<< К обзору"В бухгалтера попал случайно, и об этом не жалею"
Наша газета продолжает знакомство с руководящим составом Марийского государственного университета. Сегодня наш собеседник - проректор по экономическим и социальным вопросам Алексей Николаевич Попов.
- Алексей Николаевич, Вы самый молодой из вновь назначенных проректоров МарГУ. Какие ощущения на новой для Вас и ответственной должности проректора по экономическим и социальным вопросам?
- Я попал в хороший коллектив как университета в целом, так и ректората. С людьми работать приятно. Чувствую поддержку ректора, коллег, начальников отделов. Попадая в новый коллектив, приходится осваивать значительный круг вопросов, консультироваться с коллегами, но я не испытываю никаких трудностей. Работа в бюджетной сфере для меня достаточно новая, но, тем не менее, интересная. Я вообще люблю изучать что-то новое.
- Расскажите вкратце о себе.
- Я родился в 1974 году в г. Йошкар-Оле. Мой отец - военнослужащий, сейчас на заслуженном отдыхе, мама - служащая. Окончил среднюю школу №11, затем - с отличием Марийский государственный технический университет по специальности "Бухучет и аудит". Параллельно с аспирантурой получил второе высшее образование по специальности "Юриспруденция". В 2000 году в МарГТУ защитил кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством" на тему "Экономические методы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (на примере Республики Марий Эл)". В основном писал про сельхозкредит - в то время эта тема была актуальной и нужной для сельского хозяйства. Затем поступил в докторантуру уже нашего университета. Научным консультантом стал Н.С.Катков; в 2007 году защитил докторскую диссертацию в Российском университете кооперации (г. Москва) по специальности "Финансы, денежное обращение и кредит" (А.Н.Попов - первый доктор наук по этой специальности в республике - ред.). В ноябре получил подтверждение ВАКа. Лизинг мы рассматривали как систему взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимодополняющих элементов (участников процесса, рыночных институтов, соответствующих инструментов). Многие диссертации, к сожалению, пишутся однобоко, т.е. рассматриваются либо лизингодатель, либо лизингополучатель. Мы взяли всю систему в целом, хотя упор сделали на лизингодателя, поскольку совершенствовать финансовую систему лизинга можно, главным образом, за счет оптимизации именно деятельности лизингодателя, как ключевой фигуры лизинговых сделок (потому как мы считаем, кто кредитует (финансирует), будет работать эффективно, и средства точно пойдут в реальный бизнес, в сельское хозяйство и т.д.).
Помимо учебы, я всегда работал. С первого курса устроился страховым агентом, это стало неоценимым опытом "общения" с нашим бизнесом. Обучаясь по направлению крупнейшего в то время "Марпромбанка", я стал его внутренним аудитором. После окончания вуза преподавал на кафедре бухучета МарГТУ, кроме этого, попробовал себя в торговле, промышленности на самых различных должностях: начиная главным бухгалтером заканчивал генеральным директором. Долгое время работал в энергетике, вырос до первого заместителя генерального директора одной из крупнейших компаний в республике. Преподавательскую деятельность я никогда не оставлял: став докторантом, работал на кафедре экономической кибернетики, а с этого года - на двух кафедрах: финансов, анализа и статистики и организации и управления в АПК.
- Кем хотел стать "главный экономист" университета в детстве?
- В раннем детстве, наверное, как и все: летчиком, военным... В выпускном классе я был твердо уверен, что стану физиком или, как минимум, радиоинженером, потому как заканчивал математический класс. В бухгалтера попал случайно, и об этом не жалею. Когда заканчивал школу, у нас была встреча с управляющим банком. Он мне и посоветовал, так как специальность интересная, хотя в то время еще как бы и не модная (ведь это было до начала рыночных отношений). Я нашел литературу, просмотрел материалы, и мне понравилось. И, повторяюсь, за все годы моей работы и учебы ни разу не пожалел, что выбрал именно это направление деятельности.
- Вы доктор экономических наук, работа управленца не накладывает отпечаток на преподавательскую и научную работу?
- Конечно, это накладывает свой отпечаток. Из негатива отмечу только одно - частая нехватка временного ресурса. Стараюсь заниматься своим тайм-менеджментом, организовывать себя. С другой стороны, я вижу только большие плюсы. Да, университет большой, да, он объединенный, но вопросы, которые решаются здесь, практические. Они полезны для любого специалиста. На занятиях я стараюсь давать студентам не голую теорию, а опираться либо на свой опыт, либо на опыт своих коллег. Это, в общем-то, и есть плюсы в преподавании. Наукой, конечно, не перестаю заниматься. Сейчас я пишу несколько статей для журналов, рекомендованных ВАК РФ, в начале учебного года подготовил пособие по бюджетированию (А.Н.Попов - автор более 120 научных и учебно-методических работ, в т.ч. 3 монографий - ред.). Думаю, это будет полезно для студентов, так как предмет новый, а пособий по нему даже по Российской Федерации в целом очень мало. Пособия пишутся для практиков, но там несколько другой аспект.
