<< К обзоруЯ бы в МарГУ пошел... (Итоги опроса абитуриентов МарГУ)

    Успех, процветание и развитие современного общества определяются множеством факторов внешней и внутренней среды. Рынок образовательных услуг характеризуется, в первую очередь, расширением сети учреждений высшего профессионального образования как государственных, так и негосударственных вузов. Эта конкуренция наталкивает на поиск новых путей решения проблем, связанных с социологическими исследованиями ожиданий абитуриентов.

    Объектами нашего исследования были абитуриенты, поступающие в МарГУ в 2007 году. Всего было опрошено 815 учащихся выпускных классов.

    Был выявлен самый большой процент желающих учиться на ЮрФ – 15%, 14,7%  – ЭКФ, самый низкий (3,3 %) – АТИ.

    Примерно половина абитуриентов проживает в Йошкар-Оле и Медведевском районе – 46,4 %, в других регионах – 5,0%. И 0,9% респондентов поступало из Юринского района, причина такого низкого рейтинга вуза в этом районе обусловлена, скорее всего, отдаленностью района от Йошкар-Олы и приближенностью к Чувашии и Нижегородской области.

    При проведении анкетирования был поставлен вопрос: почему Вы выбрали именно Марийский государственный университет?

    Основополагающим для абитуриентов (36,2% опрошенных) стал фактор: «здесь дают качественное образование». На втором и третьем месте (34,3 и 16,6%) варианты: «в университете есть специальность, которая мне нужна» и «привлекла известность университета». Итак, из ответов респондентов становится ясно, что они делают свой выбор осознанно и ориентируются на получение качественного образования.

    Результативность учебной деятельности определяется многими факторами, один из главных  –  это осознанный выбор специальности. На вопрос – почему Вы хотели обучаться именно по выбранной специальности? – 33,1% респондентов ответили: «Считаю, что это мое призвание». На втором месте оказался вариант – «эта специальность кажется мне престижной» (32,2%).  22,3% уверены, что она поможет получить высокооплачиваемую работу, т.е они задумываются, таким образом,  о своем будущем.

   Афиширование о выборе профессии, достаточность и доступность информации об условиях поступления повышают рейтинг вуза и делают более доступным университетское образование. В связи с этим, отвечая на вопрос – достаточна и доступна ли, на Ваш взгляд, информация об условиях поступления в Марийский государственный университет? – подавляющее число респондентов посчитало, что «информация, предоставляемая поступающим, достаточна и доступна». Но 5,4% считают,  что «уровень информированности недостаточен и недоступен».

    Респондентам предлагалось высказать свое мнение по поводу утверждения: я с удовольствием думаю о том, что могу стать студентом Марийского государственного университета. Анализ ответов свидетельствует о том, что 74,1% имеют желание стать студентами МарГУ, 23,7% ответили: «Скорее да, чем нет». Только 0,1% не хотели стать студентами университета в силу каких то причин. Высокие показатели ответов свидетельствуют о том, что у абитуриентов положительное отношение к МарГУ.

    На вопрос – укажите наиболее значимые для Вас цели обучения в университете – ответы распределились следующим образом: первое и второе места – 24,1% и 22,6% – занимают «подготовка к будущей карьере» и «получение нужной специальности», на третьем месте – «получение диплома о высшем образовании». Немаловажные значения имеют «развитие интеллектуального потенциала», «саморазвитие и самосовершенствование» (соответственно 15,8 и 13,9%).

    Менее значимыми респонденты считают «возможность заниматься научной работой» и «отсрочку от армии» (4,1 и 0,8%).

    Важным для университета является выявление ожиданий абитуриентов от обучения. Большинство из них связано с «получением качественного образования» – 35,9%. На втором месте по значимости  – «возможность поучаствовать в студенческой жизни» (19,6%). Каждый третий надеется «особо проявить себя». 12,9% считают, что им «будет интересно учиться».

    Исходя из анализа, напрашивается вывод, что респонденты не ждут чего-то сверхъестественного. И это должно предотвратить многие разочарования в будущем. Абитуриенты полагают, что университет им поможет дать исходный минимум знаний, который пригодится в дальнейшей жизни.

    Огромное влияние на становление личности поступившего в вуз оказывает уровень профессиональной подготовки и культуры преподавателей, которые, обучая студентов, передают элементы общей культуры и профессиональные знания. Поэтому в анкете был вопрос – укажите качества, которые Вам хотелось бы видеть у преподавателей университета.

    Определяющим фактором для 23,1%  является «умение преподавателей излагать материал, объяснять новое». Большую роль также играют  «общительность и контактность» (19,2%), «глубокое знание своего предмета» (15,9%), «доброжелательность» и «объективность в оценке знаний» (11,5 и 9,8%).

    На вопрос - каковы Ваши основные увлечения и занятия в свободное время - ответы таковы: "общение со сверстниками" и "спорт" (19,6 и 19,4%), "чтение" и "работа на компьютере" (17,7 и 11,4%). Здесь ничего нового нет, примерно такие же показатели по всей России.

   Для выявления личных качеств абитуриентов был задан вопрос - укажите качества личности, которые будут способствовать успешному обучению в университете. Основным качеством респонденты считают: целеустремленность - 26,8%, трудолюбие и упорство - 16,8% и 11,4%. Немаловажную роль играют - увлеченность - 10,9%, терпение - 10,2%, коммуникабельность - 8,9%, оптимизм - 7%, склонность к творчеству - 6,5%.

    Таким образом, согласно проведенному анкетированию, Марийский государственный университет в достаточной степени оправдывает ожидания абитуриентов.

<<К обзоруТ.А. Окулова