<< К обзоруК 80-летию высшего педагогического образования в Марий Эл
САМАЯ БЛАГОРОДНАЯ ПРОФЕССИЯ
Со второго номера нашей газеты мы ведем рубрику "К 80-летию высшего педагогического образования в РМЭ". Сегодня ее гость - выпускница Марийского педагогического института им. Н.К.Крупской, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный деятель науки РМЭ, доктор педагогическихнаук, профессор Светлана Александровна Арефьева.
Учитель. Самая благородная профессия, самая гуманная и самая почетная. Роль учителя в обучении и воспитании детей, формировании их личностных качеств, необходимых для самостоятельной жизни, трудно переоценить. Мне повезло. У меня были самые лучшие учителя: в школе, институте, аспирантуре и докторантуре.
В 1971 году я стала студенткой историко-филологического факультета МГПИ им. Н.К.Крупской. Нам всем тогда очень повезло. Мы учились у С.И.Ройтмана, В.Н.Чудинова, Н.К.Григорьева, С.П.Лосевой, И.А.Исаевой, М.Н.Лебедевой, Л.И.Анциферовой, Д.И.Козьминой, В.Н.Федоровой, Ю.В.Володиной, Б.Д.Леухина. Помню, как Соломон Ильич, читая сонеты Петрарки, легко взбегал на самые верхние ступеньки Ленинской аудитории, и оттуда звучали слова: "И мира нет, и нет нигде врагов..." А позже, на экзамене, уже я читала ему эти сонеты. Он слушал, надолго задумываясь, очевидно, переживая нахлынувшие на него чувства, потом сказал: "Прекрасно. Вопросов не будет. Вы знаете сонеты Петрарки. Этого достаточно".
С 1983 года моя жизнь неразрывно связана с кафедрой русского языка, позже - кафедрой русского и общего языкознания, где я прошла все ступени профессионального роста: работала ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, профессором, заведующей кафедрой. Именно здесь "я дошла до полной учености", как сказала одна из героинь знаменитого фильма "Учитель". Сегодня я имею степени, звания, награды. И все это благодаря институту и университету. Моя личная жизнь и моя работа так крепко переплелись, что даже и не поймешь сразу, что главнее.
Когда я пришла в институт из Медведевского РОНО, моя нагрузка ассистента была 900 часов. Весь первый год (при такой нагрузке!) мне казалось, что я была в отпуске. Так интересно было работать! Такие перспективы вдруг открылись предо мной! Но не все было просто и гладко. Маленькая дочь. Очная аспирантура. Москва. Но и здесь мне повезло: я стала аспиранткой выдающегося ученого, Алексея Виссарионовича Дудникова, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента АПН СССР, заведующего кафедрой методики преподавания русского языка и литературы Московского областного педагогического института им. Н.К.Крупской. Благодаря его научному руководству досрочно защитила кандидатскую диссертацию, поняла и полюбила методику русского языка.
Через десять лет - опять Москва, докторантура, и я ученица самого крупного ученого в области теории и методики русского языка - Михаила Трофимовича Баранова, доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета. Он научил меня быть требовательной к себе, к своей научной работе, быть ответственной за тех, кто доверился тебе в научном поиске.
В 2001 году в Марийском государственном педагогическом институте была открыта аспирантура по специальности 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (русский язык) на основе научных школ профессора А.В.Дудникова и профессора М.Т.Баранова. Десять преподавателей республики окончили ее, все защитились и получили ученую степень кандидата педагогических наук.
Любовь и уважение к учителю я стараюсь привить моим ученикам. Думаю, мне это удается. В учебно-методической лаборатории "Русский язык" при кафедре русского и общего языкознания студенты, теперь уже выпускники, в знак благодарности преподавателям кафедры, за счастливые годы студенчества сделали фотографии выдающихся ученых, оформили стенды, чтобы мы смотрели на них и ощущали неразрывную связь учитель - ученик.
На снимках: профессор C.А.Арефьева; студенты МГПИ им. Н.К.Крупской на секции по художественной гимнастике, Cветлана - в центре.
<<К обзору