<< К обзоруПриветственное слово ректора, профессора В.И.МАКАРОВА

                               Уважаемые ветераны педагогического труда,
                                            коллеги, сотрудники и студенты!

    Сегодня мы отмечаем торжественную и памятную дату - 80-летие высшего педагогического образования в Республике Марий Эл. За эти годы подготовлено десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, которые внесли существенный вклад в социально-экономическое, культурное и духовное развитие республики и региона.

    Первые попытки открытия вуза в нашем крае были сделаны еще в далеком 1919 году. Вопрос об основании высшего педагогического учебного заведения в Марийской автономной области получил практическое решение только в начале 1930-х годов. Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР № 588 от 22 мая 1931 года был открыт Марийский агропединститут. Первыми студентами стали 129 юношей и девушек, большинство из них - выходцы из марийской глубинки. Подготовка педагогических кадров началась на 4-х отделениях: физико-техническом, химико-биологическом, политехническом, общественно-литературном. На семи кафедрах работали 16 преподавателей.

    Первым директором института стал талантливый организатор народного образования в Марийском крае Иван Ефимович Романов. В 1933 году агропединститут был преобразован в педагогический институт и одновременно ему присвоено имя Надежды Константиновны Крупской. Становление вуза шло трудно: мало было квалифицированных преподавателей, не хватало учебных помещений, занятия проходили в три смены. Постепенно формировался профессорско-преподавательский состав. В 1934-1935 учебном году в вузе работали 8 профессоров, 23 доцента, 15 ассистентов и преподавателей. Среди них - известные языковеды: В.М.Васильев, Г.Г.Кармазин, В.А.Мухин, И.А.Шабдаров и другие. В конце 1930-х годов стал издаваться «Сборник трудов МГПИ им. Н.К.Крупской».

    Несмотря на трудности, к 1938 году был возведен новый учебный корпус во многом с помощью самих студентов. Появились специальные лаборатории физики, химии, ботаники, зоологический музей. Были отведены просторные помещения для библиотеки, читального, спортивного зала, улучшены жилищно-бытовые условия студентов. Открылись рабфак и курсы по подготовке в вуз.

    Привычную жизнь вуза нарушила Великая Отечественная война. Институт из Йошкар-Олы переводится в г. Козьмодемьянск. Более 120 студентов, преподавателей и сотрудников были призваны в действующую армию. Многие из них не вернулись домой. Звания Героя Советского Союза были удостоены преподаватель Станислав Иванович Костров, студенты Василий Архипов и Николай Рябинин. 

    По окончании войны педагогический институт вновь вернулся в Йошкар-Олу. Укреплялась его материально-техническая база, открылись новые факультеты, кафедры. Качественно улучшился преподавательский корпус. В 1953 году открылась аспирантура на кафедре марийского языка и литературы под руководством профессора Н.Т.Пенгитова, сыгравшая важную роль в подготовке национальных кадров. Всего в вузе по разным специальностям за десять лет более 50 преподавателей успешно защитили кандидатские диссертации. Среди них - Л.П.Васикова, А.И.Исаева, Г.И.Кириллов, М.Н.Лебедева, В.Ф. Пашуков, А.В.Хлебников, Н.И.Львова и др.

    Институт развивался, совершенствовалась его структура, открывались новые специальности. По всем направлениям деятельности произошли качественные изменения. Были достигнуты рубежные показатели за счет целеустремленной работы руководства и коллектива института.

    Многое в этой ситуации решали кадры - ректора: Н.П.Венценосцев, Ф.А.Фургин, Н.И.Щердаков, А.Ф.Ярыгин, С.А.Коробов, А.А.Кожевников, Д.М.Меджитов, М.И.Романов, А.К.Александров, А.Я. Антипин и В.А.Егоров.

    На протяжении всего периода существования института формирование его руководящих структур осуществлялось преимущественно за счет своих выпускников. Среди них проректора: З.Ф.Барцева, К.В.Малинова, В.А.Морозов, В.И.Дьяконов, Е.Н. Мустаев, П.М.Хлыбов, Д.Е. Казанцев, И.М.Евсеев, В.А.Сайранов, В.А.Лоскутов, Р.Г.Катаева. Деканы факультетов: И.М.Соловьев, Н.С.Морова, М.М.Полевщиков, В.И.Дмитриев, И.Ф.Чучалин, А.А. Пекпаев и др.

    В 1970-е годы институт превращается в один из крупных педагогических вузов России. Он становится настоящей кузницей кадров не только для развивающейся системы образования, но и для сферы культуры, искусства, литературы, гуманитарной науки.

    Важной вехой в развитии педагогического образования явилось открытие Марийского государственного университета. Первый на марийской земле университет начал свою деятельность в 1972 году. Многие вузы страны, включая Марийский педагогический институт, помогли ему в укреплении профессорско-преподавательского соcтава, учебно-материальной базы, в комплектовании библиотеки. Для размещения студентов университету было передано новое строящееся общежитие пединститута.

