<< К обзоруПерспективы объединенного ВУЗа
В связи с объединением двух вузов в обоих коллективах возникает много вопросов о будущем обновленного вуза. Они касаются практически всех сторон жизнедеятельности университета. Редакция газеты решила опубликовать интервью с ректором МарГУ, профессором В.И.Макаровым.
– Известно, что ректорату и вам лично приходится очень много заниматься организационно-правовыми вопросами, связанными с присоединением МГПИ. Какие из них уже решены, что еще предстоит сделать?
– После длительных уточнений, согласований подписан акт приемки-передачи имущества педагогического института. Поверьте, усилий для этого было затрачено очень много, подготовительная работа шла несколько месяцев.
Объединение потребовало внесения существенных изменений в Устав университета. Наши специалисты сидели над ним, как говорят, не поднимая головы; приходилось постоянно согласовывать их с Москвой. Теперь все позади. Все изменения утверждены Федеральным агентством по образованию и, что не менее важно, налоговой инспекцией г. Йошкар-Олы, без этого мы не могли начать процедуру лицензирования и аккредитации образовательных программ. Открыто финансирование университета как единого высшего учебного заведения. МарГУ стал правопреемником МГПИ им. Н.К. Крупской.
Очень тщательно на всех уровнях прорабатывались кадровые вопросы. Практически без сокращения все научные и педагогические кадры зачислены в штат МарГУ. Пока некоторые детали кадровой проблемы окончательно не решены. Все точки над «и» будут поставлены по завершению пересмотра структуры вуза, реорганизации учебных подразделений, факультетов и кафедр. Должен подчеркнуть, что с нашей стороны неукоснительно соблюдался и будет сохраняться принцип бережного, уважительного отношения к кадрам педагогического института.
В связи с финансовыми проблемами Марийского аграрного колледжа присоединение его к нам по согласованию с Рособразованием на неопределенное время отложено.
В целом, большинство правовых вопросов, необходимых для нормального функционирования обновленного вуза, решено.
– Насколько существенными представляются проблемы слияния однопрофильных факультетов и кафедр, и не будет ли это механическим поглощением структур педагогического института?
– Проблемы, конечно, есть, и они довольно сложные. Ведь только со стороны все кажется простым. Здесь же мы имеем дело с принципиальной разницей двух структур: институт готовит учителей по тому или иному предмету, а университет – специалистов по определенной отрасли науки или техники. Для нас главное, чтобы их объединение прошло безболезненно.
Мы создали рабочие группы по объединению факультетов: гуманитарного и историко-филологического, естественно-научного и физико-математического. Коллективы кафедр также совместно готовят предложения по возможной реструктуризации. И важно, чтобы в их выводах были учтены интересы обеих сторон. Безусловно, мы должны учитывать также потребности системы образования республики. Все предложения будут рассмотрены в ректорате и на ученом совете, после чего мы будем отстаивать их в Рособразовании. Наша принципиальная позиция в отношении объединения кафедр заключается в том, чтобы оно было проведено не искусственно, а служило бы интересам дела. Их будущее во многом определится с учетом мнения и инициативы самих преподавателей, т.к. они сами должны искать свободные ниши на рынке труда, осваивать новые специальности, добиваться сохранения численности набора абитуриентов, готовить из своей среды докторов наук – будущих руководителей кафедр. Что касается докторов наук, на истфилфаке ситуация выглядит предпочтительней, сюда вливается из пединститута 10 докторов.
В целом, говоря о будущем, скажу одно: в нынешней ситуации жить одним днем не только нельзя, а совершенно безрассудно, нужно просматривать и просчитывать ситуацию, говоря шахматным языком, на несколько ходов вперед. В связи с этим хочу привести в пример кафедру общей физики МарГУ (зав. А.В.Леухин). Здесь планируется ввести с нового учебного года специальность «Физика, химия процессов и материалов», на кафедре физики МГПИ (зав. В.А.Белянин) специальность «Физика и технология». Причем университетская кафедра имеет договоренность с заводом «Метма» о передаче им необходимого оборудования для оснащения кабинета и лаборатории по специализации «нанотехнология». Открытие новых специальностей – это требование современного рынка о сближении образования и потребностей производства, оно позволит сохранить набор, и даже создаст новые рабочие места для преподавателей и исследователей.
Мы ждем подобных предложений и от кафедр историко-филологического и гуманитарного факультетов.
В отношении «поглощения» университетом кафедр педагогического института можно сказать однозначно, что объединение сил объективно должно улучшить качество образовательной деятельности в целом за счет синтеза фундаментальной науки университета с замечательной педагогической и методической школами пединститута. У преподавателей методик никто не намерен «отбирать их хлеб». Каждый должен и будет заниматься своим делом. Хочу подчеркнуть, что для ректората нет «своих» и «чужих», нет родных и пасынков. Мы теперь – одна, единая семья.
– Как в целом вы оцениваете ситуацию с финансированием университета на текущий год? Не возникнут ли новые проблемы в связи с присоединением педагогического института?
