<< К обзоруССО: вчера и сегодня

    В рубрике «ССО: вчера и сегодня» продолжаем печатать очерки командира объединенного студенческого педагогического отряда «Милосердие» Республики Марий Эл, ветерана ССО Н. Моровой. Предыдущие очерки опубликованы в №№ 3 и 8 2009 года Интернет-газеты.

 

Госзаказ педотряду - на «отлично»!

Пролог

    Звонок из Москвы, из Федерального Агентства по образованию и науки РФ, настиг меня, командира педагогического отряда «Милосердие», в разгар летней сессии. Как ученому, разработавшему авторскую концепцию социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, предлагалось попробовать свои силы в открытом Всероссийском конкурсе на выполнение мероприятий Федеральной целевой программы «Дети России» в её наиболее трудной части - подпрограмме «Дети-инвалиды». Апробировалась новая форма проведения подобных конкурсов - не обычная грантовая заявка на проект, а конкурс котировок всех участников, каждый из которых, представляя конкретный вуз, безусловно, имеет свои «ноу-хау» в работе с детьми, обделенными природой и судьбой, а главное - здоровьем.

    Из дневника руководителя педагогического отряда: 

    ...А впрочем, почему бы и не попробовать?! Наверняка в Федеральном агентстве по образованию и науке РФ есть достаточно информации о деятельности нашего педотряда «Милосердие», которая давно перешагнула не только рамки Приволжского Федерального округа, но и России, распространяя идеи движения детского милосердия в Бельгии, США, Франции, а нынче даже и в Израиле. В конце концов, у меня есть надежная команда единомышленников и помощников - студентов, с которыми мы не раз реализовывали перспективные проекты и получали гранты как Президента РМЭ, так и отечественных и зарубежных фондов...

    Когда первый вариант пакета документов, посвященный организации и проведению спортивных соревнований для детей с нарушениями слуха, получил одобрение в Москве, оттуда прозвучал вопрос: «Почему же мы, имея такой опыт и потенциал, претендуем лишь на один лот в данном открытом конкурсе?» Так и пришлось нам, окрыленным этим известием, бросить все дела, зарыться в бумаги, поздней ночью ложиться и ранним утром просыпаться с мыслями о больных детях с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата и т.д., а нередко и с таким «букетом» болезней, на перечисление которых не хватает тетрадного листа...

    Как никогда долго тянулись дни ожидания! Своих соперников мы вычисляли по Интернету и могли оценить, насколько серьезные намерения у наших конкурентов. Но когда в конце августа в Институт пришло официальное подтверждение о результатах конкурса котировок, стало ясно: мы победили сразу во всей номинации «Организация и проведение всероссийских и межрегиональных специальных спартакиад для детей инвалидов»! Другими словами, именно нашему педагогическому отряду доверялось выполнение трех сложнейших проектов международного, всероссийского и межрегионального уровней.

    И не где-нибудь, а именно здесь мы должны были подтвердить 20-летний опыт нашей работы и звание «Лучшего педагогического отряда Приволжского федерального округа» (2006 г.).

Из дневника руководителя педагогического отряда:

      В чем я вижу для себя главную сложность в реализации проектов?

    Во-первых, слишком сжатые сроки для его воплощения: - конец сентября - октябрь текущего года.

    Во-вторых, разноплановость поставленных задач, начиная от информационной поддержки всех предлагаемых через Интернет идей, включая создание тематической рубрики на сайте своего вуза, установление устойчивой обратной связи со всеми «фигурантами дела» - 30-тью общеобразовательными и социальными учреждениями не менее, чем из 10 субъектов РФ, до разработки программного содержания каждого спортивного и культурно-досугового мероприятия, которые должны были быть наполнены национальным колоритом, народной мудростью и т.д.

     И в-третьих, в разнообразии самих проводимых соревнований, куда должны съехаться для упорной спортивной борьбы дети разного профиля инвалидности, разного уровня физических возможностей, но с единым высоким уровнем притязаний.

