<< К обзоруВнутривузовская система качества образования МарГУ: первые итоги внедрения
Проблема обеспечения качества образования продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых в настоящее время как представителями государственных органов, работодателей, так и академической общественностью. Несомненно, она является центральной и в проводимой реформе образования: "полезность реформы относительна, если она не ведет, в конечном счете, к повышению качества образования".
Качество образования определяют как сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов и всей системы образования в целом установленным потребностям, целям, требованиям и нормам (стандартам), которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом (Круглов В., Кутузов В., Пузанков Д. Управление качеством как процесс: типовая модель системы качества образовательных учреждений // Аккредитация в образовании. 2006. № 7). Обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства заявлено главной задачей российской образовательной политики.
На государственном уровне координацией работ в области управления качеством высшего профессионального образования призван заниматься созданный в 2004 году Совет по координации управления качеством высшего профессионального образования. Государственная система обеспечения и оценки качества образования включает в качестве ключевых элементов:
- государственный образовательный стандарт;
- процедуру комплексной оценки деятельности вуза, причем показатели, используемые в отечественной системе государственной аккредитации для оценки качества образования, cопоставимы с показателями, принятыми в большинстве европейских стран;
- конкурс внутривузовских систем обеспечения качества;
- рейтинг вузов и специальностей Федерального агентства по образованию.
На сегодняшний день ситуацию с обеспечением качества подготовки специалистов в России нельзя назвать благополучной в силу воздействия ряда факторов, связанных и с сокращением финансирования вузов, и, как следствие, с деформацией самой сущности вуза как центра науки, образования, культуры, центра духовности и нравственности. Значительно ослабли связи с потребителями кадров, которые, прежде всего, являются для вузов индикаторами содержания и качества ВПО, возникли трудности с трудоустройством выпускников.
Поиск путей адаптации вузов к новым условиям потребовал и изменения отношения к вопросам оценки и обеспечения качества образования. Накопленный отечественными вузами опыт показывает, что современные методы и стандарты управления качеством применяются в тех образовательных учреждениях, которые развивают свою предпринимательскую инновационную деятельность и стремятся завоевать на рынках образовательных услуг и наукоемкой продукции прочные позиции, ориентируются на внешних заказчиков, к которым относятся государство, общество, работодатели. При этом задача эффективного внедрения принципов менеджмента качества требует совершенствования организационной и функциональной структуры вуза, разработки плана его стратегического развития на краткосрочную и среднесрочную перспективы, развития инновационной инфраструктуры, продуманной кадровой политики в сфере науки и образования, формирования сети стратегических партнеров, обеспечивающих обратную связь "вуз-потребитель".
В деятельности вузов по созданию систем качества можно выделить как позитивные тенденции, так и трудности, усложняющие работу вузов. К числу позитивных моментов можно отнести:
- нарастающее распространение в вузах страны работ по созданию, внедрению и сертификации систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями российского стандарта по менеджменту качества (ГОСТ Р ИСО9001:2001) принципами Всеобщего менеджмента качества (ТQМ);
- проведение вузами самооценки с целью выявления основных областей улучшения в учебной, научной, административной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности;
- создание в ряде вузов систем стратегического партнерства, обеспечивающих обратные связи вузов с потребителями их выпускников.
К проблемам, затрудняющим создание и внедрение внутривузовских систем качества, относят:
- отсутствие однозначно определенной нормативно-правовой базы для четкой последовательной организации работ по созданию систем управления качеством образования в вузе;
- недостаточная обеспеченность методическими пособиями и рекомендациями по внедрению принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях;
- слабые связи с предприятиями промышленности и, как результат, ведение образовательной деятельности в отрыве от потребностей сегодняшнего дня;
- отсутствие квалифицированных менеджеров на среднем уровне управления вузом;
- неоднозначное восприятие профессорско-преподавательским составом новых принципов управления;
- недостаточные объемы финансовых средств для эффективного проведения изменений и совершенствования своей деятельности.
В соответствии с решениями коллегии министерства для активизации работ по созданию систем качества в вузах необходимо:
- разработать общий алгоритм проектирования и внедрения системы менеджмента качества вуза;
- провести исследования основных рабочих процессов вуза, их основных закономерностей и взаимосвязей, определяющих качество образовательной деятельности в высшей школе;
- определить показатели, характеризующие качество образовательного процесса и его результатов, и методы их измерения;
- провести анализ и адаптацию требований и рекомендаций стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001 применительно к специфике управления качеством в вузе;
- разработать базовую структуру системы менеджмента качества вуза в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001, включая организационную структуру и структуру документации системы менеджмента качества вуза;
- разработать требования к построению и содержанию руководства по качеству вуза, документированных процедур основных рабочих процессов и другой документации системы менеджмента качества вуза;
- разработать модель и методику самооценки деятельности вузов с позиций менеджмента качества и провести ее апробацию.
Объективно вузы являются сложными для управления структурами, для которых характерны "высокий уровень кадрового потенциала, сложность производимой продукции и услуг, большая социальная значимость результатов деятельности, значительный по длительности жизненный цикл продукции и услуг, исторически сложившаяся независимость и обособленность деятельности" (Грудзинский А.О., Петров А.В., ЩербаньМ.Ю. ННГУ: интеграция в европейское образовательное пространство // Проблемы качества обазования. Изд-во ННГУ. Н. Новгород. 2006). Учитывая специфику вузов и необходимость унифицировать подходы к созданию систем качества, Советом по качеству, созданным в Рособрнадзоре, одобрена Типовая модель внутривузовской системы качества (Фролов Н., Руднев И., Бляхеров И. Плоды реформы растут на древе знаний // Аккредитация в образовании. 2006. № 7).
