаточно сложной области - теоретической физике. Скажите, пожалуйста, где состоялась защита Вашей докторской диссертации?

    - Защита моей диссертации прошла в Казанском государственном университете в конце мая текущего года. По теоретической физике в КГУ очень солидный диссертационный совет. Первый оппонент по диссертации - академик Российской АН, профессор, доктор физико-математических наук Ю.А.Изюмов, второй - профессор Российского университета Дружбы народов физик-теоретик Ю.Г.Рудой, а третий - член диссертационного совета профессор, доктор физико-математических наук Г.Б.Тейтельбаум. Ведущей организацией был Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова.

    - Какой теме посвятили Вы свою работу?

    - В 1985 году я поступил в аспирантуру Казанского государственного университета по теоретической и математической физике, а в 1986 году было открыто явление "высокотемпературная сверхпроводимость". Я тогда занимался несколько другими проблемами, связанными с динамикой спиновых подсистем в разбавленных магнитных сплавах при низких температурах, практически процессами, происходящими при температурах чуть выше абсолютного нуля (-273,16°С). Завершив и защитив кандидатскую по спиновой динамике подсистем локализованных моментов и электронов проводимости, я переключился на высокотемпературные сверхпроводники - мне эта тема показалась очень интересной. Тогда же было высказано предположение, что высокотемпературную сверхпроводимость можно объяснить в рамках модели Хаббарда - одной из основных фундаментальных теоретических моделей физики твердого тела, которая предполагает, что электроны движутся по кристаллической решетке путем переходов с одного узла на другой (соседний), при наличии на каждом из них лишь одного электронного энергетического уровня.

    Вся моя дальнейшая работа, начиная с конца 80-х, и докторская диссертация были посвящены исследованиям модели Хаббарда. В конце XX - начале XXI вв. было сделано множество открытий, которые будут предопределять нашу дальнейшую жизнь, а именно, в области нанотехнологий. Были открыты фуллерены, нанотрубки и т.д. И все, чем я занимался в конце 90-х годов, оказалось очень нужным в этой области науки. Все методы, которые были разработаны мной, можно было применять в этой области. Я относительно легко смог вычислить функции Грина, корреляционные функции для фуллеренов, нанотрубок и т.д., что сейчас вызывает повышенный интерес во всем мире. Поэтому внимание к моей работе всегда было повышенным, на конференциях данная тема обсуждается бурно, и ко мне относятся с пониманием и интересом. Когда достиг определенных результатов, я удивился, что по большому счету было предвосхищено очень многое. Сегодня многие открытия в области нанотехнологий мы в состоянии, по крайней мере, описать и объяснить.

    Наши теоретические исследования, нисколько не отстают от западных. Конечно, наблюдается отток на запад большого количества экспериментаторов и частично теоретиков, которым нужны огромные средства для проведения исследований на должном уровне. Но потенциал остался, и его можно реализовывать. Если правительство поддержит работы в области нанотехнологий, можно добиться больших результатов.

    - Где и под чьим руководством проводили свои исследования?

    - И кандидатскую, и докторскую диссертации я написал в Казанском государственном университете под руководством уважаемого профессора Б.И. Кочелаева. По окончании докторантуры оформил свою работу и представил к защите. Я очень благодарен Борису Ивановичу за то, что он работал со мной и продолжает работать. Судьба меня свела со многими выдающимися физиками - академиком Ю.А.Изюмовым, классиками исследований по модели Хаббарда профессорами Р.О.Зайцевым (Курчатовский институт), Д.И.Хомским (в настоящее время работает в Германии), Н.М. Плакидой (Курчатовский институт). Я благодарен за тесное научное сотрудничество профессору КГУ Р.Р.Нигматуллину, благодарен за поддержку заведующему кафедрой теоретической физики КГУ Ю.Н.Прошину.

    - Найдут ли Ваши теоретические выводы какие-либо практические применения?

    - Конечно, научные изыскания, кои были получены и, надеюсь, будут получены за время исследований, найдут свое практическое применение. Приведем один пример - буквально года два назад был открыт так называемый "золотой фуллерен" - наночастицы золота, близкие по форме к углеродным "футбольным мячам". Молекулы, в состав которых входят 16, 17 или 18 атомов, выглядят как многогранники с полостью внутри. Это было ажиотажное открытие в мире науки. Когда синтезировали "золотой фуллерен", мне удалось быстро подсчитать его характеристики. В мае 2007 года я созвонился с редакцией журнала Академии наук "Физика твердого тела". Моя статья была опубликована в рекордно сжатые сроки (январь 2008 года), и она была хорошо воспринята моими коллегами. Повторяюсь, что получено (вычислены энергия ионизации, энергия сродства к электрону и т.д.), это теоретическое предсказание, экспериментальных данных по этому поводу нет. Сделанное нами имеет предсказательную силу. И если в Америке или в Японии удастся провести эксперимент по измерению этих величин, то будет новый прорыв в науке. В этом направлении надо продолжать исследования. Те же фуллерены, углеродные фуллерены, нанотрубки - это база для создания квантовых компьютеров. Я полагаю, что делается в теоретической области нанотехнологий, действительно имеет большое будущее, имеет необозримое применение в будущем.

    - Были ли в Вашей деятельности несоответствия между теорией и практикой?

