<< К обзоруКадры решают все
Сегодня у нас в гостях проректор по дополнительному профессиональному образованию - директор института повышения квалификации и переподготовки кадров, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Иван Германович Хлебников.
- Иван Германович, создание Института повышения квалификации и переподготовки кадров как отдельного подразделения МарГУ - это дань моде или веяние времени?
- Однозначно, это - не дань моде. Решение о создании института было принято на Ученом совете университета еще 29 ноября 2006 года. Пусть с опозданием, но 1 сентября 2008 года новая структурная единица вуза открыла свои двери для слушателей. Курсы по переподготовке отдельно функционировали и при педагогическом институте, и при университете. После объединения вузов назрела необходимость создания единой структуры. В первую очередь, это обусловлено необходимостью социальной защиты преподавателей. Вследствие объединения образовательных учреждений были ликвидированы дублирующие кафедры и специализации, сократились штатные единицы преподавательского состава, уменьшилось число лекционных часов и т.д. Курсы помогают в какой-то мере улучшить материальное положение преподавателей. Во-вторых, невостребованные или работающие не по профилю сотрудники получат возможность переквалифицироваться по востребованным специальностям. К тому же по окончании курсов слушатели получают документы государственного образца. Это, в свою очередь, дает больше шансов при поступлении на новую работу.
По поводу конкуренции. Как таковой ее нет, и подготовительные курсы работают в самостоятельном режиме. Каждый факультет или институт должен проводить краткосрочные курсы, так как это и дополнительные средства для увеличения заработной платы, укрепления материальной базы, приобретения дополнительного оборудования. Мы не собираемся узурпировать всю деятельность в этом направлении, даже стимулируем подобные курсы. Со своей стороны мы оказываем методическую помощь, помощь в организации рекламы. К примеру, мы помогли в составлении программы и других организационных документов для курсов по радиационной безопасности на физико-математическом факультете. Точно также работаем и с другими подразделениями.
- Расскажите о структуре института, о вкладе наших ученых в образовательный процесс.
- В структуре института четыре человека: директор, заместитель директора, заведующий кабинетом и документовед. На них ложится большой объем организационной работы: разработка программ обучения, подготовка аудиторий, технических средств и т.д. В то же время, это большая ответственность - держать весь процесс под контролем. Тем не менее, мы не намерены искусственно увеличивать численность. В перспективе хотим иметь в штате специалиста по организации курсов переподготовки и повышения квалификации для сотрудников МарГУ.
Преподавательский состав на курсах преимущественно комплектуется из числа наших ученых. О причинах мы уже говорили. Мы настоятельно просим, иногда просто требуем, чтобы привлекались именно специалисты университета, потому как потенциал позволяет делать это. В ряде случаев приглашаем со стороны, даже иногородних и московских ученых.
- С какими организациями и учреждениями институт сотрудничает наиболее тесно?
- Работаем в тесном контакте с курсами переподготовки кадров МарГТУ, с Марийским институтом переподготовки кадров агробизнеса, Марийским институтом образования. Приглашаем их специалистов, а им рекомендуем своих ученых и преподавателей. Это обуславливается тем, что вышеперечисленные учреждения имеют колоссальный опыт работы в сфере переподготовки кадров и наработали богатый материал в своих отраслях. По специальным отраслевым направлениям приглашаем на лекции сотрудников и руководителей банков, налоговых органов, прокуратуры и т.д.
В ближайших планах участие на конкурсной основе в переподготовке кадров агропромышленного комплекса совместно с Министерством сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл.
Не остаются в стороне и подразделения МарГУ. Поддержка ректората, помощь ИВЦ и Aptech в организации и проведении курсов - хороший стимул для дальнейшей работы.
- Известно, что подготовка кадров - это непрерывный и трудоемкий процесс. Дают ли ваши курсы весь необходимый объем знаний для работы в современных условиях?
- Действительно, подготовка специалиста - трудоемкий процесс, но мы смело идем на различные эксперименты. Сегодня запущены 72-часовые курсы и двухгодичные курсы, программы которых рассчитаны до 1000 и 1500 часов (по трем специальностям). Еженедельно встречаемся со слушателями (как обычно, краткосрочных курсов) и подводим промежуточные итоги.
С обоюдостороннего согласия нивелируем некоторые лекционные часы в пользу тех тем, которые требуют более углубленного изучения. Это приветствуется и нами, и стороной, направляющей слушателей. Работодатели понимают, что кадры в наше время решают многое.
- Какими Вы видите перспективы института?
- Мы постоянно анализируем свою работу. Думаю, что уже крепко встаем на ноги и можем соответствовать требованиям сегодняшнего дня: качественное дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации самих специалистов вуза и т.д.
Ищем новые направления работы, принимаем участие в федеральных конкурсах на проведение курсов, рекламируем, рекомендуем себя, - как видите, ведем весь цикл образовательной и информационной деятельности. Считаю, что свою нишу мы займем достойно.