<< К обзоруЧто мы ждем от учебы в университете?

    Рынок образовательных услуг характеризуется, в первую очередь, расширением сети образовательных учреждений высшего профессионального образования. Сегодня сотни высших учебных заведений могут удовлетворить самым разным требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям. Поэтому проблема выбора вуза на сегодняшний день имеет большое значение, как для абитуриентов, так и для руководства высших учебных заведений. Выбор вуза - это ключевой этап процесса профессионального самоопределения, а для университета - это не только количество, но и "качество" студентов.

    На что обычно обращают внимание абитуриенты и их родители в процессе принятия решения? Выявление определяющих факторов важно, в первую очередь, для руководства высших учебных заведений, которое стремится привлечь в свой вуз наиболее талантливых и платежеспособных.

    Конкуренция заставляет вузы заботиться о повышении качества своих образовательных услуг, искать новые пути решения проблем, связанных с исследованиями ожиданий абитуриентов.

    В связи с этим, с 2007 года в МарГУ в период приемной кампании отделом менеджмента качества образования совместно с приемной комиссией ежегодно проводится анкетирование абитуриентов, поступающих в университет. В 2010 году в нем приняли участие 425 абитуриентов.

    При проведении анкетирования нас интересовало, чем обусловлен выбор Марийского государственного университета и данной специальности. В  таблице 1 представлены данные обоснования выбора МарГУ. 

Таблица 1

 Результаты анкетирования по вопросу: "Почему Вы выбрали
именно Марийский государственный университет?", в %
 

 

2009 г.

2010г.

В университете есть специальность,

 

 

которая мне нужна

70,0

66,6

Здесь дают качественное образование

60,5

72,7

Привлекла известность вуза

27,4

33,9

По совету родственников, знакомых

15,9

11,8

Университет расположен близко к дому

12,1

2,1

Умеренная плата за обучение

5,9

13,2

Не смог поступить в другой вуз

1,2

2,4

    

В таблице 2 представлены данные обоснования выбора специальности / направления подготовки. 

Таблица 2

Результаты анкетирования по вопросу:"Почему Вы хотите обучаться именно по выбранной специальности?", в % 

 

2009 г.

2010 г.

Эта специальность кажется мне престижной

 

63,7

 

52,9

Считаю, что это моё призвание

50,1

50,1

Эта специальность поможет получить

 

 

высокооплачиваемую работу

44,8

43,8

На этой специальности учатся

 

 

мои друзья

11,8

12,7

Родители настояли на поступлении на эту специальность

 

6,5

 

6,8

Другое

5,6

8,7

 

     Основными факторами, обусловившими выбор абитуриентами специальности, явились:
    - престижность специальности;
    - наличие призвания;
    - перспектива высокооплачиваемой работы.

    В таблице 3 представлены данные об информированности абитуриентов об условиях поступления в вуз. 

Таблица 3

Показатели информированности абитуриентов об условиях поступления в МарГУ

 

2009 г.

2010 г.

Доступна и достаточна

83,0

86,1

Доступна, но недостаточна

10,6

11,5

Не доступна и не достаточна

0,6

0,2

Затрудняюсь ответить

5,8

2,2

 

     Более 80% абитуриентов оценили информацию об условиях поступления в МарГУ как достаточную и доступную.

    Каждый абитуриент при поступлении в вуз ставит перед собой определенные цели. Распределение ответов на вопрос о значимости целей обучения в МарГУ представлено в таблице 4.

Таблица 4

Результаты анкетирования по вопросу:"Укажите наиболее значимые для Вас цели обучения в университете", в % 

 

2009 г.

2010 г.

Подготовка к будущей карьере

71,1

52,7

Получение нужной специальности

 

 

(профессии)

61,4

83,1

Получение диплома о высшем образовании

52,2

60,7

Саморазвитие и самосовершенствование

36,6

38,4

Развитие интеллектуального потенциала

35,4

17,9

Возможность заниматься научной работой

12,3

7,3

Отсрочка от армии

4,7

3,3

 

     Подготовка к будущей карьере, получение нужной специальности (профессии), получение диплома о высшем образовании - вот наиболее приоритетные цели обучения  для сегодняшних абитуриентов.

    Чего же более всего ожидают будущие студенты от обучения в нашем вузе? Ответ на этот вопрос представлен на рисунке 1:

    Как видно, основные ожидания абитуриентов связаны с получением качественного классического университетского образования и необходимых знаний и навыков по выбранной специальности.

    Не надо никого убеждать в том, что содержание и качество учебного процесса в вузе в основном зависят от потенциала, исследовательских способностей и усилий преподавателя. Огромное влияние на становление личности поступившего в вуз оказывает уровень профессиональной подготовки и культуры преподавателей, которые обучают студентов, передавая элементы общей культуры, профессиональные знания. Поэтому в анкете есть вопрос: "Укажите качества, которые бы Вам хотелось видеть у преподавателей университета".

Таблица 5

Результаты анкетирования по вопросу: "Укажите качества, которые бы Вам
хотелось видеть у преподавателей университета", в %
 

 

2009 г.

2010 г.

Общительность, контактность

66,7

57,4

Умение излагать материал, объяснять новое

59,0

64,5

Глубокое знание своего предмета

37,5

36,6

Доброжелательность

32,4

43,3

Чувство юмора

27,1

20,0

Объективность в оценке знаний

22,4

26,8

Требовательность, принципиальность

10,6

10,6

Хорошее знание практики (производства)

9,0

16,2

Демократичность

6,8

4,7

Увлеченность наукой

4,4

3,8

 

     Как видим, в первую очередь абитуриенты указали на такие качества преподавателя, как умение излагать материал, объяснять новое, общительность, контактность, доброжелательность.

    В целом, проведенное социологическое исследование среди абитуриентов показало, что при выборе вуза абитуриенты в основном ориентируются на небольшую группу приоритетных критериев:

    - возможность получения качественного образования;
    - наличие в вузе интересующей специальности;
    - престижность вуза;
    - возможность реализовать свое призвание.

    Что касается основных ожиданий абитуриентов, то можно отметить, что они, прежде всего, опять же связаны с получением качественного образования по выбранной специальности, что подтверждает высокую степень информированности и осознанности выбора абитуриентами Марийского государственного университета.

    Насколько их ожидания оправдались в первый год обучения, мы узнаем по результатам анкетирования студентов 1 курса, которое будет проведено в феврале 2011 года.

 

<<К обзоруР.В.БОСОВИЧ, начальник ОМКО