 А потому - главным постулатом должно быть то, что в этих спортивных соревнованиях не может и не должно быть (!) проигравших. Каждый успех следует рассматривать как победу ребенка над самим собой. Поэтому все достойны наград - и руководители, принявшие наше приглашение, и тренеры, подготовившие в столь сжатые сроки спортивные команды, и, безусловно, сами детки, которые всегда выкладываются по полной программе, не желая показывать свой физический недуг...

 

Часть I .«Все флаги в гости к нам»:

От регионального к межрегиональному уровню

    Разрабатывая общую концепцию реализации Государственного Заказа, мы исходили из того, что это должен быть 3-х-дневный лагерь как учреждение дополнительного образования, где в условиях социального и природного оазиса раскрывается внутренний личностный потенциал ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    Первым этапом реализации проекта стал Межрегиональный туристический слет, на который были приглашены 80 детей-инвалидов (1990-1996 г.р.) трех разных категорий - с нарушением слуха, зрения, легкими формами умственной отсталости. Команда судей из числа студентов - волонтеров факультета физической культуры разработала столь нерядовое Положение об этих состязаниях. Они старались учесть особые нюансы, чтобы все этапы контрольно-туристического маршрута, как главной составляющей туристического слета, были понятными, полезными и доступными детям, многие из которых впервые попробуют себя в качестве туристов, долго «колдовали» над каждым будущим препятствием - костром и переправами, «паутиной» и оказанием первой медицинской помощи в лесу, а также другими этапами, выстраивали алгоритм максимальной суммы положительных баллов и штрафных очков.

    Поэтому, когда в сопровождении ГАИ к «Журавушке», реабилитационному Центру на озере Таир, подъехали первые участники слета из Цивильска и Семеновки, Савино и Чебоксар, Котельнича и Йошкар-Олы, потребовалось совсем немного времени, чтобы отдохнувшие с дороги дети прошли тренировочный курс, а наутро показывали классные результаты из ранее накопленных и вновь приобретенных знаний, умений и навыков.

Из дневника руководителя педагогического отряда:

    Как это важно иметь в наше время надежных социальных партнеров, которые разделяют твои заботы и тревоги, протянут руку помощи там, кому она нужна именно сейчас! Я имею в виду прежде всего Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Журавушка» на оз. Таир, базу работы нашего педагогического отряда и Л.А Шипунову, незаменимого директора, талантливого организатора и нежную маму для многих деток, обделенных судьбой.   

    Ну, кто еще живет едиными мыслями с нашим педотрядом, когда заботы на прием 320 сложнейших детей из разных регионов России выпадают на плечи Людмилы Александровны?! И кого, как ни себя, ставит она в ночь на оперативное дежурство, когда слетаются в «Журавушку» или разлетаются в родные места наши юные спортсмены, чтобы первой принять информацию о благополучной дороге?! И думали ли юные нижегородцы, когда их «школьный автобус» намертво застрял перед Чебоксарской ГЭС, что на помощь к ним на своем вездеходе тут же помчится сама «госпожа Шипунова», лишь бы детки не простудились и знали, что их очень ждут...

Нужно ли после этого уточнять, почему наш выбор места проведения соревнований выпал именно на Таир?

    Но кроме основной, спортивной части соревнований, не менее важное значение для таких ребят приобретают часы взаимного общения, познавательной деятельности и коммуникативных тренингов, раскрывающих внутренний потенциал детей и подростков. Эта ответственная роль на весь период реализации проекта легла на плечи студентов-волонтеров нашего педагогического отряда «Милосердие», будущих психологов и дефектологов, имеющих уже немалый опыт в работе с такими детьми как у себя в Республике Марий Эл, так и в Детских реабилитационных центрах «Химик» и «Кратово» (Подмосковье), в ВДЦ «Орленок» (Туапсе Краснодарского края) и др.

    Разбившись на два творческих коллектива - организационная группа (штаб, а точнее - мозг проекта) и отряд вожатых-кураторов десяти делегаций, они четко распределили функционал, не подменяя, а взаимодополняя друг друга. Это позволило организовать не только содержательную работу в содружествах, объединивших во временный коллектив представителей спецшкол одного профиля, но и активно развивать сюжетную линию - народный сказ о марийском богатыре Онаре, защитнике слабых здоровьем, но сильных духом людей, которые лишь вместе, единой семьей смогут противостоять невзгодам и лишениям в жизни...

