<< К обзоруНезабываемое

    Годы учебы в Марийском пединституте (1959-1963) - лучшее время моей жизни. И в первую очередь я назову имена замечательных преподавателей: В.Ф.Пашуков, В.М.Тарасова, З.Ф.Барцева, М.Н.Лебедева, Д.И.Козьмина, Г.И.Кириллов, Л.А.Витухновская. Это были прекрасные ученые и педагоги, настоящие наставники. Они отличались не только эрудицией, педагогическим мастерством, исследовательским талантом, но и высокими нравственными качествами: доброжелательностью, скромностью, честностью, принципиальностью. Они по-доброму относились к студентам, всячески им помогали, поддерживали в трудных обстоятельствах. Им - наша вечная благодарность.

    Что запомнилось более всего? Самое главное - это огромная тяга студентов к знаниям. Двойки на экзаменах были редкостью. Курсовые, дипломные писали самостоятельно. В нашей группе за все время учебы не было ни одного случая провала на экзаменах, почти каждый второй получил диплом с отличием.

Почему молодежь искренне тянулась к знаниям? Да потому, что вся страна жила благородной идеей построения новой жизни. Каждый был востребован, всем гарантировалась работа. Более того, после института каждый был обязан отработать три года. О безработице знали только из книг.

    Большим стимулом к учебе была забота государства о студентах. Почти все получали стипендию. На первом курсе она равнялась 21 рублю (по-нынешнему 2100 рублей), что вполне хватало на проживание: щи в студенческой столовой стоили 21 копейку, котлета с гарниром - 12, винегрет - 5, чай с сахаром - 1, хлеб в столовой был бесплатный.

    Всех нуждавшихся обеспечивали местами в общежитиях, их было три: первое и второе (рядом с пединститутом) и третье на улице Советской. В общежитии было самообслуживание, каждый во время своего дежурства должен был мыть полы в комнате.

    Ректорат всячески поддерживал студентов материально. Существовал так называемый ректорский фонд, из которого выдавались деньги особо нуждающимся. Председателем профкома был В.Н.Кожевников, с которым я жил в одной комнате. Узнав, что я остался без копейки, он сказал: «Пиши заявление ректору, я схожу к нему, поговорю». Через два дня мне выдали 20 рублей. Помощь оказывалась и в других формах. Я играл в духовом оркестре и всем «духачам» частенько давали талоны на бесплатное питание в студенческой столовой. Кроме того, каждый год в сентябре мы ездили на сельхозработы, и ехали всегда охотно: свежий воздух, совместный труд, концерты, общение с местной молодежью. К тому же и зарабатывали по 30-40 рублей.

    В институте бурлила культурная жизнь. В то время широкую популярность приобрели народные университеты культуры, в которых после учебы и работы читались лекции по проблемам искусства, международной жизни, педагогике и т.д. На лекции ходили и студенты, и рабочая молодежь города. Большой интерес вызывали выступления М.Н.Лебедевой о современной советской литературе, З.И.Равкина о проблемах и истории педагогики.

    Студенты охотно участвовали в художественной самодеятельности. Работали разные кружки. Помню, с вокалистами занимались известные музыканты, композиторы К.Гейст и Л.Сахаров. До сих пор (прошло полвека) слышатся мне голоса студенток-певиц Зиньковой, Ларячиной и других, которые часто выступали на институтской сцене.

    Раз в неделю проводились вечера отдыха. В актовом зале организовывались танцы, нередко под духовой оркестр (живая музыка!), в котором играл и я. Танцевали вальс, танго, фокстрот, краковяк, польку.

    Студенты были иными, более воспитанными. В отличие от многих современников вели себя сдержанно, тактично. Невозможно было представить тогдашнего студента идущего по улице с бутылкой пива в руке и сигаретой во рту. Никто не мечтал о «бабках», шикарных вещах, «кайфе», «тусовке». Разговаривали обычно о том, что нового прочитали, какой фильм посмотрели, что сделали полезного. Не было такого явления, как воровство. 

    Конечно, не все было идеально в студенческой жизни тех лет. Жили не богато, не шикарно, многого не хватало, были скудные бытовые условия (обеды готовили в подвалах общежития на керогазах). Не широки были возможности культурного отдыха. Все это так. Но люди были другие: бескорыстные, доброжелательные, отзывчивые, честные. Преобладал оптимистический настрой, вера в лучшее будущее. Это и запомнилось, прежде всего.

<<К обзоруВ.А.МОРОЗОВ, д-р ист. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный деятель науки МАССР, выпускник 1963 г.