<< К обзоруССО: вчера и сегодня

    В  рубрике: «ССО: вчера и сегодня» продолжаем печатать очерки командира объединенного студенческого педагогического отряда «Милосердие» Республики Марий Эл, ветерана ССО Н. Моровой. Начало ее публикаций  о строительных отрядах - в № 3 от 6 марта 2009 года Интернет-газеты.

 Первая попытка

     Мы уже привыкли, что студенческая жизнь исчисляется семестрами. Закончились два семестра. И вот он, третий трудовой: проверка на то, насколько и как студенты могут жить сами, без подсказки. Идея студенческого самоуправления здесь развивается особенно ярко. Не раз мне, ветерану ССО, приходилось про себя отмечать, как лишь одно трудовое лето помогает выявить истинных лидеров, неформальных. И словно на «втором дыхании» начинает жить студенческая группа, крепнет, растет коллектив.

    Однако быть просто хорошим  организатором - мало, надо глубоко знать и специфику той деятельности, которой приходится заниматься отряду. Знать, чтобы применять это в будущей практической работе, когда «видавший виды» боец студенческого отряда становится молодым специалистом. Именно при этом условии школа СО будет той важной ступенью, которая поможет выпускнику вуза быстрее адаптироваться

    Но так уж случилось, что с 1979 года, со дня открытия отделения, а ныне факультета дошкольного воспитания, наши студенты трудились летом либо на строительных объектах, либо на лесоочистке в зоне Чебоксарской ГЭС. Работали на совесть и не раз попадали по итогам лета в число лучших.

    Но при этом из года в год высказывалось мнение, что рядом были детские сады, куда так тянуло наших студентов, а в них весьма часто не хватало воспитателей. Не лучше ли, если «сапоги будет тачать сапожник, а пироги печь пирожник»?

    Перестройка высшего и среднего специального образования дала широкие возможности для перевода студенческих строительных отрядов на профиль будущей специальности.

    Идею создания педагогического отряда на базе факультета дошкольного воспитания поддержал областной штаб. Комиссар его, Сергей Лоскутов, так и сказал: «Голосую двумя руками и обещаю всяческую помощь». Так в год 70-летия Великого Октября студенческое движение приобрело еще одно новое направление - педагогические отряды, совпадающие по организационной структуре со студенческими строительными отрядами, местом дислокации которых стали дошкольные учреждения нашей республики.

 

Из дневника командира объединенного педагогического отряда

    Декабрь 1986 года. Итак, педотряд. Безусловно, для его деятельности нужны новые формы: ведь детский сад - это двухсменная работа воспитателей и нянь; одна из основных задач на летний период - укрепление здоровья детей, закаливание детского организма. Заранее предвижу одну трудность: обычный отряд трудится бригадами, которые имеют единое задание, а в случае необходимости один боец может заменить другого. Иное дело в детском саду, когда воспитатель работает один в группе, где 25-30 детей, и рассчитывать ему следует только на свои силы. Отсюда возникает проблема формирования педотрядов - их надо организовывать так, чтобы студенты, уже имеющие опыт работы в детском саду, были в одном линейном отряде с начинающими. Вторых мы, преподаватели, условно называем «теоретиками». Что ж, такой союз «теории» и «практики» будет, пожалуй, самым оправданным. Тогда и на должность командиров, комиссаров линейных отрядов можно будет рекомендовать «практиков» - Расилю Казакову, Елену Тихонову, окончивших педагогические училища, Марину Ельсукову и Ирину Тарасову, имевших до поступления в институт опыт работы с детьми, и других.

    Январь 1987 года. Второй вопрос немаловажный - о дислокации отряда. Ежегодно в деканат поступают десятки заявок только от городских детских садов с  просьбой подменить воспитателей на время летних отпусков. Помогали и помогаем, но обычно это были единичные студенты, не прошедшие медицинскую комиссию для поездки в ССО. Отряд на то и отряд, чтобы трудиться где-то в одном месте, не распыляться. Если отряд выездной, то к его приезду должно быть готово общежитие, как это и указано в договоре. И вот здесь мы столкнулись с проблемой размещения бойцов на летний период - принять отряд хотели бы многие районы, но разместить его могли только по 2-3 человека в разных местах. Быстрее других решили эту проблему звениговцы: «Принимаем два педотряда! 30 человек - детские сады города Звенигова, 8 - поселок Красногорский, Приезжайте заключать договор!»

