<< К обзоруГосударственную аккредитацию прошли успешно.

Интервью с представителями ректората

       - Виталий Иванович, расскажите, пожалуйста, как готовился вуз к аккредитации?

    В.И.Макаров, ректор,  профессор:

    - Подготовка к плановой комплексной оценке деятельности вуза началась сразу же после аттестации 2005 года - с составления плана мероприятий по устранению недостатков, отмеченных в ходе проверки, и модернизации учебных планов по всем специальностям университета, в которых были учтены замечания аттестационной комиссии. На заседании Ученого совета университета мы подробно проанализировали состояние дел и приняли план мероприятий не столько для решения насущных задач комплексной оценки деятельности вуза, сколько для того, чтобы поднять уровень образования до такого критерия, чтобы соответствовать современному европейскому качеству. С начала 2008-2009 учебного года подготовка к комплексной оценке деятельности вуза носила планомерный характер и велась под моим контролем. Этот вопрос еще раз был заслушан на заседании Ученого совета вуза. Были разработаны нормативно-методические материалы, определившие единые подходы и требования в вопросах подготовки к аккредитации, утверждены планы мероприятий по университету, проведен ряд заседаний расширенного ректората, на которых заслушивались проректоры, деканы факультетов и директора институтов. Были созданы комиссии по самообследованию и соответствующие подкомиссии. Состоялись совещания с заведующими кафедрами и руководителями структурных подразделений.

    К 1 июня 2009 года были подготовлены отчеты по всем аттестуемым специальностям. Но в августе 2009 года на уровне Министерства образования и науки было принято решение о разделении процедуры комплексной оценки деятельности вуза на две самостоятельные процедуры - аккредитацию и лицензирование. Надо отметить, что новые правила и положения не застали нас врасплох, - несмотря на новые условия, университет с честью прошел государственную аккредитацию.

    - Виталий Алексеевич, наш вуз, с успехом выдержав еще одно серьезное  испытание, вновь аккредитован. Ваше резюме об итогах аккредитации и ее уроках.

    В.А.Иванов, первый проректор - проректор по учебной работе:

    - Можно сказать, что мы в течение 2009 года готовились к предстоящей аккредитации, поскольку она является самым важным мероприятием для вуза. Но хочу Вас заверить, что в университете работа шла по обычной схеме. Помимо того, за прошедший год мы успели сделать очень многое:

    - в университете обеспечено оптимальное управление качеством образования, создана система менеджмента качества. С подачи СМК мы участвовали в российском конкурсе и вошли в число 100 лучших вузов страны, получив золотую медаль "Европейское качество". В.И.Макаров был удостоен звания "Ректор года";

    - университет победил в конкурсе "Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования", проводимом Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Наш вуз признан одним из 5 лауреатов конкурса, причем в числе победителей МарГУ идет первой строкой - наш университет набрал максимальное количество баллов. Церемония награждения состоялась в Москве 5 ноября 2009 года;

    - нашу работу проверяла представительная группа специалистов по системе менеджмента качества. Представители Международной ассоциации по сертификации в области качества образования отметили несомненные успехи МарГУ в области образования, по итогам аудитов наш вуз был удостоен сертификата соответствия системы менеджмента качества ИСО 9001:2008 № 09.886.026 от 21 декабря 2009 года, что стало достойным новогодним подарком вузу за напряженную работу по налаживанию системы управления качеством образования.

    Если говорить о результатах аккредитации вуза, то в приказе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 696 от 25 марта 2010 года отмечено: "...признать Марийский государственный университет прошедшим государственную аккредитацию и аккредитовать с установлением государственного статуса по типу "университет". Хотелось бы еще отметить, что мы входим в Ассоциацию классических университетов России, где требования выше аккредитационных. Мы работаем, главным образом, не только для достижения высоких показателей, а для того, чтобы качество образования выпускников соответствовало международным требованиям, позволяло им решать те задачи, которые перед ними ставит будущая профессиональная деятельность.

    - Согласно приказу ректора Вы, Геннадий Иванович, были назначены ответственным за аккредитацию, поэтому за всю работу по подготовке и прохождению процедуры аккредитации непосредственно отвечали Вы.  Каковы итоги Вашей работы?

