<< К обзору"Как педагогика нашла меня?"

    Заслуженный деятель науки МАССР, народный учитель РМЭ, профессор кафедры методики начального образования С.Д.Дмитриев педагогом стал "случайно". 
    ...Деревенский мальчик, окончивший 7 классов Азъяльской семилетней школы, решил поступить в Моркинское педучилище. Почему? "Да потому, что там обещали талон на хлеб - 400 граммов в день, - отвечает на этот вопрос Семен Дмитриевич. - И лишь проходя педпрактику в Рушродинской начальной школе под руководством преподавателя Ф.Е.Пахмутовой, я стал осознавать, что работа в начальной школе - это мое, ибо первый учитель закладывает основу знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей жизни питомцев".
    Сегодня  С.Д.Дмитриев - гость нашей рубрики. Он рассказывает о своей педагогической деятельности и о том, как его нашла педагогика.

    5 лет работы в начальных классах школ Моркинского района укрепили мои мысли о том, что педагогика не ошиблась, выбрав меня в свои союзники.

    Тяга к книгам и знаниям заставила меня принять волевое решение, и, несмотря на протест родителей (они лишились кормильца-сына), пришлось оставить работу и ехать учиться в Йошкар-Олу.

    Годы учебы в Марийском пединституте имени Н.К.Крупской прошли незаметно. В течение всех трех лет обучения  был старостой академической группы. Принимал активное участие в институтском хоре (руководитель - Н.Д.Савиных), в работе драмкружка (режиссер - народный артист МАССР С.И.Кузьминых). Незабываемые впечатления оставили занятия, проводимые З.И.Равкиным, С.И.Ройтманом, М.Н.Лебедевой, В.Н.Федоровой, М.И.Терешковой, Н.Т.Пенгитовым, Т.Г.Апатеевой, С.Я.Черных.

    После окончания в 1956 году MГПИ им.Н.К.Крупской и защиты диссертации в 1964 году в НИИ общего и политехнического образования АПН РСФСР на тему "Основы марийской орфографии и методика ее изучения в начальной школе" снова оказался  в родном институте, теперь в качестве преподавателя.

    Если школе отдано 10 лет, институту - 47. В первую очередь следует вспомнить руководителей вуза. Меня принимал на работу ректор М.И.Романов. Подчеркну одно его важнейшее качество - непосредственную работу со студентами. Большим уважением пользовался ректор А.К.Александров, к которому можно было обратиться по любому вопросу.

    Поскольку моя педагогическая стезя в основном была связана с факультетом начальных классов, то не могу не вспомнить моего первого декана Е.Я.Гурьянову, которая зарекомендовала себя как мудрый наставник, отзывчивый руководитель. Мой следующий декан - А.А.Пекпаев - отличался своей требовательностью и к преподавателям, и к студентам.

    Моим первым заведующим кафедрой на факультете был А.С.Паймаков, отличавшийся удивительной пунктуальностью. Отмечу лишь один штрих: если Александр Степанович назначил заседание кафедры на 14 часов, то он точь-в-точь в это время начинал его работу.

    Благодарен судьбе, что мне довелось работать в слаженном коллективе с замечательными коллегами, фамилии которых не могу не назвать: З.А.Винокурова, Е.Г.Сотникова, А.Г.Курбатова, И.Д.Курбатов, А.В.Дубровин, В.Н.Русаков, Б.С.Белов, З.И.Кузнецова, Н.Л.Львова. Именно в такой среде нами подготовлено и издано  более 100 наименований: букварей и учебников ("Марий йылме", "Марла лудына", "Марла тунемына", "Лудшаш книга"), программ и стандартов по марийскому языку для начальных классов, методических пособий к учебникам, словарей, книг по занимательному марийскому языку, наглядных пособий, в том числе таблиц для 1 и 4 классов. И такой славный коллектив выдвинул меня к избранию народным заседателем Йошкар-Олинского городского суда и членом Марийского обкома профсоюза работников народного образования и научных учреждений.

    Когда меня спрашивают, как вам удалось постичь педагогическую науку, я отвечаю, что дело не во мне самом, а в учителях, которых теперь вспоминаю с огромной теплотой и благодарностью. Вот они: М.Ф.Федотова, первая женщина из мари, заслуженная учительница школ РСФСР (Алдышинская начальная школа), Л.К.Кушакова (Азъяльская семилетняя школа), Ф.Е.Пахмутова (Моркинское педучилище), Н.Т.Пенгитов, З.Ф.Барцева (МГПИ им.Н.К.Крупской), Ф.Ф.Советкин (Институт национальных школ АПН РСФСР).

    Как важно научить ребенка читать, писать, считать, но еще важнее - научить его самостоятельно мыслить логически, чтобы знания для каждого малыша стали не скучным сводом правил, а радостным открытием. Именно к этому стремился я всю свою сознательную жизнь. Моей собственной болью стали сельские начальные школы. Их я посетил более 100, в Марий Эл и Башкортостане, где с учителями и студентами проводили уроки русского и марийского языков и обсуждали их. Именно среди малышей в начальных классах больше всего я искал себя в детстве. Я, сын неграмотных родителей, навсегда стал учителем начальных классов и нисколько не жалею об этом. Огромную роль в этом сыграло высшее педагогическое образование. Спасибо тебе, Педагогика, за то, что ты нашла меня. А родному педагогическому институту с благодарностью посвящаю несколько перефразированных строк из стихотворения марийского поэта и артиста Йывана Кырли:

 Институт наш!                         Вывел мальчика-марийца

И родиться                              В жизнь -

Мне бы незачем,                     На свет

Но ты                                        Из темноты.

 

 

<<К обзоруС.Д.Дмитриев