<< К обзоруЧто мы ждем от учебы в университете?
Рынок образовательных услуг характеризуется, в первую очередь, расширением сети образовательных учреждений высшего профессионального образования. Сегодня сотни высших учебных заведений могут удовлетворить самым разным требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям. Поэтому проблема выбора вуза на сегодняшний день имеет большое значение, как для абитуриентов, так и для руководства высших учебных заведений. Выбор вуза - это ключевой этап процесса профессионального самоопределения, а для университета - это не только количество, но и "качество" студентов.
На что обычно обращают внимание абитуриенты и их родители в процессе принятия решения? Выявление определяющих факторов важно, в первую очередь, для руководства высших учебных заведений, которое стремится привлечь в свой вуз наиболее талантливых и платежеспособных.
Конкуренция заставляет вузы заботиться о повышении качества своих образовательных услуг, искать новые пути решения проблем, связанных с исследованиями ожиданий абитуриентов.
В связи с этим, с 2007 года в МарГУ в период приемной кампании отделом менеджмента качества образования совместно с приемной комиссией ежегодно проводится анкетирование абитуриентов, поступающих в университет. В 2010 году в нем приняли участие 425 абитуриентов.
При проведении анкетирования нас интересовало, чем обусловлен выбор Марийского государственного университета и данной специальности. В таблице 1 представлены данные обоснования выбора МарГУ.
Таблица 1
Результаты анкетирования по вопросу: "Почему Вы выбрали
именно Марийский государственный университет?", в %
|
2009 г. |
2010г. |
В университете есть специальность, |
|
|
которая мне нужна |
70,0 |
66,6 |
Здесь дают качественное образование |
60,5 |
72,7 |
Привлекла известность вуза |
27,4 |
33,9 |
По совету родственников, знакомых |
15,9 |
11,8 |
Университет расположен близко к дому |
12,1 |
2,1 |
Умеренная плата за обучение |
5,9 |
13,2 |
Не смог поступить в другой вуз |
1,2 |
2,4 |
В таблице 2 представлены данные обоснования выбора специальности / направления подготовки.
Таблица 2
Результаты анкетирования по вопросу:"Почему Вы хотите обучаться именно по выбранной специальности?", в %
|
2009 г. |
2010 г. |
Эта специальность кажется мне престижной |
63,7 |
52,9 |
Считаю, что это моё призвание |
50,1 |
50,1 |
Эта специальность поможет получить |
|
|
высокооплачиваемую работу |
44,8 |
43,8 |
На этой специальности учатся |
|
|
мои друзья |
11,8 |
12,7 |
Родители настояли на поступлении на эту специальность |
6,5 |
6,8 |
Другое |
5,6 |
8,7 |
Основными факторами, обусловившими выбор абитуриентами специальности, явились:
- престижность специальности;
- наличие призвания;
- перспектива высокооплачиваемой работы.
В таблице 3 представлены данные об информированности абитуриентов об условиях поступления в вуз.
Таблица 3
Показатели информированности абитуриентов об условиях поступления в МарГУ
|
2009 г. |
2010 г. |
Доступна и достаточна |
83,0 |
86,1 |
Доступна, но недостаточна |
10,6 |
11,5 |
Не доступна и не достаточна |
0,6 |
0,2 |
Затрудняюсь ответить |
5,8 |
2,2 |
Более 80% абитуриентов оценили информацию об условиях поступления в МарГУ как достаточную и доступную.
Каждый абитуриент при поступлении в вуз ставит перед собой определенные цели. Распределение ответов на вопрос о значимости целей обучения в МарГУ представлено в таблице 4.
Таблица 4
Результаты анкетирования по вопросу:"Укажите наиболее значимые для Вас цели обучения в университете", в %
|
2009 г. |
2010 г. |
Подготовка к будущей карьере |
71,1 |
52,7 |
Получение нужной специальности |
|
|
(профессии) |
61,4 |
83,1 |
Получение диплома о высшем образовании |
52,2 |
60,7 |
Саморазвитие и самосовершенствование |
36,6 |
38,4 |
Развитие интеллектуального потенциала |
35,4 |
17,9 |
Возможность заниматься научной работой |
12,3 |
7,3 |
Отсрочка от армии |
4,7 |
3,3 |
Подготовка к будущей карьере, получение нужной специальности (профессии), получение диплома о высшем образовании - вот наиболее приоритетные цели обучения для сегодняшних абитуриентов.
Чего же более всего ожидают будущие студенты от обучения в нашем вузе? Ответ на этот вопрос представлен на рисунке 1:
Как видно, основные ожидания абитуриентов связаны с получением качественного классического университетского образования и необходимых знаний и навыков по выбранной специальности.
Не надо никого убеждать в том, что содержание и качество учебного процесса в вузе в основном зависят от потенциала, исследовательских способностей и усилий преподавателя. Огромное влияние на становление личности поступившего в вуз оказывает уровень профессиональной подготовки и культуры преподавателей, которые обучают студентов, передавая элементы общей культуры, профессиональные знания. Поэтому в анкете есть вопрос: "Укажите качества, которые бы Вам хотелось видеть у преподавателей университета".
Таблица 5
Результаты анкетирования по вопросу: "Укажите качества, которые бы Вам
хотелось видеть у преподавателей университета", в %
|
2009 г. |
2010 г. |
Общительность, контактность |
66,7 |
57,4 |
Умение излагать материал, объяснять новое |
59,0 |
64,5 |
Глубокое знание своего предмета |
37,5 |
36,6 |
Доброжелательность |
32,4 |
43,3 |
Чувство юмора |
27,1 |
20,0 |
Объективность в оценке знаний |
22,4 |
26,8 |
Требовательность, принципиальность |
10,6 |
10,6 |
Хорошее знание практики (производства) |
9,0 |
16,2 |
Демократичность |
6,8 |
4,7 |
Увлеченность наукой |
4,4 |
3,8 |
Как видим, в первую очередь абитуриенты указали на такие качества преподавателя, как умение излагать материал, объяснять новое, общительность, контактность, доброжелательность.
В целом, проведенное социологическое исследование среди абитуриентов показало, что при выборе вуза абитуриенты в основном ориентируются на небольшую группу приоритетных критериев:
- возможность получения качественного образования;
- наличие в вузе интересующей специальности;
- престижность вуза;
- возможность реализовать свое призвание.
Что касается основных ожиданий абитуриентов, то можно отметить, что они, прежде всего, опять же связаны с получением качественного образования по выбранной специальности, что подтверждает высокую степень информированности и осознанности выбора абитуриентами Марийского государственного университета.
Насколько их ожидания оправдались в первый год обучения, мы узнаем по результатам анкетирования студентов 1 курса, которое будет проведено в феврале 2011 года.
<<К обзору