<< К обзоруПринципы менеджмента качества образования
Сегодня внедрение системы менеджмента качества (СМК) является одним из важнейших вопросов, вынесенных на обсуждение в высших учебных заведениях. Он напрямую связан с формированием конкурентоспособности вузов в европейском сообществе.
Внедрение СМК и получение сертификата СМК - это заявление о себе на рынке образовательных услуг. Не секрет, что последняя реформа, проведенная в России в системе высшего образования, четко расставила приоритеты, определившие, какие вузы являются ведущими. Большинство из них получили сертификаты системы менеджмента качества и подтвердили свой статус лучших в оказании образовательных услуг.
"Быть образовательной системой" становится ведущей функцией всех экономических субъектов, ибо нужды потребителей и ситуация на рынке меняются со всевозрастающей скоростью. Потребитель диктует: что, когда, в каком виде и по какой цене он хочет получить. Резко обостряется конкуренция на рынке из-за его глобализации. Рынок производителя трансформировался в рынок потребителя. В этих условиях успех производителя зависит от скорости его адекватной реакции на запрос потребителя. Именно эта скорость определяет, кто является лидером, а кто менее удачлив. Система менеджмента качества в вузах - это выход в другое смысловое пространство, где четко расставляются приоритеты, формируются определенные условия жизнеспособности и жизнедеятельности структуры. Принимая эту систему, мы принимаем ответственность за происходящее и становимся членом единой команды, у которой приоритетная цель - выполнить образовательную услугу на высоком уровне, результатом которой является конкурентоспособный специалист с определенными знаниями, навыками и умениями, профессиональной компетентностью.
Следует отметить, что отдельные компоненты системы качества давно и успешно функционируют в университете и дают неплохие результаты. Однако целостную внутривузовскую систему качества на основе международных стандартов ИСО - 9000 еще предстоит создать. Международные стандарты серии ИСО-9000:2001 позволяют создать эффективную нормативную базу для управления качеством на всех этапах "производства" в вузе. Основу создания системы менеджмента составляют принципы менеджмента качества (Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2001) - всесторонние фундаментальные правила руководства и управления процессом постоянного улучшения деятельности организации для удовлетворения требований всех ее заинтересованных сторон.
Этих принципов всего восемь, и, на первый взгляд, их формулировка проста и очевидна, однако, проверенные временем и делом, это именно те положения, выполнение которых обеспечивает организации признание в области качества и высокую конкурентоспособность.
Принцип 1. Ориентация на потребителя
Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
Принцип 2. Лидерство руководителя
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены
в решение задач организации.
Принцип 3. Вовлечение работников
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).
Принцип 4. Процессный подход
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
Принцип 5. Системный подход к менеджменту
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
Принцип 6. Постоянное улучшение
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
Принцип 7. Принятие решений, основанных на фактах
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Деятельность по реализации принципов менеджмента качества в университете мы будем освещать в следующих номерах газеты "Марийский университет".
<<К обзору