<< К обзоруФакультету культуры и искусств - 10 лет
19 марта на факультете культуры и искусств состоялся актовый день, посвященный 10-летию кафедры культуры и искусств. Впервые такое мероприятие на тему "Университетское образование на ФКИ" было проведено год назад. С открытыми актовыми речами тогда выступили все 8 профессоров кафедры культуры и искусств.
В этом году в рамках актового дня прошло торжественное заседание с участием руководства университета, преподавателей и студентов факультета, приглашенных гостей. Украшением мероприятия стал праздничный концерт, подготовленный студентами и преподавателями ФКИ.
В связи с 10-летием образования кафедры культуры и искусств, мы попросили ее заведующую, доктора культурологии, профессора Г.Е.Шкалину рассказать о пройденном пути.
"9 лет наша кафедра была выпускающей по двум, а с этого года по трем специальностям. На десятом году деятельности, к нашей общей радости, кафедра разделилась, и теперь мы имеем нашу младшую сестру - кафедру социально-культурных технологий во главе с канд. пед. наук В.В.Вязниковой.
В настоящее время нашей кафедрой реализуется 5 творческих специализаций в рамках специальности "Народное художественное творчество". Мы также работаем над развитием различных форм приобщения населения к народной художественной культуре на основе поликультурного подхода.
С момента образования кафедры мы сотрудничаем с Институтом финно-угроведения (г. Гамбург), Московским и Казанским ГУ культуры и искусств, Чувашским и Мордовским ГУ, Российским институтом истории искусств (г. Санкт-Петербург), Чувашским институтом культуры и искусств, Казанской и Петрозаводской государственными консерваториями.
За 10 лет существования кафедры сложился уникальный коллектив профессорско-преподавательского состава. На сегодняшний день в научной, учебной, творческой деятельности заняты 5 докторов наук (О.М.Герасимов, В.Г.Кудрявцев, А.В.Маслихин, А.Н.Павлова, Г.Е. Шкалина), 12 кандидатов наук, заслуженные деятели искусств и заслуженные работники культуры РМЭ (А.В.Мирошников, Л.В.Зайков, Т.В.Дмитриева, Е.И.Горбунова, С.В.Чернова, Ю.Г.Иркабаев). Следовательно, в подготовке кадров для организационно-управленческой, консультативной, художественно-творческой, научно-исследовательской, экспертной деятельности в сфере культуры и искусств заняты ведущие ученые республики, специалисты сферы культуры и искусств РФ и РМЭ.
Рядом с нами сегодня трудятся и молодые научно-творческие силы. Это в основном наши выпускники - наша надежда и, полагаю, будущая слава: О.Савельева, Л.Семенова, Е.Смолина, О.Путинцева, Ю.Жаркова. Мы также гордимся своими выпускниками, которые сегодня успешно трудятся в театрах, музеях, библиотеках, школах искусств, учреждениях культурно-досуговой деятельности, детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях. В наших планах - создание ассоциации выпускников факультета. Нами подготовлен пакет документов об открытии аспирантуры по теории и истории культуры. При лучшем раскладе обстоятельств кафедра может стать школой этнокультурологии в нашей республике.
Комплексная научная тема кафедры - "Культура и общество в условиях глобализации". Традицией стало проведение конференции "Проблемы ревитализации традиционной культуры народов Волго-Камья". Ежегодно эта конференция проводится в первой декаде ноября и посвящается Дню Марийской республики.
Программа наших конференций предусматривает не только теоретические доклады. Это также презентации полевого материала, методические и технологические новации специалистов учреждений общего и профессионального образования, науки и культуры по изучению, популяризации и возрождению элементов традиционных культур, мастер-классы по знакомству и практическому освоению народных ремесел. При подведении итогов ноябрьской конференции по ревитализации прозвучала идея создания бизнес-инкубатора при нашей кафедре для выращивания новых молодых носителей традиционной народной культуры.
Сегодня я хотела бы поблагодарить всех участников наших конференций и призвать их и в дальнейшем участвовать в разработке, апробации и внедрении новых моделей, программ и методик этнохудожественного и этнокультурного образования. Мы можем таким образом активно влиять на процесс внедрения региональных, федеральных и международных программ изучения, сохранения и развития традиций народной художественной культуры.
Сегодня мы живем в так называемом "проектно-инновационном" мире. Образовательный процесс в вузе также подвергается проектированию. К нам приходят новые слова: бакалавриат, магистратура, тьютор и т.д. Многое еще непонятно и даже неизвестно.
Но одно мы знаем точно: необходимо развивать у студентов творческое мышление и умение решать проблемы. Этим мы и занимаемся сегодня. Для нас компетентность - это реализованная образованность.
Мы видим своей социальной задачей на будущее - выстраивание системы поиска талантов и их обучение. Без них нет высокой культуры, а значит, и новых духовных высот общества. Мы с оптимизмом смотрим в будущее, понимая, что дорогу осилит идущий".
<<К обзору