<< К обзоруСтойко преодолевали трудности жизни!

    В 1972 году меня пригласили в пединститут на должность доцента кафедры русского языка и поручили вести занятия по теории языка и русской диалектологии. В пединституте работал до января 2008 года - более 35 лет. Это были лучшие годы в моей жизни!

    В пединституте я быстро окунулся в новую для меня жизнь. С первых дней разработал лекции и планы практических занятий, ознакомился с педагогикой высшей школы, быстро подружился со студентами, а также с преподавателями-коллегами.

    Через год после избрания по конкурсу меня назначили заместителем декана историко-филологического факультета. В 1975 году вышел приказ ректора о моем назначении на должность проректора по заочному обучению.

    Состояние дела на заочном отделении оказалось очень запущенным. Комиссия МП РСФСР, проверявшая в феврале-марте 1976 года работу пединститута, обращала особое внимание на низкий уровень знаний студентов-заочников: по итогам летней сессии 1975 года из 92 педвузов РСФСР наш институт по успеваемости студентов заочного отделения занимал 89-е место.

    Я с рвением взялся за дело. Для себя составил каждодневный и перспективный планы работы. В соответствии с ними выступал на совещаниях в ректорате, делал доклады о работе заочного отделения почти на каждом совете института, присутствовал на советах факультетов и заседаниях кафедр при обсуждении вопросов, связанных с работой заочного отделения. Для беседы в кабинет проректора приглашал отдельных преподавателей, по дисциплинам которых успеваемость заочников была очень низкой (например, по истории средних веков). В отношении отдельных методистов заочного отделения, нарушавших трудовую дисциплину, а также некоторых работников института, занимавшихся подделкой документов заочного отделения (были и такие случаи) вынужден был принять меры административного воздействия.

    Для меня, начинающего проректора, очень полезными были всесоюзные, всероссийские и зональные совещания по вопросам заочного обучения, которые в те годы проводились Министерствами просвещения СССР и РСФСР.

    Были и трудности. Не хватало аудиторий. Историкам и филологам пришлось заниматься в школе № 2 и в других корпусах университета. Каждое решение проблем заочного отделения требовало больших усилий.

    Постепенно у меня накапливался практический опыт работы. Рядом со мной честно и добросовестно трудились секретарь-машинистка А.Мошкина, методисты В.Грузова и A.Лебедева. Менее чем за пять лет благодаря общим усилиям Марпединститут по успеваемости студентов-заочников с 89 переместился на 37-е место. Это было большим достижением всего коллектива института.

    Вторым этапом в моей педагогической деятельности были 1983-1985 годы, когда я заведовал кафедрой русского языка. Особенно мне запомнился 1984 год. По штатному расписанию тогда на кафедре числилось 22 преподавателя. Фактически кафедра не была укомплектована. Не хватало 8 преподавателей, и еще некоторые преподаватели, оставшиеся в институте, упорно требовали, чтобы им разрешили выехать за границу, и ссылались при этом на рекомендации МП РСФСР. Пришлось отказать, но не из-за моих капризов или упрямства, а по объективным причинам: кафедра могла развалиться в любой момент, и была угроза, что будет нарушен учебный процесс не только на факультете, но и в институте в целом. Этого ни в коем случае нельзя было допустить.

    Третий этап в моей педагогической деятельности начался после защиты докторской диссертации, состоявшейся в ноябре 1989 года в Тартуском госуниверситете.

    11 мая 1990 года в Министерстве высшего и среднего специального образования мне вручили диплом доктора наук. А 29 января 1992 г. решением Госкомитета СССР по народному образованию я был утвержден в звании профессора. В апреле того же года в институте на базе кафедры русского языка открыли новую кафедру - общего и сравнительного языкознания. Меня избрали ее заведующим. Кафедру укомплектовали преподавателями, имевшими опыт работы в вузе. Несмотря на малочисленность преподавательского состава, авторитет кафедры и уважение к ней росли из года в год. Но,  к сожалению, 31 декабря 2006 года ректор института подписал приказ о присоединении кафедры общего и сравнительного языкознания к кафедре русского языка, якобы в целях оптимизации учебного процесса.

    Уже более 50 лет, как я нахожусь в строю работников педагогического образования. Пройден долгий путь. Не всегда он был гладкий. Тем не менее, я горжусь избранной профессией. С благодарностью и большим уважением вспоминаю учителей Мустаевской школы А.Н.Байкову, В.В.Казанцеву, заслуженного учителя РСФСР В.М.Мамаева. В Сернурском педучилище, где я учился, работала целая плеяда талантливых преподавателей. Среди них хочется выделить З.А.Винокурову, М.Г.Букатина, Л.Н.Мухину, Н.А.Степанова, Т.В.Сомину. В институте учился у таких замечательных педагогов, как З.Ф.Барцева, В.Ф.Пашуков, Н.Т.Пенгитов. Все они были истинными наставниками и открыли мне путь в большую науку - педагогику. Я всегда буду помнить их имена.

<<К обзоруД.Е.КАЗАНЦЕВ, д-р филол. наук, профессор, отличник народного просвещения, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный деятель науки РМЭ