    Февраль 1987 года. Спросите студентов нашего факультета, в каком детском саду они получили самые первые, необходимые для работы умения и навыки, и большинство из них ответит: «В детском саду № 57, у Марии Андреевны». «Университетом М. А. Маляшовой» называем мы свой базовый детский сад, и это действительно так.

     Пять рабочих дней в неделе у детского сада, и в каждом из них есть место нашим студентам. Первокурсники проходят ознакомительную педпрактику, затем непрерывную, знакомясь с работой конкретной группы детей. Второй курс стажируется здесь на преддошкольной, ясельной практике; третий - изучает работу методиста и заведующей; четвертый - проходит основы серьезного «инспекторского дела». Между коллективами факультета и базового детского сада заключен договор о деловом и творческом сотрудничестве, по которому мы обязуемся на летнее время заменить воспитателей, работавших с нами в течение всего учебного года. Итак, вот и адрес № 2 для летней работы педотряда - детский сад № 57, количество бойцов - до 10 человек.

    Март 1987 года. Но есть еще один адрес, который вошел в этот список сразу, без обсуждения. Точнее, их три, три детских дома-Волжский, Куярский, Люльпанский. Летом 1986 года по просьбе администрации в Куярском и Волжском детских домах работали несколько человек. С рассказом об их проблемах выступили перед студентами младших курсов. Да и свежи еще в памяти студентов-«дошколят» встречи с бойцами СО безвозмездного труда «Маяк», первого среди вузов республики, который родился здесь же, на своем факультете.

    ...Агитировать за летнюю работу в детских домах не приходилось, Только вывесили на доске объявлений список вакантных мест для бойцов линейных педотрядов, как он сразу был заполнен. «Что же делать, - сокрушалась Ирина Тарасова, комиссар объединенного педотряда, - все просятся и просятся. Прибежали первокурсницы Нина Сепеева и Ольга Шишкина, и тоже только туда хотят. Мы, говорят, в саду не работали, но после музыкального училища сыграть что угодно сможем, хоть это учтите. Придется объявить конкурс!».

    Май 1987 года. Если для бойцов стройотрядов учеба по специальности связана с овладением необходимыми строительными навыками, то для наших - это прежде всего умение найти подход к детям, изучить закономерности межличностного общения между взрослым и ребенком. Поэтому подготовительный период - это напряженный учебный процесс, углубленное изучение методик дошкольного воспитания, без знания которых в летней работе не обойтись. А кроме того, подготовка лекторов, выступления агитбригады, выпуск «боевых листков» - словом, всего того, что считается необходимым для деятельности отряда летом.

    Но у нас, кроме этого, был еще объявлен конкурс «педагогических копилок», то есть маленьких секретов, которые собирает каждый линейный педотряд. Раскрыть их мы предполагали на своеобразном сборе объединенного педагогического отряда «Воспитатель-87», который должен состояться в конце подготовительного, а следовательно и учебного семестра. То есть экзамен до экзаменов.

    12 июня 1987 года. «Ну и погодка выдалась, - поговаривали некоторые члены жюри. - Какой уж тут конкурс, да еще с участием детей, когда все небо в тучах, и с утра сеет мелкий дождь?!» «Ну что вы, - возражала М. А. Маляшова, с утра принимающая гостей - студентов факультета дошкольного воспитания. - Если уж проводить этот конкурс, то именно сегодня и сейчас: сразу будет видно, как педотряд подготовился к практической работе. Ведь погоду нам заказывать не приходится, а воспитатель должен уметь организовать деятельность малышей в любую погоду».