Поэтому я вижу только положительные моменты совмещения преподавательской деятельности и административно-экономической работы.
- С 1 декабря все бюджетные учреждения перешли на новую форму оплаты труда. Какие изменения в университете произойдут в связи с этим ?
- Изменения будут достаточно весомые в части самой системы. Возможно в деньгах люди это не почувствуют, потому что, когда вводили новую систему, мы старались не сокращать персонал, т.е. та оптимизация, которую мы провели, - это самое минимальное, что мы смогли сделать. По заработной плате тоже старались сделать так, чтобы с 1 декабря работники не стали получать меньше. Изменения будут в следующем. Во-первых, оклады теперь будут определяться на том уровне, которое задается ректором университета, исходя из имеющихся средств. Это нормально, это федеральная установка. Система стимулирования также разработана, и говорить, что ее нет, неправильно. Она есть, и в зависимости от наличия средств будут устанавливаться приказами ректора стимулирующие выплаты. Насчет изменения уровня оплаты труда: даже на федеральном уровне сложно ожидать большого повышения по всем категориям. Тем не менее, реально это смогут ощутить на себе младший обслуживающий персонал, так как минимальная заработная плата с 1 января 2009 г. возрастет до 4330 рублей, и профессорско-преподавательский состав, по которому мы старались выдержать повышение на 30%.
- При университете создается Попечительский совет. Каким Вы его представляете?
- Вопрос о Попечительском совете возник не случайно. На Ученом совете мне поставили вопрос о привлечении спонсоров. Оказалось, что системной работы у нас не было и нет. Есть некоторый опыт в нескольких подразделениях, в частности, юридическом, электроэнергетическом факультетах, в институтах экономики, управления и финансов; аграрно-технологическом и т.д. Но эта работа носит разовый характер. Когда нам что-то требуется, мы к ним обращаемся и, в основном, к нашим выпускникам. Они нас понимают, поддерживают, но системы, повторюсь, нет. Привести все это в систему, как видится, можно через Попечительский совет. Сейчас Положение рассматривается на Ученом совете; члены совета заслушали материал, теперь вносят свои предложения. Здесь было решено идти по пути создания Попечительского совета снизу вверх: сначала на факультетах, а затем на базе их опыта, возможно даже на базе их членов - "большой" совет вуза. Это уже вопрос следующего года. Это взвешенная позиция ректора и всего ректората. Возможно, с точки зрения сегодняшнего кризиса, "внизу" будет проще создавать факультетские советы. К тому же, они взаимодействуют со своими спонсорами и массовых отказов от участия в жизни факультетов, по-моему, не будет.
С другой стороны, повторяю свои слова, Попечительский совет нельзя рассматривать как "дойную корову" - в попечителе надо видеть партнера; не только человека, который финансирует, а организацию или физическое лицо, способное дать нам хороший совет, не вмешиваясь в работу вуза. При работе с попечителями надо видеть встречный интерес, например, заинтересованность в будущих потенциальных рабочих кадрах. Можно найти и множество других точек соприкосновения.
Что касается форм организации совета. Есть два варианта - это юридическое лицо (некоммерческая организация) и предусмотренное Типовым положением объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. В случае нашего университета, по многим причинам второй вариант является оптимальным на данный период времени.
- Каково Ваше жизненное кредо?
- Затрудняюсь, в двух словах сформулировать кредо, но, как минимум, считаю, что, во-первых, надо всегда и всерьез работать, где бы ты ни трудился. Во-вторых, мне всегда нравилось и нравится учиться (я учился по многим программам: получил аттестат аудитора, международные сертификаты по МСФО и финансовому менеджменту (DipIFR(рус), IPFM) и др.), иногда - проверять свои профессиональные знания и навыки (в 1994 г. я выиграл конкурс на звание лучшего бухгалтера республики). Очень люблю преподавать. Единственное - хочется, чтобы студенты слушали и пытались тебя услышать, и быть уверенным, что им это тоже нужно и интересно. Очень нравится заниматься консалтинговой работой, так как долгое время работал в аудите (это позволяет развиваться в профессиональном плане). Естественно, поддерживаю семейные ценности, занимаюсь воспитанием сына, с супругой прививаем ему тягу к литературе. Из хобби, наверное, как смеется моя супруга, - это учиться, собирать домашнюю библиотеку. Летом стараемся выбираться на природу, отдыхать на даче, хотя на это не всегда хватает времени.
- Алексей Николаевич, спасибо Вам за интересный рассказ. Пожелаем успехов на новой должности, в научной и педагогической деятельности. Конечно же, поздравляем с наступающими праздниками!
- Спасибо!
<<К обзору