<< К обзору41 год в Педагогическом колледже имени И.К.ГЛУШКОВА
В Оршанском педагогическом училище (в 1993 году он переименован в колледж) более 40 лет проработал преподавателем марийского языка и литературы выпускник Марийского государственного педагогического института, народный учитель СССР Петр Емельянович ЕМЕЛЬЯНОВ.
В 1963 году, через три месяца после окончания Марийского педагогического института имени Н.К.Крупской, из Елеевской средней школы Параньгинского района меня направили в Оршанское педучилище преподавателем марийского языка и литературы. Работал в колледже до 2004 года. Как классный руководитель выпустил 9 групп. В марийских группах школьного отделения вел марийский язык, литературу и методику преподавания в начальных классах. Для марийских начальных классов мною подготовлено свыше двух тысяч специалистов.
За 41 год работы в стенах педколледжа главной нашей задачей всегда оставалась подготовка высококвалифицированных педагогов как для начальной, так и для основной общеобразовательной школы. Кроме основной работы - организации учебного процесса, я не был в стороне и от внеучебной. Как только приехал в Оршанку, организовал в педучилище творческое объединение имени М.Шкетана с несколькими кружками и с Клубом интернациональной дружбы «Баратшаг» (КИД).
Мы гордимся нашими выпускниками. Среди них - народные учителя Республики Марий Эл: учительница биологии Коркатовской средней школы Моркинского района Валентина Федорова и учительница марийского языка и литературы Кадамской средней школы Советского района Зоя Никитина. Заслуженными работниками народного образования республики стали Эльвира Кудрявцева, Александра Макматова, Фаина Макарова, Зоя Веденькина и другие. А вот Татьяна Кельдыбай (родом из Советского района), попав по распределению в Республику Башкортостан, стала заслуженной учительницей школ этой республики. Отрадно, что наши воспитанники - победители конкурса, проведенного в рамках приоритетного Национального проекта «Образование».
Есть среди выпускников и ученые. В первую очередь хочу назвать доктора филологических наук, профессора Марийского государственного университета Анатолия Куклина, который будучи студентом уже отличался тягой к исследовательской работе по марийскому языку. В числе кандидатов наук - Никандр Попов, Лидия Пайгетова, Валентина Тихомирова, Нина Волкова и другие. Анатолий Мокеев - известный поэт, член Союза писателей Российской Федерации, автор четырех поэтических сборников. Некоторые выпускники работают журналистами в средствах массовой информации.
Немало внимания уделялось мною встречам с ветеранами войны и труда, мастерами педагогического труда, писателями, учеными, композиторами, артистами, журналистами, художниками, другими известными людьми района и республики. Дорогими гостями училища были профессора, исследователи марийского языка Габор Берецки из Венгрии и Алхо Алхониеми из Финляндии.
Никогда я не отказывался от общественной работы. В свое время был секретарем партбюро, председателем первичной организации Общества советско-венгерской дружбы, председателем Оршанской районной организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, руководителем шкетановского творческого объединения, общественным корреспондентом Оршанской районной газеты «Вперед» («Ончыко»), а в 1989-1991 годах был народным депутатом СССР.
Не забывал и творчество. Опубликованы материалы на страницах многочисленных сборников, журналов «Начальная школа», «Среднее специальное образование», «Вопросы психологии», «Марий Эл учитель», «Ончыко», республиканских и районных газет; выпустил учебники и методические пособия как самостоятельно, так и в соавторстве.
В настоящее время я - на заслуженном отдыхе, имею солидный возраст, но родной педколледж не забываю, не забывают и меня, приглашают на различные мероприятия, всегда получаю поздравления. Я благодарен педагогическому коллективу и его руководителю - директору С.Я.Яровиковой, кстати, она - наша выпускница.
В заключение хочу сказать следующее. Многое теперь изменилось. У молодежи нет тяги к знаниям. Какой специалист народного образования придет завтра в школу из педучилища или университета, если он сам без интереса учился в школе? Нынешних больше интересует внешнее, нежели внутреннее содержание человека. На получение педагогической профессии надо в школах ориентировать лучших по успеваемости, по ответственности, по душевным качествам выпускников. Ведь среди учительства не должно быть случайных людей!
<<К обзору