    Убежденность Марии Андреевны, помноженная на ее двадцатипятилетний опыт работы с детьми, положила конец разговорам «быть или не быть», проводить или не проводить творческий конкурс среди линейных педотрядов. А цель его - проверить, насколько бойцы готовы к летнему трудовому семестру, готовы к встрече с детьми.

    Что должен уметь современный воспитатель? Пожалуй, ответить одной фразой и невозможно, насколько должен быть широк диапазон его возможностей и способностей. Но можно ответить и одним коротким словом «все», вложив в него тот смысл, что воспитатель сегодня не просто добрая няня, знающая сказки, а специалист, получивший хорошую теоретическую и практическую подготовку. Вот почему преподаватели кафедры дошкольной педагогики и психологии сочли необходимым проверить еще до начала экзаменационной сессии знания студентов по дошкольной педагогике, методике природоведения, по теории и методике физического воспитания, методике развития речи и другим аспектам, без которых не обойтись в ходе летней практики. Нельзя сказать, что это все оказалось просто для педотрядов, поскольку вопрос «А судьи кто?» тоже был решен необычно: в состав жюри были приглашены воспитатели тех дошкольных учреждений, которые этим летом и принимают студентов в свою семью.

    Во-первых, сам конкурс не случайно был вынесен на территорию детского сада. Ведь любая теория хороша тогда, когда находит применение в практике, в непосредственной работе. А в детском саду, хорошо знакомом студентам факультета, все условия для этого имеются. Пока малыши завтракали и совершенно не подозревали о своей важной роли в сегодняшнем дне, оргкомитетом была проведена торжественная линейка с рапортами командиров о готовности отрядов к выезду на работу; защита названия, эмблемы и девиза линейного педотряда; смотр художественной самодеятельности.

    Закончился 1-й этап, и пресс-центр приступил к работе. Быстро заполнялась конкурсная таблица, на роль лидеров претендовали сразу несколько отрядов: «Данко» (п. Красногорский, командир Т. Грачева), «Цветик-семицветик» (Йошкар-Ола, командир Н. Попова). Отряд «Алый парус» (Волжский детский дом, командир Р. Казакова) за счет оригинального исполнения собственной песни «заработал» дополнительные баллы, поставив в своем выступлении проблему необходимости в детских садах воспитателей-мужчин. Думается, что это весьма актуально и для наших педотрядов!

    Пока страсти накалялись, на утреннюю прогулку стали выходить малыши, удивленно поглядывая на гостей. Члены жюри заняли свои места в разных концах территории детского сада, где проверялись практические знания студентов по предметам методического цикла. Возьмем, к примеру, этап проверки знаний по методике природоведения. Кандидат биологических наук, старший преподаватель О. И. Попова подготовила «каверзные» вопросы, выясняющие, насколько хорошо студенты знают ядовитые растения, произрастающие в Марийской АССР, и какова должна быть первая помощь при отравлении ими. Здесь успешнее других справились бойцы «Алого паруса», «Данко».

    А рядом под руководством старшего преподавателя С. В. Никульшиной оценивается умение студентов провести подвижную игру с учетом возраста детей. Приятно посмотреть здесь на будущего воспитателя Наташу Колегаеву, которая подобрала для игры с детьми младшего возраста инсценировку «гуси-лебеди», включающую разнообразные движения, отработку их координации. Лучшим на этом этапе стал отряд «Данко».

    Но вот пройдены все шесть этапов теоретического конкурса, и жюри начинает оценивать «педагогические копилки», представленные от каждого отряда. На месте дислокации, когда рядом не всегда будет библиотека и необходимая литература, трудно составить оригинальный сценарий детского праздника. Многие изюминки и новинки можно продумать заранее и держать в секрете от детей до поры до времени. По единодушному мнению жюри, лучшая «педагогическая копилка» у педотряда «Улыбка» (Люльпанский детский дом), следом за ним идут «Данко» и «Цветик-семицветик».