Предлагаемая модель соответствует стандартам и руководствам Европейской ассоциации аккредитационных агентств (ЕNQА) и базируется на процессной модели системы менеджмента качества, принятой в стандарте ИСО 9000, и включает:
1. Формирование стратегии, политики и целей в области качества.
2. Планирование и постоянное улучшение деятельности образовательного учреждения, обеспечивающие планирование процессов и процедур, их поддержание и постоянное улучшение.
3. Управление ресурсами, включая преподавательский состав и другие ресурсы, требуемые для обучения студентов, то есть обеспечение процессов жизненного цикла образовательного учреждения всеми видами ресурсов: финансовыми, материальными, человеческими и информационными.
4. Управление основными (обучение, научная деятельность, дополнительное образование, воспроизводство кадров) и вспомогательными (хозяйственная деятельность, управление персоналом) процессами образовательного учреждения.
5. Мониторинг и контроль (измерения), предполагающие измерение и оценку параметров и характеристик рабочих процессов и анализ их результатов, включая:
- оценку студентов (достигнутого прогресса в уровне их знаний и навыков);
- проведение измерения основных показателей деятельности образовательного учреждения;
- проведение маркетинговых и социологических исследований;
- оценку качества результатов образовательной деятельности и отдельных процессов образовательного учреждения;
- определение конкурентных позиций образовательного учреждения (Круглов В., Кутузов В., Пузанков Д., Степанов С. Управление качеством как процесс: типовая модель системы качества образовательных учреждений // Аккредитация в образовании. 2006. №7).
Типовая модель основывается на процессно-ориентированном подходе, суть которого сводится к тому, что желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Это, в свою очередь, требует "необходимости инвентаризации всех процессов ОУ, определению целей процессов, определению лиц, ответственных за эти процессы, и документальной регламентации этих процессов". При использовании процессного подхода вуз рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, а управление вузом сводится к управлению процессами.
Преимущества применения процессного подхода сводятся к следующему: он обеспечивает прозрачность протекания процессов, систематизирует деятельность по улучшению, усиливает ориентацию работы на запросы и интересы потребителей. При этом каждый сотрудник видит свою роль в общих процессах организации.
Разрабатываемая в Марийском государственном университете модель системы оценки и обеспечения качества подготовки специалистов ориентирована на типовую модель внутривузовской системы качества, предложенную Рособрнадзором, использование процессного подхода, принципов Модели совершенства Европейского фонда менеджмента качества, а также "Стандартов и руководств по гарантии качества высшего образования в европейском пространстве" ЕNQА.
В настоящее время в МарГУ идет этап внедрения процессно-ориентированного подхода, предполагающий идентификацию и описание основных процессов и подпроцессов образовательной деятельности. Такое описание является достаточно длительной процедурой и может продолжаться в течение всего периода разработки системы качества вуза.
В системе высшего образования можно выделить следующие основные макропроцессы:
- обучение;
- изготовление продукции учебного назначения;
- подготовка персонала;
- информационное обеспечение;
- ресурсное обеспечение;
- научное исследование.
Среди сопутствующих макропроцессов к числу главных можно отнести:
- процессы администрирования;
- хозяйственные процессы;
- финансовые процессы.
Внутри каждого из этих макропроцессов есть своя группа значимых процессов. Например, макропроцесс "обучение" состоит из следующих процессов:
- прием абитуриентов;
- проведение учебных занятий;
- мониторинг и оценка качества знаний и навыков;
- защита дипломных проектов;
- "распределение" студентов;
- послевузовское сопровождение специалистов.
В свою очередь, каждый процесс состоит из множества подпроцессов. Например, процесс приема абитуриентов стоит из следующих подпроцессов:
- реклама;
- подготовительные занятия;
- собеседования;
- социологические опросы;
- психологическое тестирование и профориентация;
- информационные услуги;
- прием документов;
- проведение экзаменов;
- оценка результатов;
- апелляция;
- зачисление студентов.
Проведенная работа по идентификации процессов образовательной деятельности позволила выделить и систематизировать следующие процессы в МарГУ (рис. 1).
Улучшение системы высшего образования предполагает совершенствование всех этих процессов и подпроцессов.
Управление процессами производится на основе документов, то есть процессы должны быть задокументированы. Данная процедура представляет собой стандартное словесное описание основных процессов в виде положений, регламентов, рабочих инструкций.
Параллельно с процессами определения и описания рабочих процессов в МарГУ идет процесс разработки документации системы качества, требуемой стандартами ГОСТ Р ИСО 9001:2001.
Одним из результатов стала разработка Политики в области качества образования - основополагающего документа системы качества. Кроме этого, к настоящему моменту разработаны и приняты обязательные документированные процедуры, а многие положения, описывающие порядок реализации различных процессов образовательной деятельности, в стадии разработки.
На основе приоритетов, установленных в политике качества, разрабатывается Руководство по качеству - основной сводный документ, описывающий ключевые процессы деятельности вуза. В Руководстве по качеству должны найти отражение такие принципы, как ориентация на требования потребителей, активное участие руководства в работе по улучшению качества деятельности МарГУ, мотивация сотрудников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности вуза и другие. В нем дается ответ на вопросы: "Что?" и "Для чего?".
Документированные процедуры описывают действия внутри процесса и подпроцесса с ответами на вопросы: "Кто?", "Что?", "Где?", "Когда?".
В рабочих инструкциях содержатся задания для выполнения конкретных работ при производстве тех или иных действий и ответы на вопросы "Что?" и "Как?".
Документация системы менеджмента качества может быть представлена в любом виде и на любом носителе.
Для реализации целевого управления качеством подготовки специалистов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по каждой специальности высшего профессионального образования разработаны учебно-методические комплексы дисциплин (УМК), позволяющие обеспечить целевое управление учебным и воспитательным процессами с постоянно меняющимися требованиями к уровню технической, практической и гуманитарной подготовки специалистов.
