<< К обзоруМарийскому классическому прочности не занимать
В начале декабря Марийский государственный университет успешно прошел проверку на прочность - сертификационный аудит системы менеджмента качества (СМК). Не многие вузы могут похвастаться этим... О том, какие преимущества дает сертификация, и о сегодняшнем дне университета рассказывает ректор МарГУ профессор Виталий Макаров.
- Наличие сертификационной системы менеджмента качества вуза - гарантия качества образовательного процесса в глазах существующихи потенциальных потребителей. Сертификация СМК также дает ряд преимуществ в условиях жесткой конкуренции среди вузов на рынке образовательных услуг. Поэтому по решению Совета по качеству образования МарГУ в сентябре этого года был заключен государственный контракт на оказание услуг по сертификации СМК вуза с ассоциацией по сертификации "Русский регистр". На основании указанного контракта в университете проходили предварительная оценка СМК и сертификационный аудит вуза во главе с главным экспертом, ведущим экспертом по сертификации систем менеджмента, экспертом премии Правительства РФ в области качества М.В. Мурадовым.
3 декабря состоялось заключительное совещание, где были озвучены результаты сертификационного аудита. Главный эксперт поздравил коллектив МарГУ с успешным прохождением проверки на прочность по качеству образования и получением сертификата. Он отметил: "Конкурентные преимущества Марийского государственного университета в том, что здесь хорошая дисциплина труда во всех учебных и вспомогательных подразделениях и высокая культура производства в целом. Радует то, что средний возраст профессорско-преподавательского состава - около 45 лет, по сравнению со столичными вузами, здесь работает очень много молодежи, следовательно, продуманно ведется кадровая политика и вуз работает на перспективу. Особо хочу отметить приверженность руководства МарГУ идеям развития и качества образования. Лидерство ректората - это достойный пример для подражания всему коллективу".
- Виталий Иванович, что нового появилось в университете за последние несколько лет, в чем на сегодняшний день его уникальность?
- Наш вуз является надежной экспериментальной площадкой Федерального агентства по образованию. На его базе проводились постоянные и долгосрочные эксперименты по внедрению Единого государственного экзамена, государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), по приказу Минобрнауки РФ №172 от 13 июня 2007 года университет в числе 17 вузов России участвует в инновационной деятельности по переходу на систему зачетных единиц (кредитов), с 1997 года при юрфаке работает юридическая клиника, где предоставляются бесплатные юридические услуги всем нуждающимся гражданам. На днях об организации такой безвозмездной помощи во всех субъектах страны поставил задачу Президент России Д.А.Медведев.
В последние годы университет участвует во многих престижных конкурсах и добивается хороших результатов. Например, в июне этого года в конкурсе "Золотая медаль "Европейское качество" МарГУ удостоен диплома лауреата и золотой медали "Европей-ское качество. 100 лучших вузов России - 2009", а в ноябре наш вуз вошел в число пяти лауреатов конкурса "Система качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования", проводимого Рособрнадзором.
Марийский государственный университет сохраняет за собой статус единственного классического университета в Республике Марий Эл. Он видит свою миссию в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества и государства в области фундаментальной и прикладной науки, в сохранении лидерства в модернизации системы образования в республике и регионе с учетом мировых тенденций, в активном влиянии на социально-экономическое и культурное развитие республики и региона, в гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в полиэтническом регионе. Сегодня мы вместе с подготовкой специалистов на основе фундаментального образования главное внимание уделяем воспитанию будущих лидеров. С этой же целью третий год при нашем университете функционирует Малая академия государственного управления в Республике Марий Эл, с 2008 года работает филиал Международного образовательного центра "Aptech", ведущей мировой образовательной корпорации в сфере информационных технологий.
- Прошло уже три месяца нового учебного года, каким встретил его университет? Принес ли он вузу новшества, изменения, новые технологии и программы?