    Незаметно для всех куда-то в сторону отошли тяжелые облака, и в образовавшуюся клеточку голубого неба прорвался яркий солнечный луч. Это еще больше подняло праздничное настроение участников конкурса, построившихся на заключительную линейку. Но, пожалуй, еще большую волну восторга вызвал тот факт, что нагрудные знаки «Студенческий отряд-87» и шевроны вручали нашим студентам не мы, их наставники, а сами малыши, которые совсем недавно выполняли задания молодых воспитателей и успели с ними подружиться.

    По итогам подготовительного периода лучшим признан линейный отряд «Данко», готовящийся к отъезду в п. Красногорский Звениговского района (командир Т. Грачева, комиссар Н. Колегаева).

    А на следующий день началась студенческая сессия. Результаты ее порадовали, и думается, что добрым предисловием к ней стал наш конкурс-экзамен до экзаменов.

    5 июля 1987. Каждый год один июльский день я встречаю с особым волнением. С раннего утра стекаются к институту бойцы СО, мелькают среди набравшей силу зелени защитного цвета куртки...

    Завтра я от имени первых командиров и комиссаров ССО республики буду приветствовать молодую смену на митинге перед институтом.

    ...Нынешним летом я - снова командир отряда. Не простого, а объединенного педагогического отряда «Воспитатель-87», перед которым стоят важные по своей значимости задачи. Понимаю, что не сможем выразить эффект нашей деятельности в рублях. Строить дом-сложно, но воспитывать маленького человека разве проще?! Воспитатель - тоже строитель, изо дня в день, словно по кирпичику, выстраивает из ребенка личность...

    6 июля 1987 года. Только что закончился митинг перед институтом, и бойцы отряда «Воспитатель-87» вместе со своей студенческой братией отправились на главную площадь столицы республики. «Смотрите, наши! - вдруг раздался чей-то голос. - Вон Димуля Пуртов, Соня Вараксина. А Танюшка, Танюшка-то Матвеева за год как подросла!» И верно: на скамейке, вытягивая шеи и придерживая руками белые банты, стояли малыши из Волжского детского дома. Приехали они сюда сегодня прочитать стихи о том, как ждет детский дом летом их, студентов. Но оказалось, что не только за этим: их ждал новенький, отливающий свежей краской грузовой автомобиль - подарок детскому дому на средства, заработанные тремя отрядами безвозмездного труда.

    Здесь же и состоялась первая встреча бойцов «Алого паруса» с А.С. Костроминой, директором Волжского детдома. «К приезду отряда все готово, ждем, - говорит Алевтина Сергеевна. - Легкой работы вам не обещаю, но в любом деле рада помочь». Пока бойцы стройотрядовским маршем проходили через площадь, мы разговорились. «Трудная у нас работа, ведь это - не детсад. Да и не каждый справляется. Вот, к примеру, приехала выпускница педучилища, проработала год. И в дипломе оценки хорошие, а ребят организовать не может. «Упустила группу», как мы говорим. А завтра кому-то из ваших придется встать на рабочее место туда, надо срочно исправлять положение. Кого вы рекомендуете?»

    Задумываюсь, мысленно перебираю всех, весь линейный отряд. Останавливаюсь на тех, кто уже имел опыт работы в детском саду. Стоп: Расиля Казакова, выпускница Казанского педагогического училища, профорг группы, ныне командир линейного отряда, отправляющегося на работу в Волжский детский дом.

    «Расиля? Вон та высокая девушка? - переспрашивает Алевтина Сергеевна. - Да она, как поработала прошлым летом, так весь год к нам и ездит Наш она человек!»