Основой УМК является рабочая программа дисциплины, форма и структура которой разработаны в едином формате для всех специальностей и внедрена на всех факультетах/ институтах.
Построение эффективной системы качества образования требует не только документирования процессов и процедур, но и внедрения "культуры качества", позволяющей вовлечь весь коллектив в процесс обеспечения и оценки качества образования.
Поэтому неотъемлемой частью процедуры внедрения внутривузовской системы качества образования становится подготовка и мотивация персонала, обучение уполномоченных по качеству и аудиторов. Процесс оценки качества основывается на существующей в МарГУ системе управления факультетами/институтами и структурными подразделениями, осуществляется руководителями соответствующих уровней и педагогическим коллективом в пределах прав и должностных обязанностей на следующих уровнях:
- первый уровень - ректоратом и Ученым советом университета на основе отчетов, предоставленных подразделениями университета;
- второй уровень - учебно-методическим советом, советом по качеству образования, итоговыми аттестационными и экзаменационными комиссиями по специальностям;
- третий уровень - методическими комиссиями факультетов, заведующими и профессорско-преподавательским составом кафедр.
Остается вопрос об измерениях: что измерять, какие критерии и показатели применять. Во многом это определяется вузом самостоятельно, но должна быть рейтинговая сравнимость. Однако в рамках создаваемой системы качества для оценки результативности деятельности вуза в целом, его подразделений и отдельных процессов необходимо определить основные показатели и характеристики процессов и разработать систему их измерения, контроля, анализа степени достижения целей и постоянного улучшения. Поэтому при формировании системы качества и разработке системы измерений и мониторинга рабочих процессов стандартами ЕNQА предусматривается наличие таких процедур, как:
- измерение удовлетворенности внутренних и внешних потребителей - студентов, работодателей, персонала, общества и др.;
- мониторинг качества основных рабочих процессов вуза с установлением конкретных измеряемых характеристик;
- оценка качества полученных навыков, знаний и умений студентов, включая процедуры текущего и заключительного контроля.
Обеспечение качественного образования в отечественных вузах основывается:
1) на высоком уровне преподавательского состава;
2) на материально-технической и информационной базе;
3) на уровне методического обеспечения учебного процесса;
4) на уровне организации учебного процесса;
5) на системе оценки качества учебного процесса.
Оценка системы менеджмента качества вуза может производиться по следующим критериям: роль руководства, политика и стратегия, менеджмент персонала, ресурсы и партнеры, менеджмент процессов, удовлетворенность потребителей, удовлетворенность персонала, влияние вуза на общество, результаты работы вуза.
К рекомендованным критериям оценки качества образовательного процесса чаще всего относят: качество учебных планов, качество ППС, конкурс абитуриентов, число договоров с работодателями, уровень зарплаты выпускников, объем хоздоговоров, уровень материально-технического обеспечения и пр.
Определенная роль уделяется социологическим опросам студентов, ППС, сотрудников, работодателей. Причем все вышеперечисленное должно оцениваться в комплексе, "...качество... необходимо демонстрировать и поддерживать, чтобы заслужить признание и доверие студентов, партнеров и общества..." (Формирование европейского пространства высшего образования // Болонский процесс, Основополагающие материалы. М.: Финансы и статистика. 2007).
Качество и стабильность кадрового потенциала являются одним из условий успешной реализации стратегии развития университета и политики в области качества образования. По инициативе ОМКО руководством университета в 2007 г. принято решение проводить ежегодное анкетирование преподавателей и сотрудников на предмет оценки их удовлетворенности работой в вузе и студентов - обучением в вузе. Например, в 2009 г. число опрошенных составило 20% преподавателей и сотрудников (284 чел.).
Таблица 1. Удовлетворенность персонала доступностью
информации о жизни вуза, %
Насколько Вы удовлетворены |
2007 |
2008 |
2009 |
МИСиС |
1. Ректорат |
|
|
|
|
Полностью удовлетворен |
19,43 |
23,95 |
12,8 |
13,5 |
Частично удовлетворен |
45,58 |
40,84 |
66,9 |
37,1 |
Не удовлетворен |
20,14 |
8,45 |
10,6 |
18,4 |
Затрудняюсь ответить |
14,85 |
26,76 |
9,5 |
31,0 |
2. Деканаты |
|
|
|
|
Полностью удовлетворен |
34,27 |
48,65 |
36 |
16,0 |
Частично удовлетворен |
49,65 |
41,89 |
45,5 |
37,4 |
Не удовлетворен |
10,84 |
1,35 |
8 |
18,1 |
Затрудняюсь ответить |
5,24 |
8,11 |
10,5 |
28,4 |
3. Кафедры |
|
|
|
|
Полностью удовлетворен |
56,46 |
56,76 |
67,3 |
46,8 |
Частично удовлетворен |
36,74 |
31,08 |
20,8 |
29,0 |
Не удовлетворен |
4,08 |
1,35 |
4,6 |
7,3 |
Затрудняюсь ответить |
2,72 |
10,81 |
7,3 |
16,9 |
В табл. 1 представлены данные об удовлетворенности персонала доступностью информации в сравнении с данными опроса, проведенного в 2007 г. в Московском институте стали и сплавов (МИСиС). Анализ показывает, что высокий уровень удовлетворенности доступностью информации персонала наблюдается на уровне кафедр. На вопрос "Чем вас привлекает работа в нашем вузе?" были получены следующие ответы (табл. 2).