    - В своей практике я дважды сталкивался с подобной ситуацией. Первый раз еще в пору написания кандидатской диссертации. Американский ученый профессор Бабешка провел серию экспериментов по исследованию свойств металлов с магнитными примесями вблизи температуры абсолютного нуля. Были получены экспериментальные результаты, но ни в Америке, ни у нас не могли объяснить полученные результаты. Мой руководитель Б.И.Кочелаев поставил передо мной задачу: теоретически решить этот вопрос. Действительно, удалось построить теорию, которая без всяких излишеств объясняла результаты, полученные американцами. По результатам кандидатской была построена теория электронного парамагнитного резонанса в разбавленных магнитных сплавах, где было объяснено явление, связанное с динамикой спинов различных спиновых подсистем. Те результаты, которые нельзя было объяснить до этого, нашли свое объяснение. Практически аналогичная ситуация была в конце 90-х годов. В Германии было открыто явление в области электронного парамагнитного резонанса, не находящего в то время объяснения. Интересное явление, авторами открытия стали ученые-физики Казанского госуниверситета и Дрездена (Германия). Они вышли на меня, и результатом совместной деятельности стал научный труд, опубликованный в европейских журналах.

    - Каким образом Вас поддерживали друзья и коллеги?

    - Несомненно, чувствовал поддержку коллег по кафедре (кафедра МГПИ им. Н.К.Крупской - авт.), специалистов Казанского госуниверситета и всех тех, с кем мне приходилось сталкиваться по работе. Хочется назвать коллектив кафедры магнетизма МГУ, профессоров А.В.Ведяева и Б.А.Кочелаева, академика Ю.А.Изюмова. Помогали друзья, товарищи. Вспоминаю последнюю конференцию, когда ко мне подошел корифей той области, в которой я работаю, профессор Даниил Ильич Хомский и спросил, что же и как мне удалось сделать. Во время стендовой сессии я рассказал о своих исследованиях. В конце разговора он встал, пожал мне руку и сказал: "Геннадий Иванович, поздравляю, Вы у нас победитель!" И когда классик в этой области поддержал меня, я понял, что многое можно сделать. Это воодушевило меня.

    - Вас назначили на должность проректора по учебной работе. Какие основные задачи предстоит решить Вам в ближайшее время?

    - Конечно, это очень трудный вопрос. Я пока только вникаю в суть моей работы - что можно сделать в рамках университета. Много консультируюсь с сотрудниками, в постоянном контакте с первым проректором Виталием Алексеевичем Ивановым. Сейчас, например, я работаю над созданием Совета по информатизации. Планируем, что Совет станет совещательным органом при ректоре, объединит университетскую элиту и будет определять дальнейшую стратегию в области информатизации в нашем вузе. Меня удивляет тот факт, что политику в области информатизации (по крайней мере, в некоторых областях) определяют практически некомпетентные в этой сфере люди. Почему, например, системные администраторы, те же студенты-старшекурсники, должны определять, какие сайты можно посещать уважаемым профессорам, доцентам, какими ресурсами можно пользоваться или кому открывать электронные ящики и работать. Думаю, что эту политику должна вершить именно элита нашего университета.

    Информатизация и компьютеризация необходимы не только для того, чтобы увеличить количество машин, это делается для управления качеством образования. Все мероприятия информатизации и компьютеризации должны быть направлены на повышение качества образования студентов. Необходимо найти механизмы для управления качеством образования. В процессе знакомства с работой структурных подразделений вуза я, к примеру, встречался с руководством библиотеки. С Владимиром Владимировичем Изыкиным мы обсуждали план развития библиотечной системы в университете: как можно расширить ее работу, к примеру, на общежития, создать Интернет-центры, чтобы студенты, по крайней мере, имели возможность в вечернее время получать знания: скачивать книги, электронные издания, выполнять контрольные тестовые задания и т.д. В этой сфере надо многое сделать, чтобы в идеале стремиться к следующему. Недавно я был в командировке в Москве и, помимо работы в министерстве, посещал учебные корпуса и общежития московских вузов. Меня знакомят с общежитием, и что я вижу. В каждую комнату проведены Интернет, кабельное телевидение. Для чего? Да до элементарного просто: студенты обеспечены всем, что может дать им знание, - языковая практика, научные статьи и книги, исследования, тестовые задания, контрольные работы и т.д. Радует, что все свободно бороздят просторы Интернета, нет ограничений в доступе к информации. Мы должны стремиться к этому. Студенты должны иметь выход в Интернет, должны работать в Интернете, скачивать информацию для улучшения качества своего образования. Несомненно, в сети есть много негатива, но не стоит этого бояться. Считаю, что работу здесь надо вести на доверии к студенту, не забывая и о воспитательной работе. Наряду со свободой, должны быть какие-то рамки, обязанности. Мы, преподаватели, должны работать над тем, чтобы у студента возникала осознанная необходимость в повышении своей культуры, воспитанности, образованности и чтобы он непрерывно развивал свои образовательные способности и свой потенциал.

    - Спасибо за интервью. Желаю Вам успехов на научном поприще, а также на руководящем посту. Коллектив университета возлагает большие надежды на Вас и на весь вновь избранный ректорат вуза.

<<К обзоруАнатолий Светлаков