<< К обзору“Путевка в жизнь” глазами сегодняшних студентов

17 марта исполняется 100 лет со дня рождения замечательного поэта, талантливого актера, достойного сына марийского народа Йывана Кырли (К.И.Иванова). Родился он в деревне Купсола Сернурского района.

Был рабфаковцем
В Казани,
Бил стихами
Старый быт.
Мустафой
Стал на экране.
В этой роли
Знаменит.
Я в кино
Играл два года,
Трудно было мне
Порой.
Говорят -
Любим народом
Мною сыгранный герой...
С детства
Знал нужду и голод
И дрожал
За жизнь свою,
А сегодня -
Во весь голос
Я от радости
Пою!...
                                                    
    Но недолго пел свою счастливую песню Кирилл Иванович, трагически оборвалась его жизнь в годы сталинской репрессии как "врага народа". Страницы биографии и творческого пути поэта и актера подробно описаны в исследованиях М.И.Исиметова "Йыван Кырля". (Йошкар-Ола, 2003).

    В юбилейный год нашего именитого земляка студентов 3-5 курсов факультета начальных классов, которые изучают марийскую музыкальную культуру, мы познакомили с трагической судьбой этого неординарного, талантливого человека, прославившего марийский край, сыгравшего в 30-е годы прошлого столетия главную роль в первом звуковом фильме " Путевка в жизнь".

    О небывалом успехе этого фильма с главным героем Мустафой писали газеты не только СССР, но и многих стран мира: Франции, США, Германии, Турции, Италии, Индии... "Я не помню большей сенсации в Париже, чем та, которая была вызвана демонстрацией фильма "Путевка в жизнь" в одном из самых шикарных театров "Пигаль", писал известный французский писатель и кинокритик Леон  Муссинак. К 1932 году фильм был показан на экранах 27 стран мира.

    Этот замечательный фильм по телевидению демонстрировался давно, и нам хотелось выяснить: знают ли наши студенты что-либо об этом фильме, о судьбе главного героя. С этой целью было проведено анкетирование. Выяснилось, что многие этот фильм видели раньше или знали о нем из рассказов родителей и мечтали когда-нибудь его посмотреть. Почти все отметили большую воспитательную роль фильма, методы трудового и нравственного воспитания педагогов. "Я была потрясена от просмотренного фильма. Он заставляет проанализировать свою жизнь" (студентка 3 курса). Еще несколько цитат из ответов на анкету: "Дали ребятам шанс на хорошую жизнь, "Фильм задел за душу", "Фильм показал, что нет "трудных" детей, даже из беспризорников можно сделать достойных граждан своей страны", "Этот фильм раскрывает методы воспитания через труд, доверие, учит справедливости, бороться за свое счастье", "Беспризорников нужно не осуждать, не избивать, а пожалеть и помочь устроить им жизнь", "Делать больше добра", "Фильм показал, что нужно помогать друг другу, а не оставлять человека в беде", "В фильме раскрыты пути и эффективные методы - как вернуть к нормальной жизни беспризорных детей, дать им почувствовать радость и удовлетворение от результатов своей работы". Одним словом, сегодняшние студенты, будущие учителя, воспитатели поняли и приняли этот фильм, поставленный на подлинной истории новаторского педагогического эксперимента по перевоспитанию беспризорных детей, искалеченных улицей в 20-е годы.

    Мнения многих студентов, отвечавших на вопросы "Какие наиболее эффективные воспитательные моменты увидели в фильме?" и "Чему учит этот фильм?", выражены в ответах студентки 5 курса Светланы Крюковой: "Фильм имеет большое воспитательное значение. Четко прослеживаются наиболее приемлемые и верные линии поведения как воспитателей, так и воспитанников. Только осознанность в поведении воспитанников может привести к желаемым положительным результатам. В течение фильма действующие герои - дети и подростки - постепенно приходят к осознанию того, что значит труд, здоровый образ жизни и т.д. Они понимают, что в значительной мере сами ответственны за свою жизнь и в их силах сделать ее "хорошей" или "плохой". Недаром фильм называется "Путевка в жизнь".

    Жить и трудиться, стать настоящим человеком, жить достойно - это основа, цель, и многим ребятам из фильма это стало по плечу. А что касается воспитателей, то можно сказать, что они в своей работе выбрали верную линию поведения. Это и оказанное ребятам доверие, и вера им, в их лучшее будущее, и приобщение к труду, что дало ощутимый и видимый воспитанниками результат. Это и предоставление самостоятельности, что повысило их ответственность за свой выбор. Все это дало положительный результат и большинство воспитанников получило "путевку в жизнь".

<<К обзоруР.Н.Турченкова, доцент ФНК