     4 августа 1987 года. Для кого-то утро - время понежиться в постели, сладко поспать, а для бойцов отряда «Воспитатель» шесть часов с небольшим - это время, когда уже надо спешить на работу, первыми открывать двери детского сада. Иначе нельзя, так как с семи утра подходят с мамами и папами малыши. Короткое прощание, и родители торопятся к проходной завода, к утренней рабочей смене. Но сегодня - день необычный. Некоторые из них даже сменами поменялись, чтобы присутствовать на спортивном празднике, который подготовили студенты-воспитатели. Шутка ли - весь детский сад от мала до велика («малым» - три года, а «великим» - шесть лет, «нулевой» класс) будет принимать участие в пятиборье. Такое здесь проводится впервые. Заранее готовили костюмы участников, оформление территории детского сада. Каждая группа старалась выдержать свой стиль: в одной - голубые гимнастические купальники на девочках, в другой - футболки с олимпийскими кольцами на мальчиках, и у всех разноцветные ленты на лбу, стягивающие волосы так, как это было в древности принято у настоящих олимпийцев.

    ...Десять часов утра. Выстроились на линейку команды «олимпийцев» детского сада № 57, заняли места на «гостевых» трибунах родители, гости. Под звуки спортивного марша вносится флаг «малой олимпиады». Но что это? На дорожках мы видим бегуна, высоко несущего «олимпийский факел», а рядом с ним детей - лучших спортсменов, подготовительных к олимпиаде состязаний. Под восторженные аплодисменты зажигается «олимпийский огонь», дающий старт соревнованиям.

    Но здесь был задуман сюрприз. Зазвучала популярная песня «Гиподинамия», и в круг вышла Нина Шарова, ныне Нина Викторовна, воспитатель «нулевого класса». Языком танца она стала убеждать ребят, что незачем бегать и прыгать, не лучше ли сладко поспать на солнышке. Но тут появились «олимпийцы», «разбудили» свою воспитательницу и вместе с ней слаженно и четко исполнили спортивный танец «Аэробика».

    Команды разошлись по этапам состязаний. Пока средняя № 2 группа под руководством Оли Тюриной забрасывали мяч в кольцо, старшая № 2 группа бросали на дальность мешочки с песком. «Итак, приготовилась Таня Поздеева,- командует своим детишкам Наташа Попова, а ныне Наталья Вячеславовна. - Старайся, делай замах пошире и наклон корпуса резче. Это у тебя третья, последняя попытка!» И Танечка старается, нельзя же подвести Наталью Вячеславовну!

    Оживленно на беговой дорожке, где проходят состязания по бегу на короткие дистанции. Пробежав один раз, малыши пристраиваются в конец колонны и готовы бегать еще и еще. Но вот внимание переключается на участников эстафеты. Здесь уже не просто бег, а бег с преодолением препятствий. Надо и по бревну пробежать, и под несколькими обручами пролезть, и по разновысоким столбикам перебраться... Соревнуются две подготовительные группы.

    «Женя, не подведи!» - кричат малыши из первой подготовительной Жене Пуртову. «Ренат, Ренат!» - скандируют товарищи по команде Ренату Максулову из подготовительной № 2. И хотя соревнования эти для многих первые, страсти разгораются самые настоящие, «болеет» за своих весь детский сад.

    ...Опустел спортивный городок. Только слышно из окон, как бойко стучат ложки за обедом у недавних «олимпийцев». А вскоре - тишина. Спят полные впечатлений малыши.

    Обходим территорию детского сада с Оксаной Павловой, десятиклассницей, пришедшей устраиваться на работу нянечкой, чтобы убедиться в правильности своего призвания. Пришла впервые и попала на спортивный праздник, так и провела здесь полдня. «Мне очень студенты понравились, - говорит Оксана. - Как у них все ловко получается - и танцуют, и поют, и соревнуются вместе с ребятами. Особенно эта худенькая девушка, что в начале праздника «Аэробику» танцевала с ними, а в конце-«чунга-чангу». Видно, что все дети в нее влюблены».

    Речь шла о второкурснице Нине Шаровой. Трижды сдавала она вступительные экзамены к нам на факультет и добилась своего, стала студенткой. Нынешнее лето для нее- первое как бойца педагогического отряда «Воспитатель». Но могу смело сказать, что в число лучших бойцов педотряда она вошла сразу, с первой попытки.

    14 августа 1987 года. На днях центральные газеты опубликовали краткое изложение постановления ЦК КПСС о мерах по устранению серьезных недостатков в работе с детьми-сиротами.