 Из дневника руководителя педагогического отряда:

     В первый же вечер, когда делегации из разных спецшкол впервые собирались в своем содружестве, проводились знакомство и красивый обряд посвящения в друзья Онара. Все участники слета, включая руководителей делегаций, закрыв глаза и ориентируясь только на голос ведущего и свою руку, положенную на плечо идущего впереди, проходили испытания «тропой Онара» - специальный тренинг на сплочение в коллективе, развитие способности к сопереживанию, взаимопомощи и поддержке. Завершающим его этапом был разговор-откровение в зале релаксации при приглушенном свете и зажженных плавающих свечах. Когда вокруг есть люди, которые тебя понимают, тогда детские души открываются настолько, что жалко уронить каплю этой доброты, веры и надежды в светлое будущее, где тебя все искренне любят и принимают таким, какой ты есть... «А сейчас, когда мы взялись за руки и почувствовали себя командой, - говорила сама с дрожью в голосе Даша Дмитриева, комиссар педагогического отряда,- давайте через пожатие руки пошлем искорку тепла своего сердца каждому, сидящему в этом кругу. Прислушайтесь к себе: искорка пройдет через каждого из нас и сделает нас добрее...»

    Наступила полная тишина, и в ней искорка, обойдя тесный круг повзрослевших девчонок и мальчишек, возвращалась вновь к Даше. «А теперь, продолжала она, - давайте повяжем друг другу эти зеленые галстуки как символ друзей Онара, знак любви к природе и всему живому в ней. И завтра, когда вы будете выходить на старт, Онар придаст вам силы и веру в победу».

    Солнечным утром друзья Онара уже стояли строгими шеренгами на торжественной церемонии открытия туристического слета. Как и положено, по протоколу, гостей приветствовали официальные лица - Л.А. Гаранин, заместитель Главы Правительства РМЭ, Н.В. Климина, министр социальной защиты и труда РМЭ, представители других министерств и ведомств. Под звуки Гимнов России и Республики Марий Эл флаги поднимали капитаны команд, а руководители делегаций старались запечатлеть на камеру и торжественность начала состязаний, и каждый следующий спортивный сюжет. М.М. Полевщиков, судья международной категории, давал клятву от имени судей о честном судействе, а самый «титулованный» из юных спортсменов - на сей раз им был Дмитрий Давыдов, ученик Цивильской коррекционной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха, чемпион Чувашии и призер российского первенства по бадминтону, от лица всех участников соревнований, обещал уважать соперников и быть честным в спортивной борьбе.

    Конечно, на сложном туристическом марафоне были свои победы и неудачи. Волонтеры-кураторы делегаций проходили вместе с юными спортсменами каждый этап и даже бежали командный кросс, поддерживая чуть-чуть отстающих. Сами судьи удивлялись тому, как все представители команд разожгли костер с одной спички и с минимальным количеством штрафных очков прошли сложную полосу препятствий. А вечером, словно и не было тяжелого спортивного дня, наши дети выдали такие визитки своих команд, что даже руководители делегаций, не смогли сдержать слез...

    И хотя все участники турслета были награждены «золотыми» медалями на закрытии соревнований, в результате упорной борьбы командную победу по группе детей с нарушением зрения одержали учащиеся Савинской коррекционной школы РМЭ. Кубок за первенство среди детей с нарушением слуха увезли с собой ребята из Цивильска. А в группе учащихся вспомогательных школ, здоровье которых осложнено нарушением опорно-двигательного аппарата, не было равных воспитанникам школы № 1 г.Йошкар-Олы, которые проходили на турслете предстартовую подготовку перед европейскими молодежными Параолимпийскими играми в Италии. Вот такая здесь была серьезная и честная игра...