- В этом учебном году на физико-математическом факультете начато обучение по новой специальности "Физико-химия процессов и материалов", на факультете международных отношений открыта магистратура. Весной состоялся первый выпуск Малой академии государственного управления, а на днях второй набор слушателей в количестве 50 человек приступили к занятиям. Это вторая по численности в Приволжском федеральном округе Малая академия. Факультет международных отношений вплотную занимается освоением балльно-рейтинговой европейской системы оценки знаний студентов. Ее внедрение призвано решить одну из ключевых задач Болонского процесса - обеспечить мобильность студентов, открыть дорогу в вузы Европы для послевузовского образования. Мы большое внимание уделяем компьютеризации и информатизации: на сегодняшний день имеем порядка полутора тысяч современных компьютеров с лицензионным программным обеспечением, а также так называемый суперкомпьютер - вычислительный кластер для высокопроизводительных вычислений, около 40 учебных компьютерных классов, 7 мультимедийных аудиторий, 2 лингафонных класса. Для сотрудников создано 450 электронных почтовых ящиков. Только в этом году университет приобрел 161 компьютер. На базе университета провели VII Всероссийскую конференцию "Преподавание информационных технологий в России". Для нас это важно еще тем, что МарГУ является как бы проводником новых достижений в области информатизации не только в республике и ПФО, но и в России, дает своим воспитанникам современное, востребованное образование, обеспечивающее их конкурентоспособность на рынке труда.
Из научных форумов российского уровня следует отметить конференцию "Экоаналитика - 2009", организованную при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Российской академии наук. Все более уверенно заявляет о себе проводимая на базе МарГУ Международная научная школа "Наука и инновации". Достаточно сказать, что участники конкурса - аспиранты и студенты - получили 12 грантов трех российских фондов по 400 тысяч рублей каждый, сроком на два года. В вузе ведутся хоздоговорные исследования. Недавно в открытом конкурсе на проведение работ по оснащению сети геофизических наблюдений современными средствами радиофизических и ионосферных измерений победил доцент физико-математического факультета В.В. Шумаев, общая стоимость проекта - 26 миллионов рублей.
- Что Вы можете сказать о студенческом пополнении университета - первокурсниках? Соответствует ли уровень их подготовки результатам ЕГЭ?
- В этом году в университет поступили около 1400 человек на очную и более 900 - на заочную форму обучения. Радует то, что половина из них - выпускники сельских школ. Это результат планомерной профориентационной работы, открытия профильных классов в сельских школах и многопрофильных лицеев. Самые большие конкурсы были на экономические, математические, юридические специальности, на факультете международных отношений, электроэнергетическом факультете и других. Наряду с 4 пилотными регионами наша республика с 2001 года участвовала в эксперименте по ЕГЭ, проведенном Министерством образования и науки РФ. Если в этом году прием в вузы впервые по всей России проходил по итогам школьных ЕГЭ, то мы принимаем уже в течение 7 лет. Поэтому у нас ажиотажа и проблем никаких не было. Уже по итогам первой волны мы выполнили план приема первокурсников. Как и в прошлые годы, уровень подготовки абитуриентов соответствует результатам ЕГЭ. В некоторых структурных подразделениях был проведен анализ успеваемости первокурсников, в частности, на факультетах педагогики и психологии, иностранного языка, филологии и журналистики, культуры и искусств, на юридическом факультете. Их результаты почти не отличаются от прошлогодних.
- Ваше мнение о структуризации высшей школы: создание федеральных, национальных университетов.
- В ближайшие годы число российских университетов и институтов резко сократится, заявил министр образования Андрей Фурсенко. Они будут либо закрыты, либо перепрофилированы в колледжи и техникумы. Планируется оставить не более 50 университетов и 150-200 вузов на всю страну. Одна из причин этого шага - демографическая ситуация в стране. Речь идет о структуризации российской высшей школы. Будут разработаны четкие стандарты, по которым станет возможным судить, насколько соответствует университет своему высокому званию. Пройдет экспертиза учебных программ, проверка знаний выпускников и квалификации преподавателей.