Таблица 2. Результаты опроса преподавателей и сотрудников, %
Варианты ответов |
2007 |
2008 |
2009 |
МИСиС |
Возможностью интересной творческой работы со студентами, аспирантами |
64,8 |
51,9 |
63,6 |
38,1 |
Регулярностью получения заработной платы |
30,5 |
30,4 |
35,6 |
23,1 |
Возможностью заниматься наукой и издавать свои труды |
27,3 |
13,9 |
30,0 |
22,3 |
Возможностью профессионального роста как преподавателя, интересной внеучебной работой |
32,1 |
19,0 |
29,0 |
10,0 |
Хорошей морально-психологической атмосферой в коллективе университета |
21,7 |
36,7 |
25,3 |
37,3 |
Близостью от места жительства |
19,2 |
25,3 |
18,0 |
18,8 |
Интересными специальностями |
11,6 |
8,9 |
9,0 |
5,8 |
По представленным позициям можно судить, что самые высокие показатели по удовлетворенности опрошенных возможностью интересной творческой работы со студентами, аспирантами и регулярностью получения заработной платы.
Удовлетворенность различными аспектами, которые, так или иначе, затрагивают каждого преподавателя и сотрудника, представлена в табл. 3. Персонал университета, как и персонал МИСиС, наиболее высоко оценивает удовлетворенность отношениями в коллективе (более 75%), наименее удовлетворены ролью вуза в обществе и в соответствующей профессиональной области, снижение по сравнению с 2008 г. составило 14% .
Таблица 3. Результаты опроса преподавателей и сотрудников МарГУ и МИСИС, %
Критерии |
2007 |
2008 |
2009 |
МИСиС |
1. Удовлетворенность возможностью |
|
|
|
|
2. Удовлетворенность условиями |
|
|
|
|
3. Удовлетворенность отношением |
|
|
|
|
4. Удовлетворенность участием |
|
|
|
|
5. Удовлетворенность признанием |
|
|
|
|
6. Удовлетворенность деятельностью |
|
|
|
|
7. Удовлетворенность условиями |
|
|
|
|
8. Удовлетворенность охраной труда и его безопасность: |
|
|
|
|
9. Удовлетворенность предоставлением |
|
|
|
|
10. Удовлетворенность системой |
|
|
|
|
11. Удовлетворенность отношениями |
|
|
|
|
12. Удовлетворенность ролью вуза |
|
|
|
|
Для более полного изучения удовлетворенности преподавателей и сотрудников работой в вузе в 2009-2010 учебном году планируется включить в анкету вопросы об удовлетворенности персонала распределением полномочий в руководстве; принципами, целями, задачами и политикой вуза.
Удовлетворенность студентов является предметом постоянной заботы руководителей всех уровней управления университетом. Студенты - основные потребители результатов образовательной деятельности. Поэтому в университете распространенны различные формы опросов, ежегодно проводится письменное анкетирование "Преподаватель глазами студентов" с целью определения степени удовлетворенности студентов качеством преподавания, методами обучения и выявления преподавателей-лидеров (табл. 4). Студенты наиболее высоко оценивают умение ясно и доступно излагать материал в оптимальном темпе, профессиональную грамотность и компетентность, общую эрудицию преподавателей. В 2007-2008 уч. году было опрошено 937 студентов, в 2008-2009 уч. году - 432 студента.
Таблица 4. Результаты анкетирования студентов «Преподаватель глазами студентов»
(средний балл по всему университету по 10-ти балльной шкале)
№ |
Качества преподавателя |
2007/2008 |
2008/2009 |
1. |
Ясно и доступно излагает материал в оптимальном темпе |
7,5 |
9,5 |
2. |
Умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету, использует активные формы обучения |
7,3 |
9,1 |
3. |
Знакомит с критериями оценок знаний |
7,2 |
9 |
4. |
Профессионально грамотен и компетентен |
8,2 |
9,3 |
5. |
Демонстрирует культуру речи |
7,7 |
9,2 |
6. |
Демократичен, доброжелателен и тактичен в отношении со студентами |
7,7 |
8,6 |
7. |
Требования на экзаменах и зачетах соразмерны изученному программному материалу |
7,3 |
8,9 |
8. |
Требователен и последователен в предъявляемых требованиях |
7,7 |
9,1 |
9. |
Объективен в оценке знаний студентов |
7,4 |
9,0 |
10. |
Обладает общей эрудицией |
7,9 |
9,3 |
Отдел менеджмента качества образования университета проводит анкетирование студентов выпускного курса с целью оценки степени удовлетворенности выпускников полученной в университете специальностью и выяснения их дальнейших планов по трудоустройству. Результаты анкетирования показывают достаточно высокий уровень удовлетворенности полученной специальностью. По итогам анкетирования по вузу уровень удовлетворенности составляет выше 80%, более 90% - удовлетворенность на ЮрФ.
С 2007-2008 уч. года ОМКО проводит анкетирование "Удовлетворенность студентов обучением в вузе" с целью определения степени удовлетворенности студентов обучением в университете. В исследовании принимают участие студенты 2-4 курсов юридического факультета и факультета международных отношений. Выборка составила 426 студентов в 2007-2008 уч. году и 427 - в 2008-2009 уч. году. Сравнительный анализ результатов опроса студентов МарГУ и МИСИС представлен в табл. 5-9. Наиболее высоко студенты оценивают содержание занятий по дисциплинам специализаций (табл. 5).
Таблица 5. Удовлетворенность студентов содержанием занятий по циклам
(по 5-ти балльной шкале)
Циклы дисциплин |
2007-2008 год |
2008-2009 год |
МИСиС |
|||
Лекции |
Семинары |
Лекции |
Семинары |
Лекции |
Семинары |
|
Содержанием занятий по циклам: общегуманитарных и социально-экономических дисциплин |
4,0 |
3,9 |
4,3 |
4,2 |
3,5 |
3,7 |
естественнонаучных и математических дисциплин |
3,8 |
3,7 |
4,0 |
3,9 |
3,7 |
3,9 |
общепрофессиональных дисциплин |
4,2 |
4,2 |
4,5 |
4,4 |
4,1 |
4,0 |
дисциплин специализаций |
4,4 |
4,2 |
4,6 |
4,5 |
4,3 |
4,4 |
Результаты оценки удовлетворенности студентов обеспеченностью программами и учебниками, использованием элементов наглядности, информированностью об изменениях в учебном процессе представлены в табл. 6.