Часть II. Слушая сердцем:

 от межрегионального к федеральному уровню

    Этот этап проведения соревнований оказался еще сложнее потому, что по условиям Государственного контракта требовалось собрать 10 команд учащихся коррекционных школ I и II вида, в которых обучаются дети с нарушением слуха. Поскольку, как правило, в регионах работает лишь одна такая специализированная школа-интернат, потребовалось расширение «географии проекта» с выходом за пределы Приволжского Федерального округа. Мы отправили много приглашений всем друзьям по «Детскому Ордену Милосердия» в Москву и Тамбов, Саратов и г. Лебедянь Липецкой области, Волгоград и Чебоксары, а также в школы-интернаты для глухих и слабослышащих детей в других Федеральных округах, и были несказанно рады, что первыми откликнулись (и даже затем приехали на сутки раньше!) представители небольшого городка Грязовец Вологодской области, для которых это была первая спортивная «гастроль».

    Обычно делегации добирались до Марий Эл своим школьным транспортом, что было оговорено в приглашении. Остальные расходы - проживание в 2-3-х местных номерах, пятиразовое питание, медицинское обслуживание, культурная программа (не менее 2-х обзорных экскурсий по г.Йошкар-Оле с посещением важнейших современных спортивных объектов и в музей МГПИ им. Н.К. Крупской), как и многое другое - все мы брали на себя как представители приглашающей стороны.

    На сей раз команды состояли из 12 человек - по 5 девочек и мальчиков и 2-х руководителей делегаций, которые отвечали за охрану жизни и здоровье детей.

    В программу состязаний были включены как традиционные виды спорта - настольный теннис, стрельба из мелкокалиберной винтовки, футбол и командный кросс протяженностью в 2 км, так и новые - преодоление полосы препятствий и «паутина», полюбившиеся детям еще на туристическом слете, спортивный снайпер и боулинг, все более завоевывающий себе «место под солнцем» в программе Параолимпийских молодежных спортивных игр.

    Забегая вперед, могу сказать, что если в будущем проведение таких спортивных состязаний для детей с ограниченными возможностями здоровья в Марий Эл станет традиционным, то в их программу мы обязательно введем турнир по бочче - новому виду спорта, европейскими победителями которого вернулись в Марий Эл юные спортсмены из коррекционной школы №1 г. Йошкар-Олы. Поэтому столпотворение детей и их руководителей у показательной спортивной площадки юных чемпионов Европы было вполне понятно, а желание О.Н. Устыменко, главного тренера этой команды, все в деталях объяснить и показать, вполне закономерно.

    А вечером, пока подводились итоги спортивного дня и готовились сводные протоколы, в актовом зале «Журавушки» накалялись другие страсти - танцевально-театральные, которые «бушевали» до очередной свечки-откровения, что проходила уже на качественно иной смысловой и эмоциональной волне.

Из дневника руководителя педагогического отряда:

    Вы видели когда-нибудь, как поют абсолютно глухие дети? Те, которые не слышат звуков природы или музыки, но также хотят выразить свой внутренний мир, поделиться своими эмоциями и чувствами. Их «проводниками» к нам, здоровым и слышащим, являются мимика и жесты, движения и танец. Но так, как поет Танечка Кошкова, ученица Цивильской общеобразовательной школы, победитель Всероссийского конкурса жестовой песни, когда дрожат ее хрупкие пальчики и по щеке катится хрустальная слеза, не поет про любовь пока никто! Чтобы понять и оценить, это надо видеть...

    По условиям разработанного Положения на этом этапе соревнований определялись победители как в личном, так и в командном зачете.

    Дипломы нашим «отличникам» разлетелись во все концы географии проекта, но самая упорная борьба развернулась за общекомандное первенство. Сразу 3 команды, успешно выступив на всех этапах состязаний, набрали равное количество баллов - Семеновская (Марий Эл), Цивильская (Чувашия), Елабужская (Татарстан) и претендовали на Главный Кубок всероссийских состязаний. Но по сумме первых мест лучший результат был у команды Семеновской школы-интерната из нашей республики, им и улыбнулась удача!

    Дети были в восторге, плакали и обнимали друг друга, а больше всех радовался Вениамин Алексеевич Никитин, директор этой школы, проводя все стартовые дни вместе со своими славными ребятками, и наша Ольга Пугач, вожатая этого отряда, которая еще летом в «Журавушке» так сдружилась с семеновскими «глухариками», что они стали ей родными. А иначе нельзя: эти дети первыми чувствуют фальшь и неискренность.