При всей необходимости изменений в высшей школе, идея сокращения вузов вызывает слишком много вопросов. В России больше 80 регионов. В каждом из них, как минимум, сегодня функционируют два-три вуза: университет, технический, педагогический или медицинский. Исходя из этого, получается, что государственных вузов должно быть не менее две с половиной сотни. Неясно также, по каким критериям будут определять вузы, подлежащие ликвидации. Существует такая опасность, что если государственных вузов станет в несколько раз меньше, то абитуриенты будут штурмовать коммерческие вузы, а те тут же взвинтят цены до небес. Подорожают и платные места в уцелевших государственных вузах. Все сегодня говорят о создании федеральных или национальных университетов, а о судьбе региональных классических университетов никто сейчас не вспоминает, хотя они, согласно анкетированию, играют определяющую роль в системе Российского образования. Потому что без классического университета в регионах ни экономика, ни культура, ни другие сферы не получат должного развития. Например, в нашем Марийском государственном университете сформировались научные школы в области финноугроведения, истории Поволжья, экономики, сельского хозяйства Нечерноземья, педагогики и психологии, органической химии, популяционной экологии растений, получившие признание не только в России, но и за рубежом. В вузе создана первая научная школа в России по проблеме "Социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья", выведена первая отечественная порода цесарок "волжская белая", имеются признанные научным миром достижения в изучении молекулярных механизмов биохимических процессов в митохондриях. Свидетельством того, что МарГУ стал неотъемлемой и важнейшей частью Марий Эл является то, что его выпускники составляют основу кадрового потенциала республики и трудятся во всех отраслях экономики и социальной сферы. Среди его работодателей - все ведущие промышленные и сельскохозяйственные предприятия, организации среднего и малого бизнеса, финансовые учреждения, государственные и муниципальные органы управления, правоохранительные и судебные органы, образовательные учреждения, средства массовой информации и др. МарГУ является единственным вузом, осущест-вляющим подготовку для республики специалистов высшей квалификации по сельскому хозяйству, электроэнергетике, физике, математике, химии, биологии, культуре, искусству, истории, филологии, журналистике, физкультуре, спорту, а также педагогов, документоведов и других.
Считаю, что в нашей стране сложилась устойчивая и в целом оптимальная структура вузов, включая классические университеты, технические и педагогические вузы. Наверное, нет особой необходимости ломать эту структуру. Вузовская система была и должна остаться приоритетом государственной политики, подготовки кадров, специалистов всех направлений. Особое место должно быть отведено классическим университетам, где гармонично представлены разные направления подготовки специалистов, разные отрасли науки.
- Хотелось бы отразить Ваше видение стратегии, тактики модернизации высшего образования. В чем они должны заключаться?
- Динамичное, устойчивое развитие высшего образования считается одним из ключевых показателей развитости государства. Как показывает опыт, высшее образование может стать наиболее эффективным и устойчивым в том случае, когда оно действует в виде единой государственно-общественной системы. В России около 15 лет существует и ведет активную работу Союз ректоров России (РСР), очередное заседание которого состоялось 8 декабря. Его целью является эффективное содействие решению важнейших вопросов в области высшего образования, он не стремится к революционным переворотам в высшей школе, сохраняя консерватизм как одно из системообразующих начал развития образования, и руководствуется принципами умеренности, преемственности.
Известно, что от качества знаний зависит качество общества, качество самого государства. Стране не нужны штампованные дипломы, ей нужны образованные специалисты. Необходимо решить вопрос о придании вузам статуса научных учреждений. Вузы как юридические лица должны иметь право включать в свой состав научно-исследовательские институты в качестве других юридических лиц. Только тогда вузовская наука сможет развиваться успешно. С другой стороны, фундаментальная наука не может быть прибыльной. Поэтому, если мы хотим видеть у страны перспективу, то государство должно вкладывать деньги в науку.