    Не остались равнодушными к этому сообщению и мы. Сегодня с утра стали раздаваться телефонные звонки, идут и идут в штаб командиры и комиссары линейных отрядов. Предложения принимаем, радуемся инициативе «снизу». Через два дня назначаем совет командиров, где будем решать вопрос о конкретном участии педотряда в создании Советского детского фонда имени В. И. Ленина.

    20 августа 1987 года.

Командирам и комиссарам, бойцам всех студенческих строительных отрядов!   

Дорогие друзья!

    Все мы ознакомились с Постановлением ЦК КПСС о мерах по устранению серьезных недостатков в работе с детьми-сиротами. Здесь обжигает каждая строка, заставляет задуматься, требует активных действий. Иначе и не может быть, когда речь идет о самом больном - о детях-сиротах. Перед нашим обществом поставлена крайне важная и неотложная задача: строго соблюдая принципы социальной справедливости, создать качественно новые условия для улучшения жизни детей, оставшихся без родителей.

    В областном студенческом отряде начало этой работе положили отряды безвозмездного труда. И в этом году три таких отряда - «Авангард» строительного техникума, «Молодость» МГПИ им. Н. К. Крупской, «Вертикаль» МарГУ-поставили перед собой задачу: все заработанные средства перечислить в фонд детских домов.

    Мы считаем, что гражданский долг каждого из нас, будь мы бойцами СО строительного профиля или отряда, работающего на лесоочистке в зоне Чебоксарской ГЭС, - конкретными делами помочь в осуществлении поставленной партией задачи. Мы, бойцы педагогического отряда «Воспитатель-87», это чувствуем особенно остро, так как ныне сами работаем воспитателями в детских домах республики и видим ежедневно, насколько требуется наша помощь. И поверьте, что порой нужнее здесь не столько материальные средства, сколько искренность, любовь и уважение к детям, лишенным родительского тепла.

    Сейчас в стране создается Детский фонд имени В. И. Ленина, где в одну копилку будут складываться средства для помощи детским домам и школам-интернатам. А это значит, что наступило время активных действий и конкретных дел. Мы, бойцы педагогического отряда «Воспитатель-87», вышли сегодня на ряд строительных объектов Йошкар-Олы с тем, чтобы заработанные деньги перечислить на счет № 707. Рады, что эту идею поддержали и первокурсники, только что зачисленные на факультет дошкольного воспитания.

    Мы обращаемся ко всем студенческим отрядам республики: примем самое конкретное участие в создании Советского детского фонда имени В. И. Ленина! Пусть в отчете каждого отряда красной нитью пройдет строка об его участии в этом важном государственном деле!

Бойцы объединенного педагогического отряда
 «Воспитатель-87» факультета дошкольного
 воспитания МГПИ им. Н. К. Крупской.

    И снова 20 августа 1987 года. Восемь часов утра. Участники трудового десанта распределились на два объекта: одна группа вышла на строительство городской детской больницы, другая трудится на возведении нового здания рынка. Оба объекта имеют важное назначение и входят в разряд первоочередных с установленным сроком сдачи. Именно поэтому здесь требовались дополнительные рабочие руки. Их и протянули бойцы педотряда.

     Земляные работы никогда не считались у строителей легкими. В СУ-12 еще при первой встрече сказали, что это не легко, но устройство глинобитных полов для них - работа «горящая», сдерживающая многие другие в подвальном помещении. А кроме этого, будет срочная необходимость переносить грунт, разгружать машины со стройматериалами, расчищать лестничные марши, да мало ли работы на стройке, которая считается пустяковой.

    Задание было получено на три дня, с 20 по 22 августа. Особенно рьяно взялись за работу первокурсники. Мастер СУ-12 Ю.В. Завьялов искренне удивился, когда шесть машин грунта девчата раскидали на носилки и перенесли в подвал за два часа!