Таблица 6. Удовлетворенность студентов отдельными элементами
учебного процесса (по 5-ти балльной шкале)
Критерий |
2007-2008 |
2008-2009 |
МИСиС |
Обеспеченность программами и учебниками по: |
|||
общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам |
3,9 |
4,1 |
3,7 |
естественнонаучным и математическим дисциплинам |
3,5 |
4,0 |
3,9 |
общепрофессиональным дисциплинам |
3,9 |
4,2 |
3,8 |
дисциплинам специализаций |
3,7 |
4,3 |
3,8 |
Использование элементов наглядности и технических средств обучения |
3,4 |
3,9 |
3,4 |
Информированность об изменениях в учебном процессе |
3,8 |
4,1 |
3,4 |
Процесс обучения в целом |
3,9 |
4,3 |
3,9 |
Удовлетворенность студентов материальной базой вуза представлена в табл. 7.
Таблица 7. Удовлетворенность студентов материальной базой, %
Критерий |
2007-2008 |
2008-2009 |
МИСиС |
|||
вполне удовлет- |
частично удовлет-воряет |
вполне удовлет-воряет |
частично удовлет-воряет |
вполне удовлет-воряет |
частично удовлет-воряет |
|
Наличие необходимой литературы |
39,1 |
38,9 |
32,1 |
50,7 |
32,1 |
50,7 |
Наличие компьютеров, используемых |
51,3 |
30,0 |
46,4 |
31,9 |
46,4 |
31,9 |
Количество мест в читальном зале |
77,9 |
13,5 |
55,4 |
28,5 |
55,4 |
28,5 |
Наличие учебного и научного оборудования |
33,9 |
39,3 |
32,1 |
47,3 |
32,1 |
47,3 |
Наличие лабораторий и специализированных аудиторий |
24,4 |
32,8 |
40,2 |
37,6 |
40,2 |
37,6 |
Из новаторских методов обучения наиболее часто, по мнению опрошенных в 2008-2009 уч. году, используется рейтинговая система оценки успеваемости (64,8%), активные формы проведения учебных занятий (деловые игры, дискуссии и др.) выделили 61,7% студентов, технические средства обучения (учебное телевидение, Интернет и др.) - 42,8% студентов.
Отношения между студентами и преподавателями, администрацией в целом официальные, а в студенческом коллективе - нормальные (табл. 8).
Таблица 8. Удовлетворенность студентов отношениями в рамках учебного процесса, %
Критерий |
Доброжелательные |
Нормальные |
Официальные |
||||||
2007 - 2008 |
2008 - 2009 |
МИСиС |
2007-2008 |
2008-2009 |
МИСиС |
2007-2008 |
2008-2009 |
МИСиС |
|
Отношения между студентами |
43,3 |
43,5 |
35,8 |
50,6 |
49,6 |
58,9 |
2,7 |
3,1 |
1,7 |
Отношения между преподавателями |
20,0 |
23,5 |
11,2 |
46,6 |
36,6 |
46,9 |
25,6 |
36,4 |
33,7 |
Отношения между преподавателями |
28,9 |
37,7 |
20,0 |
39,8 |
33,4 |
37,9 |
12,6 |
12,7 |
16,7 |
Отношения между студентами |
19,8 |
21,7 |
7,7 |
25,9 |
31,1 |
25,1 |
33,5 |
37,4 |
39,5 |
Отношения между студентами |
20,7 |
26,1 |
13,7 |
38,8 |
38,0 |
42,0 |
16,4 |
20.1 |
15,3 |
Из дополнительных видов подготовки 53,3% респондентов в 2008-2009 гг. выделили возможность получения второго высшего образования, 36,8% - спецкурсов по специальности, 28,8% выделили возможность получения дополнительной подготовки по иностранному языку, Оценка удовлетворенности другими видами услуг представлена в табл. 9.
Таблица 9. Удовлетворенность студентов различными видами услуг, %
Критерий |
2007-2008 |
2008-2009 |
МИСиС |
|||
удовлет-ворен |
не удов-летворен |
удовлет-ворен |
не удов-летворен |
удовлет-ворен |
не удов-летворен |
|
Бытовыми условиями проживания в общежитии |
16,6 |
23,6 |
25,9 |
21,8 |
34,8 |
18,3 |
Организацией свободного времени |
40,0 |
38,3 |
51,1 |
37,4 |
32,2 |
45,0 |
Организацией питания |
28,4 |
54,3 |
26,3 |
65,2 |
45,3 |
38,7 |
С 2007-2008 уч. года ОМКО проводит опрос студентов выпускных курсов. В 2008-2009 уч. году опрос проводился на ФМО и ЮрФ (139 чел.). Результаты исследования показывают, что в целом результаты образовательного процесса соответствовали ожиданиям выпускников. Удовлетворенность студентов выпускных курсов достигнутым уровнем освоения образовательной программы по пятибалльной шкале составляет: по гуманитарным дисциплинам - 4 балла, естественнонаучным дисциплинам - 3,3, общепрофессиональным - 4,2, дисциплинам специализаций - 4,1. Удовлетворенность подготовкой в области компьютерных технологий - 3,9 балла, применением активных методов обучения - 3,3. Качество самостоятельной работы оценено в 4,6 балла. Оценка престижности диплома МарГУ - 4,1. Выпускники выделили сильные стороны деятельности университета: престиж факультета (52,1%), профессионализм ППС (37,3%), высокое качество образования (31,1%), доброжелательность преподавателей (24,7%). Примерами признания успехов в учебной и научной деятельности обучающихся являются: награждение студентов почетными грамотами МарГУ и др.