    Г.И.Миронов, проректор по учебной работе:

    - В аналитических материалах по итогам государственной аккредитации МарГУ не было ни одного существенного замечания к деятельности нашего вуза. В них, в частности, отмечено:

    - в Марийском госуниверситете было проведено компьютерное тестирование студентов десяти специальностей по 50 дисциплинам. По его итогам получен результат выше порогового, т.е. наши студенты успешно выдержали все испытания. Здесь важно подчеркнуть, что результаты внешней экспертизы совпали с результатами нашей внутренней экспертизы, а это значит, что реализуемая в вузе система обеспечения качества образования позволит нам решать задачи более качественной подготовки выпускников;

    - учебные планы по реализуемым в университете основным образовательным программам не вызвали ни единого замечания, не было выявлено ни одно отклонение от требований государственных стандартов;

    - за последние 5 лет в среднем за год объем финансирования научных исследований МарГУ на единицу научно-педагогического персонала составляет 18,9 тыс. рублей, тогда как аккредитационный показатель соответствует 10 тыс. рублей.

    - по всем дисциплинам всех специальностей и направлений подготовки разработаны учебно-методические комплексы, вуз использует инновационные методы в образовательном процессе;

    - в штате профессорско-преподавательского состава Марийского госуниверситета 70,7 % лиц - с учеными степенями и научными званиями (аккредитационный показатель - 60 %). По этому показателю МарГУ входит в число 100 лучших университетов страны. Это позволяет университету действительно готовить высококвалифицированных специалистов;

    - ученые степени доктора наук и звания профессора имеют 11,8 % приведенного штата профессорско-преподавательского состава (показатель аккредитации - 10%). По этому показателю наш университет находится в центральной зоне выборки из ведущих вузов России. Это позволяет нам организовать непрерывную подготовку специалистов от программ среднего специального, высшего профессионального образования до докторов наук у нас есть свои магистратура, аспирантура, докторантура, советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. К слову, буквально на днях состоялись первые защиты диссертаций в возобновленном специализированном совете по защите докторских и кандидатских диссертаций по педагогике и профессиональному образованию;

    - индекс соответствия критериям аккредитации статусу "Университет" у МарГУ равен 1,42. Для подтверждения статуса достаточно иметь индекс 1,0.

    - Марийский госуниверситет успешно прошел аккредитацию. Но нельзя останавливаться на достигнутом. Каковы планы на перспективу?

    В.И.Макаров:

    - Если говорить о стратегических задачах, то мы должны и дальше совершенствовать качество как образования, так и научно-исследовательской деятельности. Опираясь на современные информационные технологии, также следует увеличить количество диссертационных советов, открыть магистратуры по большинству реализуемых направлений подготовки. Восстановить традиционные для нашего вуза лидерские позиции в области  финноугроведения. В конечном счете, свою задачу мы видим в том, чтобы заметно усилить роль и место нашего классического университета в  политическом, социально-экономическом и духовном развитии Республики Марий Эл и России.

    В.А.Иванов:

    - Растущая конкуренция, переход на двухуровневую систему подготовки кадров, демографическая яма, возросшие требования к качеству подготовки выпускников требуют от нас новых усилий, вынуждают не сбавлять обороты. Ключом к успешной реализации многих стоящих перед нами задач является, на наш взгляд, участие в конкурсах, проводимых Министерством образования и науки, скорейшая сертифицикация области научно-исследовательской и инновационной деятельности по ИСО 9001:2008. В этой связи представляется важным расширение спектра специальностей в аспирантуре, увеличение количества аспирантов, докторантов. Необходимо обеспечить статус ВАКовских изданий уже получившим признание научной общественности периодическим изданиям, выпускаемым в университете. Важно актуализировать тематику научных исследований наших ученых, интегрируя их научные интересы на разработку крупных научных проблем с тем, чтобы они могли всерьез заинтересовать различные научные фонды, реальное производство, грантодателей.

    Г.И.Миронов:

    - Главная цель университета - подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, социально ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по  специальности в рыночных условиях на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Основой выполнения этой цели являются кадры. Хотя мы многого достигли в этом плане, но ставим своей задачей увеличение доли преподавателей, имеющих ученую степень, до 75%, в т.ч.  докторов наук, профессоров - до 15% от общего числа ППС.

    В программе развития вуза и в утвержденной Политике в области качества МарГУ развитие кадрового потенциала выступает одним из приоритетных направлений и включает следующие задачи:

    - подготовка докторов и кандидатов наук из числа универси-тетских специалистов;

    - подготовка аспирантов и докторантов по специальностям и учебным дисциплинам, недостаточно обеспеченным педагогическими кадрами, таким как физическая культура, информатика, культура;

    - повышение профессионального уровня преподавателей университета путем стажировки в ведущих российских и международных научных центрах;

    - оказание финансовой поддержки преподавателей, работающих над докторскими  и кандидатскими диссертациями.

    Руководство университета делает все возможное для увеличения кадрового потенциала преподавателей, в том числе улучшения бытовых условий. Конечно же, здесь нельзя не сказать, что наша главная задача - забота о студентах.

 

<<К обзоруБеседу вел наш корр.