Часть III. Мы все можем!

От всероссийского уровня к международному

    Проект набирал силу с каждым днем, но заключительный его этап обещал быть самым сложным не только по накалу спортивных страстей, но и по категории детей, с которыми нам предстояло работать. Это были дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, ДЦП которых осложнен еще вторичными дефектами психофизического развития. Поэтому приглашая к участию в спортивных соревнованиях воспитанников Савинского дома-интерната, многие из которых уже с рождения - «отказники» или социальные сироты, или подопечных Территориального центра социальной помощи семье и детям г. Йошкар-Олы, которые после закрытия начального звена для их обучения на базе ДОУ № 24 «Весняночка» оказались словно в домашней клетке, мы понимали, что это - особый контингент не только детей, но и родителей.

    Но среди этих родителей есть и такие преданные своим детям, которые будут бороться за своего ребенка до конца, до последней надежды что-то исправить, скорректировать его развитие. Именно такие едут в Йошкар-Олу со всех концов России, да и не только из нее в знаменитый на весь мир Центр патологии речи и нейрореабилитации нейросенсорных и двигательных нарушений Министерства здравоохранения РМЭ, где В.В. Севастьянов, доктор медицинских наук, профессор, творит просто чудеса. Этот контингент пролечивающихся в октябре 2006 г. в «Севастьяновском» центре сложных детей из Московской, Томской, Калужской, Тюменской и других территорий России, а также из Литвы и Украины вместе с их родителями и стали главными «фигурантами» международного этапа проекта.

    Мы решили, что открытие этих Малых, но таких сложных Параолимпийских игр «На земле Онара» должно проходить в стенах родного института. Поэтому когда к институту стали съезжаться машины и автобусы, такси и мерседесы, из которых вывозили, выносили, поддерживали самых сложных деток, картина была довольно необычная и безрадостная. А тут еще хмурое утро, 13 октября, пятница...Ну, какие еще краски к этому надо добавить?!

     Но вот «краски» как раз и были! Это наши студенты - волонтеры из педагогического отряда «Милосердие», которые в своих фирменных футболках встречали гостей прямо на улице, принимали с рук на руки, ждали каждый своего подшефного на этот день, что было уже заранее определено. У некоторых ребят-колясочников было даже два «персональных» ассистента в соответствии с той программой, которую предстояло осуществить.

      А в украшенном спортивном зале все уже было готово к церемонии открытия. Парад команд с участием волонтеров, торжественный подъем алых стягов под звуки Государственных Гимнов России и Марий Эл, что поднимали капитаны Международных команд. Море людей и букеты цветов, которые вручались мамам самых маленьких и приехавших «с дальнего конца географии» участников соревнований. Да, нечасто в эти руки, постоянно поддерживающие своего ребенка, попадают цветы...

    И понеслось! Все 4 этапа состязаний были продуманы до мелочей с учетом профиля детских заболеваний. Спортивные мячи попадали и не попадали в кегли, хоккейные клюшки и обручи не очень слушались, но все инвалидные коляски были в движении - так волонтеры выполняли парные с детьми спортивные задания. А зал аплодировал и восхищался - и детками с горящими глазами, и, конечно, нашими волонтерами, которые успевали везде.

Из дневника руководителя педагогического отряда:

    Ну какие же замечательные у нас студенты! Как жаль, что не все педагоги, работающие с ними, видят их в этой сложной социально-педагогической практике, которая не вписывается ни в какие учебные программы! Порой они выдают такую филигранную технику, работают так классно на полутонах, что у других специалистов на то же самое уходят годы...

    Да, права, тысячу раз права Валентина Павловна Частий, ветеран нашего факультета, говоря, что перед многими студентами факультета педагогики и психологии надо снимать шляпу и преклонять колени... Они этого достойны!