ОМКО в период приемной кампании проводит анкетирование абитуриентов, поступающих в университет, на предмет выявления их ожиданий от обучения в вузе. Опрос 2007 г. показывает, что 70,8% опрошенных уверено, что МарГУ обеспечивает самое качественное образование в республике. Основные ожидания абитуриентов следующие: я получу качественное образование (89,8%), полученное образование позволит мне устроиться на хорошую работу (43,8 %), мне будет интересно учиться (49,2 %).
Результаты опросов позволяют принимать решения по совершенствованию деятельности вуза и стимулированию персонала. Опросы позволяют улучшить взаимоотношения персонала с руководством университета.
Большая работа проводится по повышению удовлетворенности студентов обучением в МарГУ. Результаты опросов персонала и студентов используются для совершенствования деятельности вуза. Например, итоги анкетирования "Преподаватель глазами студентов" учитываются при проведении конкурса "Лучший преподаватель года", как один из показателей при подсчете рейтинга. Результаты анкетирования студентов обсуждаются на Совете университета по качеству, ученых советах факультетов/институтов. Так, по результатам анкетирования, проведенного в 2008 и 2009 гг. был получен низкий балл по удовлетворенности студентов работой столовых и буфетов, студенческой поликлиники, в связи с чем этот вопрос рассмотрен комиссией по экономике, финансам и социальному развитию Ученого совета (протокол от 22.04.2009 г.). Выделены объективные причины данного снижения (отсутствие столовой в корпусе "А", где проводятся занятия для студентов ЮрФ, традиционно низкая востребованность общежитий студентами ЮрФ и ФМО и др.). В качестве мер по устранению негативной тенденции предложено организовать работы по открытию столовой в корпусе "А", максимально сохранить ассортимент блюд (включая горячие) и по возможности ограничивать рост цен на продукцию столовой, завершить ремонтные работы в здравпункте и организовать на отремонтированных площадях единое лечебное подразделение, ускорить решение вопросов по закупу медикаментов и продуктов питания для санатория-профилактория "Учитель", а также провести дополнительный опрос среди студентов университета в целях определения конкретных причин снижения оценки социальной работы по названным направлениям.
Определение степени удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников вуза проводится с использованием следующих методов: анкетирование; интервьюирование; отзывы руководителей предприятий и подразделений по итогам производственных практик; отзывы министерств и ведомств о выпускниках; экспертные мнения специалистов и др.
Соответствие уровня подготовки установленным требованиям и пожеланиям работодателей определяется на итоговых аттестационных испытаниях. Для оценки удовлетворенности работодателей качеством подготовки специалистов в состав ГАК включаются руководители и ведущие специалисты предприятий и организаций региона. Кроме того, они принимают участие в организации производственных практик. Так, в составах ГАК работают: И.Г. Якупов, зам. Главы Правительства, министр экономического развития, промышленности и торговли; Е.Д. Рыжаков, зам. Главы Правительства РМЭ, министр финансов; П.С. Ведерников, директор Марийского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк"; Н.Ю. Глазунова, зам. главного врача Центра патологии речи и нейрореабилитации нейросенсорных и двигательных нарушений Министерства здравоохранения РМЭ; Л.А. Гаранин, зам. Главы Правительства РМЭ; З.В. Эргубаев, Председатель Конституционного суда РМЭ; Давыдов А.С., Председатель Верховного суда РМЭ; Г.Ф. Мякишев, зам. руководителя Администрации Президента РМЭ; Л.С. Кудряшов, зам. директора ООО "Биотехнологический центр-С" г. Москвы и др. Отзывы и характеристики руководителей предприятий показывают, что уровень подготовки выпускников вуза высок и соответствует заявленным требованиям.
Приведем несколько примеров из заключений ГАК с участием представителей предприятий-работодателей. "Студенты показали высокий уровень знаний по предмету, ответы отличались обстоятельностью, глубиной знаний, свободным владением профессиональной речью, умением убеждать и доказывать свою точку зрения. Результаты анализа изданий показали достаточно высокий уровень практических навыков студентов-журналистов" (И.И. Алексеев, зам. главного редактора газеты "Марий Эл"). "Студенты проявили достаточно высокие знания по теории гражданского права. Ответы отличались самостоятельностью суждений, аргументированностью, умением делать выводы, применять знания гражданского права в конкретных случаях" (П.В. Семёнов, зам. председателя Верховного суда РМЭ). О соответствии уровня подготовки выпускников требованиям и пожеланиям работодателей свидетельствуют данные о ежегодном увеличении числа специалистов очной формы обучения, обучающихся на целевой основе по направлению от предприятий и организаций с заключением договора между университетом и направляющей стороной.
Для определения своих преимуществ в конкурентной борьбе на рынке труда университет активно использует метод экспертных оценок деятельности с привлечением независимых специалистов. Так, в ходе выездного заседания Поволжского отделения РАО (апрель, 2008), академиками Г.В. Мухаметзяновой и В.И. Андреевым была дана высокая экспертная оценка деятельности факультета психологии и педагогики через призму научной школы профессора Н.С. Моровой по следующим параметрам: этап довузовской подготовки на базе социально-педагогического класса центра образования №18; этап вузовского образования на примере деятельности ФПП за последние 5 лет (расширение спектра специальностей и специализаций, тесное взаимодействие учебной и научной деятельности, развитие внешних связей, в т.ч. в деятельности педагогического отряда "Милосердие", признанного в 2007 г. лучшим педагогическим отрядом Приволжского федерального округа) и др.: этап послевузовского образования - как подготовка специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) по пяти специальностям.
Профессиональный рост выпускников университета отслеживается выпускающими кафедрами и ЦСТСВ. Ежегодно сотрудники ЦСТСВ связываются со всеми выпускниками вуза для предложения имеющихся вакансий, выяснения их трудоустройства, места работы, продвижения по службе, удовлетворенности полученным образованием (см. табл 10).
