<< К обзоруПринципы менеджмента качества образования

    Сегодня внедрение системы менеджмента качества (СМК) является одним из важнейших вопросов, вынесенных на обсуждение в высших учебных заведениях. Он напрямую связан с формированием конкурентоспособности вузов в европейском сообществе.

    Внедрение СМК и получение сертификата СМК - это заявление о себе на рынке образовательных услуг. Не секрет, что последняя реформа, проведенная в России в системе высшего образования, четко расставила приоритеты, определившие, какие вузы являются ведущими. Большинство из них получили сертификаты системы менеджмента качества и подтвердили свой статус лучших в оказании образовательных услуг.

    "Быть образовательной системой" становится ведущей функцией всех экономических субъектов, ибо нужды потребителей и ситуация на рынке меняются со всевозрастающей скоростью. Потребитель диктует: что, когда, в каком виде и по какой цене он хочет получить. Резко обостряется конкуренция на рынке из-за его глобализации. Рынок производителя трансформировался в рынок потребителя. В этих условиях успех производителя зависит от скорости его адекватной реакции на запрос потребителя. Именно эта скорость определяет, кто является лидером, а кто менее удачлив. Система менеджмента качества в вузах - это выход в другое смысловое пространство, где четко расставляются приоритеты, формируются определенные условия жизнеспособности и жизнедеятельности структуры. Принимая эту систему, мы принимаем ответственность за происходящее и становимся членом единой команды, у которой приоритетная цель - выполнить образовательную услугу на высоком уровне, результатом которой является конкурентоспособный специалист с определенными знаниями, навыками и умениями, профессиональной компетентностью.

    Следует отметить, что отдельные компоненты системы качества давно и успешно функционируют в университете и дают неплохие результаты. Однако целостную внутривузовскую систему качества на основе международных стандартов ИСО - 9000 еще предстоит создать. Международные стандарты серии ИСО-9000:2001 позволяют создать эффективную нормативную базу для управления качеством на всех этапах "производства" в вузе.  Основу создания системы менеджмента составляют принципы менеджмента качества (Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2001) - всесторонние фундаментальные правила руководства и управления процессом постоянного улучшения деятельности организации для удовлетворения требований всех ее заинтересованных сторон.

    Этих принципов всего восемь, и, на первый взгляд, их формулировка проста и очевидна, однако, проверенные временем и делом, это именно те положения, выполнение которых обеспечивает организации признание в области качества и высокую конкурентоспособность.

Принцип 1. Ориентация на потребителя

    Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться  превзойти их ожидания.

Принцип 2. Лидерство руководителя

    Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены

в решение задач организации.

Принцип 3. Вовлечение работников

    Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

Принцип 4. Процессный подход

    Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

    Принцип 5.  Системный подход к менеджменту

    Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

Принцип 6. Постоянное улучшение

    Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

Принцип 7. Принятие решений, основанных на фактах

    Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

Принцип 8.  Взаимовыгодные отношения с поставщиками

    Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

    Деятельность по реализации принципов менеджмента качества в университете мы будем освещать в следующих номерах газеты "Марийский университет".

 

 

<<К обзоруТ.А. Окулова, начальник отдела менеджмента качества образования