    В конце программы, как это и положено, проводилось посвящение в друзья Онара и торжественное награждение. На сей раз все команды были отмечены памятными кубками - символами с золоченым изображением Ники, Богини Победы. И надо было видеть глаза этих детей и слезы родителей, когда каждому ребенку надевалась самая настоящая «золотая медаль» на праздничной георгиевской ленте...

     Выступая на закрытии соревнований, В.В. Севастьянов заметил, что реализуемый проект следует воспринимать как продолжение лечения этих детей, «витамин здоровья», который нельзя ничем заменить. Пожалуй, оно так и есть. А кульминацией праздника стали сюрпризы наших спонсоров которые преподнесли каждому ребенку не только современные, развивающие моторику руки: пазлы, фломастеры и спортивный инвентарь, но и разноцветные воздушные гелиевые шары. И эти легкие шары с прикрепленными на розовых лентах детскими пожеланиями прямо перед институтом взмыли в голубое небо с надеждами на осуществление мечты...

 

Эпилог

    Подходит к концу реализация столь необычного проекта, название которому - Государственный заказ Министерства образования и науки РФ нашему вузу. А потому не могу не назвать своих главных помощников, которые вложили сюда всю свою душу и сердце, то есть сделали сам проект теплым и одушевленным. Это, прежде всего, Татьяна Лежнина, выпускница факультета педагогики и психологии 2006 года, а ныне наш молодой преподаватель, одухотворенный и вечно охрипший менеджер проекта; Даша Дмитриева, председатель Совета студенческого самоуправления факультета, наш чудесный креативный психолог; Павел Сенишин, отвечавший за сбор информации о малейших колебаниях детского настроения; Настя Аверкова, которая не только родилась для сцены, но еще и прекрасно владеет дактилем - языком жестов; Наташа Смоленцева, наш координатор работы с регионами, голос которой по телефону еще долго будут узнавать наши новые друзья. Сюда же следует отнести и отряды наших волонтеров первого, второго, третьего курсов, которые работали с делегациями из самых разных регионов, приезжавших в Республику Марий Эл.

    Проект завершается, но каждый из моих любимых соратников всю свою педагогическую жизнь сможет говорить: «Я участвовал в реализации первого Государственного заказа Марийскому пединституту, выполнение которого было доверено именно студенческому педагогическому отряду. А первые - они всегда впереди!

    2006 г.

* * *

    Как здорово, что добрые студенческие традиции возрождаются вновь! И в их числе - возрождение студенческих отрядов, которые с каждым годом становятся более заметной приметой нашего времени. Именно они перекидывают «мостик» из славного прошлого в не менее важное настоящее, когда студенческие руки требуются и на возведении важных объектов Сочинской Олимпиады 2014 года, и на ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, и на строительстве новых важных региональных объектов. И никого теперь не удивишь, что наряду со строительными отрядами рука об руку с ними трудятся сельскохозяйственные и медицинские, спасательные и педагогические отряды - словом такие, рождение которых вызвано самой нашей многогранной жизнью.

    Пять лет назад, в 2004 году, в Москве проводился Всероссийский форум, посвященный 45-летию движения ССО. Одним из кульминационных моментов этого праздника в Кремлевском Дворце съездов стала передача эстафеты движения студенческих строительных отрядов от нас, ветеранов, молодому поколению студенчества. Памятное знамя Министерства образования и науки РФ за вклад в развитие движения гордо выносил Сергей Иванович Кораблев, первый комиссар, а затем и многолетний командир бъединенного студенческого отряда республики Марий Эл. А принимали его - бойцы нашего педагогического отряда «Милосердие», деятельность которого никогда не прерывалась и становится год от года только остребованней.

    Приближается «золотой» юбилей студенческих строительных отрядов, и в преддверии этого дня хочется сказать стихами:

                                                                           Нам - 50! И Кремль вновь собрал
                                                                           Всех тех, кто написал свою страницу!
                                                                           Сегодня - стройотряду пьедестал!
                                                                           Мы снова в бой! «Покой нам только снится»

 С праздником, дорогие друзья!

    2009 г.

<<К обзоруНаталья Морова, командир объединенного студенческого педагогического отряда «Милосердие» республики Марий Эл, ветеран ССО