Таблица 10. Динамика общего трудоустройство выпускников МарГУ
Год |
Выпуск специалистов очной формы обучения (кроме обучавшихся с полным возмещением затрат на обучение), всего, чел |
Из них трудоустроено всего, чел. |
% от выпуска |
В т.ч. по специальности, чел. |
% от выпуска |
2004 |
648 |
337 |
52 |
289 |
45 |
2005 |
685 |
546 |
80 |
493 |
72 |
2006 |
712 |
573 |
80 |
544 |
76 |
2007 |
715 |
598 |
84 |
578 |
81 |
2008 |
1094 |
880 |
80 |
782 |
71 |
ЦСТСВ ежегодно проводит телефонный опрос на предмет трудоустройства выпускников, обучавшихся по целевому направлению. Из 297 выпускников 2007 г. было опрошено 208 (71 %), процент их удовлетворённости полученной специальностью составил 84%. В 2008 г. окончили университет 215 человек, обучавшихся по целевым направлениям, из них трудоустроены и работают по специальности 183 чел. (85%). Их удовлетворенность полученным образованием составила 88%.
Таблица 11. Показатели спроса на выпускников, % (с учетом поступивших в аспирантуру
и молодых людей, призванных в армию)
Год |
Выпускники, |
Заявки на подготовку от количества выпускников |
Выпускники, состоящие на учете в службе занятости |
Выпускники, работающие в регионе |
2004 |
42 |
42 |
2,5 |
97 |
2005 |
72 |
46 |
2,0 |
95 |
2006 |
73 |
61 |
3,0 |
83 |
2007 |
75 |
72 |
0,4 |
73 |
2008 |
68 |
57 |
0,0 |
60 |
По оценкам ЦСТСВ на протяжении 5 последних лет наблюдалась относительная стабильность в общей занятости. До 2007 г. опросы работодателей проводились факультетами/институтами самостоятельно.
В 2008 г. в 5 министерств, 34 ведомства, организации и предприятия РМЭ были направлены письма с просьбой предоставить информацию о списочном составе специалистов данных организаций, окончивших МарГУ в 2007-2008 гг. Ответы получены от 29 организаций (85%), в 22 организациях работают 165 выпускников МарГУ, зарекомендовавших себя с положительной стороны.
В письменном анкетировании работодателей, проведенном ОМКО в 2007-2008 уч. году, приняло участие около 50 предприятий и организаций РМЭ (в основном крупные и средние), в 2008-2009 уч. году - 16. Работодателям было предложено оценить выпускников, работающих на предприятиях с 2004 г. Результаты анкетирования представлены на рис. 2.
Рис. 2. Результаты анкетирования работодателей на предмет оценки качества
подготовки специалистов (средние баллы по 10-ти балльной шкале)
1. Навыки работы на компьютере, знание необходимых в работе программ.
2. Уровень профессиональной общетеоретической подготовки.
3. Способность работы в коллективе, команде.
4. Готовность и способность к дальнейшему обучению.
5. Уровень базовых знаний и навыков.
6. Способность воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи.
7. Эрудированность, общая культура.
8. Нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие.
9. Способность эффективно представлять себя и результаты своего труда.
10. Уровень практических знаний, умений.
11. Осведомленность в смежных областях полученной специальности.
12. Навыки управления персоналом.
13. Владение иностранным языком.
Работодатели в целом высоко оценивают качество подготовки специалистов в МарГУ. Средняя оценка в 2007-2008 уч. году составила 6,8, в 2008-2009 уч. году - 7,1 балла. На вопрос: "Вы удовлетворены уровнем профессиональной подготовки работающих у вас выпускников?" 80% респондентов ответили, что полностью удовлетворены, 13,3% - удовлетворены, но не в полной мере.
Наиболее высоко работодатели оценили такие качества выпускников, как навыки работы на компьютере, готовность и способность к дальнейшему обучению, уровень профессиональной общетеоретической подготовки, уровень базовых знаний и навыков, а также способность работать в коллективе, команде. Низкую оценку по опросам получили критерии - владение иностранным языком и навыки управления персоналом, но в сравнении с прошлым годом наблюдается некоторый рост этих показателей (рис. 3).
При организации и реализации образовательного процесса сотрудники и преподаватели МарГУ поддерживают взаимоотношения с потенциальными и реальными работодателями в рамках организации учебно-ознакомительных, производственных и преддипломных практик, о чем свидетельствует рост числа договоров с базами практик (рис. 3), изучения спроса на выпускников, наличия вакансий, трудоустройства выпускников. В рамках прохождения различных видов практик студенту назначаются руководители от университета (преподаватели) и от предприятия - базы практики. Вуз ежегодно проводит ярмарки вакансий, организует встречи с работодателями, 15 мая 2009 г. состоялась встреча руководства Моркинского района со студентами, выходцами из данного района.
Университет оперативно реагирует на запросы и пожелания работодателей. Одним из примеров является открытие новых специальностей в соответствии с потребностями реального сектора экономики и рынка труда: по заявкам Администрации Президента РМЭ, Арбитражного суда РМЭ, Министерства внутренних дел РМЭ, Прокуратуры РМЭ, Верховного суда РМЭ, Управления Федеральной регистрационной службы по РМЭ получена лицензия А №164576 (рег. №4478 от 31.03.05) на специальность "Прикладная информатика в юриспруденции"; специализация "Режиссер любительского театра" (с 01.09.2008) открыта по заявке Театра юного зрителя РМЭ на специальности "Народное художественное творчество". На ЮрФ за последние пять лет разработаны и внедрены в учебный процесс 6 дисциплин, посвященных привитию и развитию разнообразных практических навыков и умений юристов по просьбам Председателя Арбитражного суда РМЭ А.Ф. Бакулина, Председателя Конституционного суда РМЭ З.В. Эргубаева.