Российское образование должно стремиться к сохранению лучших традиций и стандартов классической высшей школы. Но не просто адаптация системы высшего образования к изменениям, а формирование самих этих изменений - вот цель образования. Только так можно обеспечить опережающее развитие высшей школы как самого интеллектуально емкого сектора социально-экономической сферы.
Сегодня модернизация высшей школы должна вести к созданию единой государственно-общественной системы управления высшим образованием. Но она ни в коем случаев не должна предусматривать изменения в нашей наработанной системе, а должна предусматривать внедрение новых технологий в образовательный процесс.
- Учитывая послание Президента РФ Федеральному Собранию, что, на Ваш взгляд, готовит новый год нашей высшей школе?
- В своем послании Д.А. Медведев подчеркнул, что в России будет сформирована комфортная среда для осуществления исследований и разработок мирового уровня. В нашей стране всегда было много талантливых, открытых к прогрессу и способных создавать новое людей. Именно на них и держится инновационный мир, и надо сделать все, чтобы такие специалисты были заинтересованы работать в своей стране. Он высказал идею о создании на базе современных вузов бизнес-инкубаторов, где выпускники будут учиться превращать технические замыслы в прибыльные бизнес-проекты. Мы полностью поддерживаем предложения Президента РФ Д.А. Медведева и приступаем к реализации их в жизнь.
- Как ученый, расскажите о вузовской науке, в чем ее специфика и как активизировать научный поиск в вузах?
- Ни один вуз нельзя представить без науки. Вузовский преподаватель - это прежде всего исследователь, ученый. Фундаментальная и прикладная наука должна развиваться в вузе.
Конечно, в отличие от академической сферы, вузовскому преподавателю сложнее заниматься научными исследованиями. Однако наши ученые много делают, применяя на практике свои разработки и достижения. Сегодня к вузовской науке требования растут. Вывести ее на новые рубежи можно совместными усилиями государства и каждого конкретного учебного заведения. На наш взгляд, необходимо значительно увеличить финансирование научных исследований по ЕЗН, определив в приоритетные направления, проанализировав тематику прикладных и научных исследований, которые ведутся в вузе. Адресная поддержка даст достойные результаты. Что касается ФЦП и различных конкурсов, которые сегодня проводятся, то эта система грантовой науки нуждается в серьезной корректировке в части большего внимания к НИР классических университетов, где представлено не только естественнонаучное, но и гуманитарное направление, которому надо уделять особое место.
С другой стороны, на уровне вуза можно активно привлекать преподавателей к научной деятельности. В 2005 году мы в университете создали Инновационный центр, который концентрирует все инновационные разработки наших ученых, создает банк данных. Чтобы стимулировать научные разработки, у нас ежегодно проводится внутривузовский конкурс "Лучшие инновационные проекты" по четырем номинациям: "Перспектива", "Молодежный инновационный проект", "Инновационный проект МарГУ", "Социально-экономический проект". Победители получают денежные премии. В конкурсе, кроме преподавателей, участвуют аспиранты и студенты. Все это значительно оживило НИР в вузе.
- Что Вы ожидаете от нового 2010 года и как относитесь к продолжительным новогодним каникулам?
- Для коллектива нашего университета уходящий 2009 год был удачным, мы стали лауреатами двух престижных российских конкурсов. От Нового года ждем новых свершений и новых успехов и побед. Что касается новогодних каникул? Для студентов, наверное, было бы лучше, когда они после сессии - одни. Поэтому учебный процесс надо организовать так, чтобы до 31 декабря завершить зимнюю сессию. Пусть они отдыхают с чувством выполненного долга.
Пользуясь случаем, поздравляю многотысячный коллектив профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов Марийского государственного университета с наступающим 2010 годом, желаю всем крепкого здоровья, счастья и благополучия.
На снимках: коллектив и ректор МарГУ Виталий Макаров с членами экспертных комиссий.
<<К обзору