    В субботу, 22 августа, обращение педагогического отряда «Воспитатель-87» к отрядам республики было опубликовано в газете «Молодой коммунист». Свободные от работы в детском саду бойцы педотряда трудились на строительстве нового здания рынка. Безусловно, можно было перечислить на счет 707 свой однодневный заработок, как это уже было в дни ударного труда. Так сделали в отряде «Данко» (командир И. Тарасова, комиссар С. Шамшиева), рабо тающем в Звениговском районе. А в городском педотряде «Цветик-семицветик» (командир Н. Попова, комиссар О. Кузнецова) постановили иначе: выйти самим на строительные объекты, трудиться так, чтобы копилка педотряда для перечисления в Советский детский фонд была как можно больше.

    24 августа 1987 года. Началась последняя рабочая неделя, можно подвести и некоторые итоги. Безусловно, нынешнее лето - лишь первая попытка организации такого педагогического отряда, очертившая круг проблем, над которыми придется работать в дальнейшем. И одна из них - разработка условий социалистического соревнования, позволяющего увидеть в сравнительном плане результаты отдельных линейных отрядов.

    Как сравнить работу студентов-воспитателей, когда один из них трудится в детском доме, а другой - в две смены в детском саду да еще работает на группе без няни, которые также в большом дефиците? Сложная эта проблема, но, тем не менее, будем думать, искать приемлемые критерии для сравнения.

    Пошли звонки из городских детсадов с просьбой оставить студентов и в течение учебного года «хоть на половину или четверть ставки». Возможно, в перспективе наша первая попытка перерастет и в постоянно действующий, «круглогодичный» педагогический отряд. А пока мы анализируем ошибки, рады первым результатам.

    Но все-таки самый трудный у нас участок - детский дом. Любой, будь то Волжский, Куярский или Люльпанский. Здесь самая сложная работа не по физической нагрузке, а по душевной, требующая особой энергии, излучаемой сердцем.

* * *

    Понятия «перестройка», «обновление социальной жизни общества» стали для нас уже привычными. И огромная роль в их осуществлении принадлежит высшей школе.

    В конце 80-х годов прошлого века на примере своего педагогического института мы ощущали, что уровень обучения и воспитания студентов во многом не соответствует задачам ускорения социально-экономического развития. В учебном процессе делается упор на расширение объема изучаемого материала; как воздуха, не хватало практики.

    Сейчас высшая школа переходит к формированию специалистов широкого профиля, сочетающих глубокие фундаментальные знания и обстоятельную практическую подготовку. Что же кроется за этим коротким словом «обстоятельная» для нас, преподавателей?

    Во-первых, повышение роли самой педагогической практики, чтобы студенты еще на вузовской скамье овладели навыками профессионального мастерства. Поэтому организация педагогических отрядов - это требование жизни, требование перестройки.

    Во-вторых, широкое привлечение мастеров педагогического труда к практическому обучению студентов. Поэтому линейные педотряды направлялись нами в те детские сады, которые сами являются «школой поиска», имеют свое лицо.

    Однако нельзя сказать, что связь «учебный процесс- летний педагогический отряд» была однонаправленной. Нет, первая работа такого педотряда на базе детских домов со всей отчетливостью показала, что в определенной степени успех этой деятельности можно предопределить заранее, проведя целевой отбор абитуриентов в специальные подгруппы, местом будущей работы которых будет конкретный детский дом. Поэтому в 87-м году впервые, в период, когда работа педотряда была в зените, на факультете был проведен целевой прием студентов на первый курс, которых по окончанию учебы уже заранее будет ждать Волжский детский дом.

    В-третьих, молодой специалист сегодня и завтра должен обладать многогранной подготовкой, навыками управленческой, организаторской и воспитательной работы. Педотряд дал всем такую возможность. Твори, выдумывай, пробуй - это не просто слова. Это - первая проба на конкретное дело. И мы ее выдержали.

    1987 г.

 

<<К обзоруНаталья Морова, командир объединенного студенческого педагогического отряда «Милосердие» Республики Марий Эл, ветеран ССО