Намерения потенциальных работодателей получить новых специалистов в будущем и желание сотрудничать с университетом показывают результаты проведенного опроса. На вопрос: "Считаете ли вы Марийский государственный университет своим стратегическим партнером в области подготовки высококвалифицированных кадров?" 86,7% опрошенных предприятий и организаций ответили положительно. Предпочтения работодателей по конкретной форме сотрудничества - участия в новых формах обучения следующие: на первом месте - предоставление возможности студентам проходить учебную и производственную практику на предприятии; на втором месте - участие в различных семинарах и встречах; на третьем месте - участие в разработке программ учебных дисциплин.
За последние 3 года на ЮрФ спрос на выпускников выглядит следующим образом: 2006 г. - 15, 2007 г. - 26, 2008 - 61 заявка. В 1998- 2008 гг. 86 выпускников очной формы обучения факультета трудоустроились на основе высокого конкурса на юридические должности в г. Москве, в том числе в московские представительства ведущих зарубежных юридических фирм, таких как "White and Case", что свидетельствует о высоком уровне подготовки выпускников факультета. Факультет регулярно оказывает содействие в трудоустройстве по специальности: проводит регулярные встречи с работодателями со студентами старших курсов, направляет выпускников для трудоустройства в организации-заказчики. Так, в 2008 г. при непосредственной помощи факультета 17 выпускников очной формы обучения были трудоустроены в коммерческие организации, органы прокуратуры и ФСБ.
Конкурентоспособность выпускников МарГУ достаточно высокая. Об этом свидетельствуют данные по их трудоустройству (процент трудоустроившихся по специальности составляет более 70%). Для повышения конкурентоспособности выпускников ЦСТСВ проводит консультации по технологиям трудоустройства, организовывает встречи представителей работодателей со старшекурсниками, ярмарки вакансий. Так, например, в ноябре 2008 г. проведена ярмарка вакансий для студентов 5 курса всех специальностей университета, в мае 2009 г. - для студентов 5 курса сельскохозяйственных специальностей (АТИ) с приглашением и участием студентов МарГТУ и учащихся средних специальных учебных заведений агропромышленного профиля. Деканат ЮрФ ежегодно проводит встречи студентов с работодателями - руководством организаций и учреждений, заинтересованных в выпускниках факультета. С 2003 г. студенты ЮрФ выполняют научные работы по темам, заявленным Верховным судом, МВД и Прокуратурой РМЭ.
Систематический анализ качества подготовки специалистов является приоритетной задачей вуза. Формальных рекламаций на качество подготовки специалистов в МарГУ не поступало.
В университете продолжительность взаимодействия с работодателями не ограничивается периодом прохождения студентом практики на базе предприятия-работодателя и фактом трудоустройства молодых специалистов. ЦСТСВ осуществляет постоянный "диалог" с абсолютным большинством предприятий и организаций республики. В мае 2009 года на ярмарке было представлено 107 сельскохозяйственных обслуживающих перерабатывающих предприятий РМЭ, посетило ярмарку около 250 человек.
Большое значение уделяется анализу рекомендаций, полученных от работодателей в части улучшения качества подготовки специалистов. Все предложения, отраженные в заключениях ГАК с участием представителей работодателей, анализируются на заседаниях выпускающих кафедр. В рамках анкетирования работодателей в 2007-2008 уч. году получены предложения по совершенствованию качества подготовки специалистов по всем специальностям. Например, для повышения качества подготовки по специальностям сельскохозяйственного направления предложили усилить практическую подготовку, начиная с 1 курса, отводить на учебную и производственную практику не менее 50% учебного времени, в 2008/2009 уч. году работодатели предложили обратить внимание на развитие способностей работы в коллективе, команде, уделять больше значения теоретическим основам психологии и педагогики - результат введение ставки практического психолога в отделе по воспитательной работе.
С 1999 г. студенты АТИ, прошедшие конкурсный отбор, проходят практику в Германии по программе экологического земледелия "Logo e. V." (ежегодно 5 чел.). Долговременными заказчиками на выпускников ФМФ являются "Марийский машиностроительный завод", завод "Наномет", завод "Кристалл". Более 20 лет доля долговременных заказчиков на выпускников факультета педагогики и психологии со стороны образовательных учреждений и учреждений социальной защиты составляет более 70%. Остальные 30% включают в себя заказчики, периодически обращающиеся за выпускниками конкретных специальностей (Всероссийский детский центр "Орлёнок" (г. Туапсе), оздоровительно-образовательный лагерь круглогодичного действия "Холмик" (Московская обл.) и др. Учитывая изменения в демографической ситуации и возрастающий спрос на специалистов в сфере коррекционной и дошкольной педагогики, студенты старших курсов приглашаются на работу в образовательные учреждения г. Йошкар-Олы и республики в течение учебного года (до 40% от числа обучающихся на 4 и 5 курсах). В итоге все 100% выпускников обеспечиваются рабочими местами с учётом результатов их предшествующей педагогической деятельности.
Следует отметить, что процесс длителен и трудоемок, но ориентация на стандарты ИСО требует жесткой упорядоченности образовательной деятельности. Хотелось бы обратить внимание и на то, что требования стандарта ГОСТ Р ИСО 9001: 2001 не относятся к содержанию работы ученых и преподавателей, они лишь упорядочивают процессы их деятельности.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001: 2001 не касается структуры и содержания научных исследований и образовательных программ, методологии и технологии, используемых в научном и учебном процессах. Он не действует в аудитории, где преподаватель пользуется предоставленной ему академической свободой реализовать свой научный и методический потенциал.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что построение эффективной внутривузовской системы качества образования - большая, серьезная и кропотливая работа не одного года, не двух и даже трех лет, причем создание такой системы не чья-то прихоть, это веяние времени, гарантия успешного развития университета.
<<К обзору