<< К обзоруВремен связующая нить. К 65-летию Великой Победы

    В преддверии Дня Победы тема Великой Отечественный войны все чаще звучит с экранов телевизоров, отражается на страницах газет. Об этих днях, пережитых в "сороковые, пороховые", рассказывают нам умудренные жизненным опытом ветераны, которых с каждым годом становится все меньше... Вот уже и не шагают они по Красной площади в День Победы, годы и болезни берут свое... А что будет через десять, пятнадцать лет...

    Поэтому, наряду с повышенным вниманием к тем, кого берегут явные и скрытые ангелы, особого осмысления заслуживает память о тех, кто не дожил до Дня Победы, или, как сказал поэт, "не допел, не долюбил"... Недалеко то время, когда тему жизни для поколения, прошедшего через войну, придется заменить другой - темой памяти. Готовы ли мы к этому?

    Именно этой сложной по осмыслению проблеме был посвящен мастер-класс по рассказу В.Шкалина "День Победы", который провела в студенческой аудитории Наталья Викторовна Жубрина, преподаватель русского языка и литературы гимназии № 14 г. Йошкар-Олы.

    Но сказать буднично провела или показала - это все равно, что ничего не сказать. В этом интегрированном mini-спектакле мы все - студенты и преподаватели - каждый по-своему пережили трагедию матери, поверившей в беседу с погибшим сыном на его могиле. Наши студенты, будущие психологи и социальные педагоги, а отнюдь не филологи, с удовольствием работали с текстом, замечая и выделяя те словосочетания, в которые автор вложил нарастающее напряжение героев рассказа, динамику сюжетной линии, ее кульминацию и развязку. И всем поверилось, что мать-старушка приехала на могилу к сыну именно из марийской деревни. Почти сутки добиралась автобусом и поездом, чтобы помянуть всех, разложив на близлежащих могилах эти заранее со слезами напеченные материнские блинчики...

    "Ой, Васенька, как же ты тут будешь, когда меня тоже бог заберет к себе, кто же за могилкой-то твоей прихаживать будет?" - как живого спрашивала сына мать и не находила ответа... В логике урока этот вопрос был адресован нашим студентам, а в их лице - представителям молодого поколения, в будущем - не только классным специалистам, но и хранителям исторической памяти нашего народа, нашей малой родины...

    И они отвечали о том, что почувствовали, что всколыхнулось в душе. И созвучно с воцарившейся в аудитории тишиной читались строки Андрея Дементьева, на смену которым пришла "Баллада о Матери" в исполнении Софии Ротару, прозвучавшая на фоне обелисков скорбящим матерям в больших и малых городах и селениях нашей великой России...

    Казалось бы, вот и все, педагог-мастер свое дело сделал. Но нет, оказывается, нам еще предстояло удивляться и дальше! Завершающим аккордом урока стала видеопрезентация "живой картины" на песке, в которой автор Ксения Симонова, обладатель уникальной техники, за 4 минуты рассказала в художественных образах, что такое война и память об этой войне...

    ...Мы многое знаем и не знаем о войне. Но многое должны помнить и запомнить. Благодаря таким урокам, которые бывают в студенческой аудитории. Благодаря таким педагогам, как Наталья Викторовна Жубрина. Вам - открытые сердца наших студентов. Вам - эти лучшие весенние цветы...

<<К обзоруНаталья Морова, декан ФПП, председатель постоянной комиссии Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола"