<< К обзоруУчеба в МарГУ

    В наши студенческие годы Интернета не было, поэтому информацию в основном получали на лекциях и в библиотеках. Она добывалась с трудностями, но и усваивалась лучше, чем сейчас, когда студенты скачивают материал и даже не читают его - некогда им: ритм жизни ускорился. Мы в большом объеме изучали труды классиков марксизма-ленинизма, для себя находили там интересное.

    Наш курс из двух групп оказался очень удачным, почти все были активными личностями: танцевали, пели, занимались общественной работой, а если уж ничего не умели, то хорошо учились. Много занимался я работой в комсомоле - входил в комбюро факультета и в комитет ВЛКСМ университета, ходил по общежитиям, организовывал студентов. Тогда секретарем МарГУ был Игорь Садовин, на факультете - Лев Литвинов. Потом, когда поступал в московскую аспирантуру, пришлось пожалеть, что занимался общественной работой столько много, даже в ущерб учебе, хотя и учился на «хорошо» и «отлично». Ведь все поступающие в аспирантуру уже изучали историю по статьям и монографиям, а не  по учебникам и лекциям, как я. В Москве пришлось восполнять пробелы в знаниях.

    Куратором нашей группы был недавно вернувшийся из аспирантуры А.Г.Иванов. Особенно нравились занятия молодых и талантливых преподавателей - А.А.Ярыгина, О.В.Данилова, О.Г.Левенштейна, В.М.Новик и др. Конечно, следует особо выделить В.С.Патрушева и Г.Н.Айплатова.

    А вот лекции А.Н.Чимаева воспринимались с трудом. Только сейчас, слушая его лекции уже как коллега, понимаю, что тогда мы - студенты - еще не были готовы к их усвоению. На семинарах мы были активными и старались втянуть в дискуссию («заболтать») группу и преподавателя.

    Студентам были присущи передовые для того времени взгляды с критическим отношением ко многим событиям советской истории. Спорили с преподавателями истории КПСС Шляпниковым и Казариновым о роли ленд-лиза в обеспечении фронта оружием и о коллективизации, с Казариновой на спецкурсе - о значении транснациональных корпораций, с Г.А.Бурковой - о значении религии в жизни общества на «научном атеизме». Жизнь показала, что наши либеральные взгляды были ближе к современному пониманию истории. Конечно, диссидентами мы не были, партийное руководство и куратор из КГБ внимательно следили за настроениями на факультете.

    Летом обычно ездил в археологические экспедиции или в студенческие строительные отряды. Это был своеобразный отдых с лопатой.

    Особое место занимал археологический кружок. Торжественно и с размахом происходила процедура посвящения первокурсников в археологи. Почти все первокурсники хотели стать археологами. Но оставались энтузиасты, которые каждое лето ездили в экспедиции и участвовали в конференциях. Запомнились экспедиции с В.С.Патрушевым. Довелось побывать с ним в Эстонии и Татарстане, копать в Кокшайске. Профессиональным археологом так и не стал, но с археологией был связан тесно - и занятия вел, и в экспедиции езжу до сих пор.

    Студенчество - замечательный период в жизни, сочетающий как подготовку к взрослой профессиональной жизни, так и юношескую эмоциональность. Учеба соединялась не только с общественной деятельностью, но и эмоционально окрашивалась любовью и влюбленностью.

    После окончания университета в 1987 году по распределению работал в Цибикнурской средней школе Медведевского района. Там столкнулся с тем, что полученный в вузе объем знаний не востребован. Остро ощущалась необходимость дальнейшего развития и продолжения начатой в вузе научной работы. Через два года вернулся в высшее образование - стал трудиться в педагогическом институте. После объединения вузов в 2007 году волею судьбы вернулся в родной университет.

    На снимках: А.Г.Бахтин в студенческие годы - в стройотряде и на демонстрации (в первом ряду справа)

<<К обзоруА.Г.БАХТИН, д-р ист. наук, профессор кафедры отечественной истории