    С распадом Советского Союза и радикальным обновлением страны и общества в 1990-е годы развитие педагогического образования в республике значительно усложнилось. Но вузы республики достойно пережили трудности, сохранив наработанное, внедряя новое, прогрессивное в организацию учебно-научной деятельности.

    В 2000-х годах в институте и на факультетах наблюдается существенное обновление преподавательских кадров. Увеличился конкурс среди абитуриентов, расширился спектр реализуемых основных образовательных программ. Удачное сочетание профессионализма опытных наставников с энергией и инициативностью молодежи позволили вузу достичь крупных успехов. Эти успехи стали особенно значительны после объединения его с университетом.

    Сегодня обновленный вуз входит в число ста лучших вузов России, является лауреатом конкурсов «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» и «Лучшие учебные центры Российской Федерации», обладатель «Национального знака качества». В его составе 5 институтов,14 факультетов и 72 кафедры. В вузе обучается около 12 тысяч студентов. С ними ведут занятия более 1000 преподавателей, большинство из них - доктора и профессора, кандидаты наук и доценты. Аспирантура готовит научные кадры по 49 специальностям, докторантура - по 7 специальностям.

    Университет, развивающийся с момента основания как крупный республиканский и региональный учебно-научный и культурный центр, готовит специалистов с фундаментальным образованием по приоритетным направлениям науки и технологий. Он является надежной экспериментальной площадкой Министерства образования и науки РФ, где проходили многолетние эксперименты по ЕГЭ, ГИФО, балльно-рейтинговой системе оценки качества знаний, юридической клинике и др.

    Вуз славится крупными научными достижениями. Исследования здесь ведутся по 14 научным направлениям, которые охватывают важнейшие проблемы современной науки, действуют три докторских диссертационных совета: по финно-угорским и самодийским языкам; сельскохозяйственным, педагогическим наукам, а также четыре объединенных совета совместно с другими ведущими вузами. Университет по праву стал признанным центром финно-угроведения, на его базе проведены Х Международный конгресс финно-угроведов и XXII Международная студенческая конференция по финно-угроведению - ИФУСКО - 2006. МарГУ входит в состав Ассоциации классических университетов России, является учредителем Ассоциации университетов финно-угорских стран и регионов России.

    В университете большое внимание уделяется развитию информационно-коммуникационных технологий. В распоряжении студентов имеется около 40 компьютерных классов. Учебные аудитории оснащены современным оборудованием с интерактивными досками, мультимедийные аудитории с аудио- и видеотехникой предназначены для проведения видеоконференций и занятий студентов. Приобретен суперкомпьютер.

    За восемь десятилетий существования высшего педагогического образования в Марий Эл подготовлено более полусотни тысяч специалистов для республики и страны. Выпускники вуза трудятся во всех сферах экономики, образования, науки, и каждый из них знает, что Марийский государственный университет (куда влился и педагогический институт) - это тот храм образования и науки, где он получил самую главную профессию в мире - профессию учителя. Также он является кузницей кадров национальной интеллигенции: деятелей культуры и искусств, писателей и журналистов, ученых и управленцев.

    Среди выпускников Герои Социалистического Труда: учительница математики школы №11 г. Йошкар-Олы Т.И.Александрова и директор племзавода «Семеновский» С.С.Жилин, народный учитель СССР П.Е.Емельянов, заместитель Председателя Совмина МАССР А.И.Шорникова, серебряная медалистка Олимпийских игр, чемпионка мира по лыжным гонкам Н.П.Селюнина-Рочева, чемпион Всемирных студенческих игр В.Н.Исаев, чемпионка мира по пауэрлифтингу Марина Подузова и другие.

    Сегодня от имени коллектива объединенного вуза хочу выразить благодарность всем ветеранам педагогического института за их большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов. Марийский государственный университет как правопреемник педагогического института хранит память о заслуженных работниках педагогического образования; проводятся научные конференции, семинары, совещания в их память: Тарасовские чтения для историков, Емельяновские и Никоновские -  для математиков и физиков, Равкинские - для педагогов и др.

    Мы считаем своей главной задачей удовлетворение потребностей общества и государства в высококвалифицированных кадрах, сохранение лидерства в модернизации системы образования, активное влияние на социально-экономическое и культурное развитие Республики Марий Эл и региона в целом. И я убежден, что добрые традиции многолетней истории Марийского педагогического института, его поистине уникальная школа методики преподавания, обучения и воспитания студенчества будут в полной мере служить дальнейшему совершенствованию деятельности объединенного вуза.

 

<<К обзоруВ.И.МАКАРОВ, ректор, профессор