<< К обзоруВрач и ученый
Еще будучи школьницей, она мечтала о медицине, сегодня эта прекрасная женщина - медик-преподаватель высшей школы, автор многочисленных научных работ, заслуженный деятель науки РМЭ, отличник народного просвещения РСФСР, почетный работник высшего профессионального образования РФ, награждена почетными грамотами Министерства просвещения РФ, Министерства здравоохранения республики и педагогического института, благодарственными письмами ректората и профсоюзного комитета. Мы беседуем с Розой Платоновной Четкаревой, кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры медико-биологических дисциплин.
- Роза Платоновна, Вы прошли славный путь: заведовали терапевтическим отделением Медведевской районной больницы, были участковым врачом поликлиники №1 г. Йошкар-Олы, зав. терапевтическим отделением Йошкар-Олинской горбольницы, зав. кафедрой гражданской обороны. Что побудило Вас связать свою жизнь с медициной?
- На мою будущую профессию повлияли детские впечатления: моя мама, Анна Ивановна Шулепова-Ложкина, была сельской учительницей, и к нам часто приходили в гости жители поселка. Одной такой гостьей была фельдшер, которая постоянно рассказывала истории из жизни ее больных, все ходили к ней лечиться, и она никому не отказывала. Вот это чувство сопереживания и желание помочь окружающим поразило меня тогда до глубины души, и мне захотелось стать такой же.
- Педагогические корни на Вас не могли не повлиять?
- Вы правы, уже с 1 класса я помогала маме проверять тетради, занималась с отстающими. Окончив школу с похвальной грамотой и поступив в медицинское училище, я продолжала заниматься, так сказать, просветительской деятельностью.
- Каждый молодой человек пытается стать самостоятельным в материальных вопросах и часто забывает о продолжении образования. Что же предпочли Вы?
- Окончив училище на "отлично", я тоже решила поработать. Несколько лет заведовала медпунктом в Сернур-ском районе и поняла, что знаний недостаточно. И приняла решение поступить в Казанский государственный медицинский институт. Получив вузовский диплом с отличием, я вновь вернулась в Марий Эл, и, будучи уже матерью двоих детей, поступила в ординатуру. Защитила кандидатскую диссертацию на тему "Обменные процессы при менингококковой инфекции" (по клиническим и лабораторным данным). Стремление к познанию нового вело меня дальше, я подала документы на конкурс в Башкирский медицинский институт, где проработала в течение года на кафедре терапии, позже - на кафедре инфекционных болезней.
- Работая по профессии, связанной с клятвой Гиппократа, Вы все же пришли в науку. Что же изменилось?
- Вернувшись в Марий Эл, я работала внештатным заведующим, терапевтом-консультантом в Республиканской больнице №2, затем была приглашена в пединститут. В 1978 г. была назначена ст. преподавателем кафедры гражданской обороны.
- Ваши монографии "Менингококковая инфекция", "Природа, здоровье и табу народа мари", книги в соавторстве - "Сауна" и "Марийская религия и культура" достаточно разноплановы. Каков круг Ваших научных интересов?
- Моя научная тема всегда связана с природными факторами Марий Эл и Среднего Поволжья. Еще в тринадцатилетнем возрасте, приехав в город, я стала чувствовать разницу между жителями села и города, их менталитет, отношение к природе и людям. Многое меня удивляло и заставляло задумываться, поэтому эти темы стали важными для меня и интересными.
- Как Ваши дети относятся к Вашим разносторонним увлечениям, и какую профессию они выбрали?
- Мои дети в качестве жизненного профессионального пути избрали медицину, и никто из нас не жалеет о выборе именно этой профессии - профессии настоящей и столь необходимой, гуманной.
- Вы представитель двух важных в жизни профессий. Что помогало Вам из области медицины в преподавательской деятельности, был ли синтез двух наук в преподавании?
- Гигиена, гуманное отношение к здоровью, природе, людям, разновидности инфекционных заболеваний и их профилактика и многое другое было освещено в моих лекциях. Но главным подспорьем на занятиях всегда были примеры из жизни, профессиональной деятельности, потому что часто практика дает больше знаний и умений, чем теория. Поэтому будущим учителям я хотела бы пожелать, чтобы больше опирались в своей работе на практические ситуации на основе теории, а врачам - чтобы эти ситуации были с вашей теорией совместимы, поскольку в нашей профессии сюрпризы не всегда бывают приятными.
- Роза Платоновна, поздравляем Вас с юбилеем и благодарим за Ваш вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения.
<<К обзору