<< К обзоруНезабываемые годы
С предыдущего номера нашей газеты мы ведем рубрику "К 80-летию высшего педагогического образования в РМЭ". Сегодня гость нашей рубрики - выпускник Марийского педагогического института им. Н.К.Крупской, почетный профессор нашего университета, профессор кафедры финно-угорской литературы и фольклора Иван Семенович Иванов.
В послевоенные годы настоящим светочем для нас, крестьянских детей, стала Кужмаринская основная школа, что в Советском районе, в то время она называлась семилетней. Нас обучали очень добрые учителя П.Е.Петухов, И.Н.Иванов, М.Я.Яковлев, И.Т.Козырев и другие. Мы с большим уважением относились к ним. Нам тоже хотелось стать учителем. В один из августовских дней 1948 года с двоюродным братом В.Т.Ивановым на колхозной подводе впервые приехали в Йошкар-Олу. Осуществлялась наша мечта - поступили в педагогическое училище. Обучение в течение четырех лет духовно обогатило нас, получили нужные знания. Здесь вручили нам путевку в жизнь.
В сентябре 1952 года с радостью вошел в пятый класс Ивансолинской средней школы Куженерского района. Вел уроки по истории древнего мира, марийской литературе. В школе я хорошо осознал, что педагог постоянно должен обогащать свои знания, находиться в поиске нового. Поэтому в 1953 году поступил на историко-филологический факультет Марийского педагогического института им. Н.К.Крупской. Тогда деканом факультета был В.Ф.Пашуков, преподаватель от бога и хороший организатор. Мы, студенты разных отделений, с живым интересом слушали прекрасные лекции великолепных ученых: З.И.Равкина, С.И.Ройтмана и других. Они показывали нам образец истинного лекторского мастерства. Заведующий кафедрой марийского языка и литературы, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР Н.Т.Пенгитов разрабатывал новые курсы. Лекции его отличались глубиной анализа актуальных проблем марийского языка. По инициативе профессора Пенгитова при кафедре была открыта аспирантура по марийскому языку. Здесь научную школу проходили В.Т.Тимофеева, Д.Е.Казанцев, З.В.Учаев, Г.И.Лаврентьев и другие. Прекрасный лектор Т.Г.Апатеева вела нас в богатый мир художественного творчества марийских писателей. В течение многих лет она руководила марийским литературно-творческим кружком. В 1958 году литкружковцами издан коллективный сборник "Рвезе йук" ("Молодые голоса"). В нем опубликована первая моя работа о песенном творчестве народа мари.
Литературный кружок содействовал творческому росту многих молодых авторов. Впоследствии Семен Николаев стал народным поэтом Марийской АССР, а В.Регеж-Горохов - народным писателем Республики Марий Эл. Бывшие литкружковцы Э.Анисимов, А.Селин, Г.Пирогов, А.Тимиркаев и многие другие стали известными писателями и поэтами.
Годы учебы в Марийском педагогическом институте всегда вспоминаю с большой благодарностью.
Очень полезной для меня была работа в секторе литературы Марийского научно-исследовательского института. Тогда была написана глава для первого тома "Очерков истории марийской литературы". В ней проанализирована марийская литература периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)".
Вскоре профессор Н.Т.Пенгитов пригласил меня в аспирантуру при кафедре марийcкого языка и литературы Маргоспединститута. Под его научным руководством мною написана кандидатская диссертация на тему "Марийские необрядовые народные песни" и защищена на Ученом совете Тартуского госуниверситета 20 ноября 1970 года. Оппонентами выступали академик П.Аристэ и известный эстонский фольклорист Э.Лаугасте.
Вернувшись в родной педагогический институт, стал работать на кафедре марийского языка и литературы. Радость творческого труда со студентами продолжалась более 45 лет. Коллеги по работе доверяли заведовать кафедрой в течение 15 лет, был заместителем декана истфилфака.
Третий год являюсь профессором кафедры финно-угорской литературы и фольклора Марийского государственного университета. Читаю лекции по истории марийской литературы.
Мною за долгие годы научно-педагогической деятельности написано более 300 научных трудов, в том числе 2 монографии, 2 учебника, 6 учебно-методических пособий, ряд научных статей по марийскому фольклору и литературе. Труд вузовского преподавателя, по своей сути является творческим, связанным с ежедневным, упорным поиском нового. Обогащать студенческую молодежь современными, востребованными знаниями - наш святой долг.
<<К обзору