– Могу однозначно ответить, что финансовое положение университета в целом в 2008 г. должно быть вполне стабильным. Эта уверенность основывается на том, что еще в декабре 2007 г. Федеральным агентством по образованию и Министерством финансов РФ утверждены объемы бюджетного финансирования обоих вузов по отдельности. Объемы финансирования значительно выше уровня прошлого года. Правда, цифры роста неодинаковые. Мы сумели отстоять – 13,7%, руководство бывшего пединститута – 5%. Но теперь все расходы будут производиться, как говорят, из одного кармана, согласно действующим нормативам и методикам, поэтому ни о каком субъективном подходе не может быть и речи, тем более что над нами – недремлющее око КРУ Минфина России и налоговой инспекции. Нормативы одинаковые для всех структурных подразделений университета, в т.ч. бывшего пединститута.
Рособразованием утверждено увеличение заработной платы в целом по университету на семь процентов. Подчеркну, что кроме этого постановлением Правительства РФ запланирован рост зарплаты бюджетных организаций на 14 процентов.
В защищенных нами объемах предусмотрены средства на планируемые капитальный ремонт и реконструкцию объектов, оснащение оборудованием кабинетов и лабораторий, выделены дополнительные средства на противопожарные мероприятия; заложен достаточно хороший прирост социальных расходов, в т.ч. стипендиального фонда, на науку, создание единой информационной среды.
Все сказанное мною касается бюджетных ассигнований. В отношении внебюджетных средств должен пояснить, что мы планируем также определенный прирост поступлений (на 10%) в текущем году. Их объем должен составить более 180 млн. рублей, в т.ч. по подразделениям бывшего пединститута около 36 млн. руб.
Внебюджетный фонд теперь у нас единый, расходовать его, безусловно, мы намерены в соответствии с утвержденными сметами.
Как видно из сказанного, финансовое положение вуза на этот год просматривается вполне устойчивым.
– Каковы перспективы укрепления материальной базы университета?
– Не скрою, это – одна из сложнейших проблем. Но для того и руководство, чтобы их решать. На сегодня у нас есть кое-какой задел. Во-первых, в этом году мы рассчитываем завершить капитальный ремонт главного корпуса университета. Средства для этого запланированы. Беда в том, что стоимость работ в связи с общей инфляцией постоянно растет. Во-вторых, будет продолжено строительство учебного корпуса бывшего педагогического института. Но средства для этого выделяются очень небольшие – по 5 млн. руб. на год. Я уже дважды встречался с руководством Рособразования о корректировке объемов инвестиций; чувствую, что нас начинают понимать, но пока твердых гарантий не получили. Опускать руки и отступать от задуманного мы не намерены.
О строительстве общежития на 750 мест.
Мы тщательно проработали обоснование о выделении инвестиций. В июне 2007 года оно рассмотрено и утверждено в Федеральном агентстве по образованию России; есть соответствующий приказ. Базисная сметная стоимость строительства 1-й очереди в ценах 2006 г. – 119,2 млн. руб., включая стоимость оборудования в объеме 12,1 млн. руб.; первый пусковой комплекс – блок № 1 на 363 места, в котором, кстати, планируется разместить 50 однокомнатных квартир. Сейчас вносятся уточнения и дополнения в проектную документацию; мы договорились о встрече в марте т.г. с руководством Управления Федерального имущества и инвестиций Рособразования о включении в перечень объектов строительства общежития. Вполне осознаю, что попасть в этот перечень будет непросто, но мы твердо намерены бороться до конца, надеемся на поддержку Правительства Республики и депутатов Государственной Думы.
Развитие современного вуза немыслимо без обновления информационно-вычислительной техники. В текущем году мы сделаем главный акцент не на увеличение парка компьютерной техники университета, а на достижение качественнонового уровня обеспечения учебного процесса – создание мультимедийных аудиторий на базе существующих компьютерных классов. Эта работа была начата еще в прошлом году, а нынче она продолжится. В связи с присоединением педагогического института нам предстоит решить еще одну важную задачу – расширить существующую информационную сеть. Понимая важность этой задачи, мы уже начали прокладывать оптический канал связи к учебным корпусам МГПИ с тем, чтобы через месяц-другой пустить его в действие. Только на это университет потратит около 250 тыс. руб.
В этом году мы приступили к модернизации полиграфической базы университета. На приобретение современной цифровой техники, в т.ч. полноцветного копи-центра, ризографа, ламинатора и пр. выделено более 1,6 млн. рублей. Это позволит существенно улучшить качество и увеличить объемы выпуска печатной продукции.
Мы не упускаем из поля зрения и другие вопросы укрепления материальной базы социальной сферы, такие, как благоустройство спортивно-оздоровительных баз (лагерей), ремонт общежитий, в наших планах – создание единого здравпункта и ряд других дел для улучшения условий жизни и досуга студентов.
– При любой структурной перестройке часть персонала оказывается как бы лишней. Поэтому некоторые работники беспокоятся о своей судьбе. Что нас ожидает впереди?
– Согласно распоряжению Правительства РФ реорганизованному вузу определена штатная численность 2175 человек. В соответствии с этим составлено штатное расписание, определена структура управленческого, административно-хозяйственного персонала, библиотеки, ИВЦ и др. подразделений.
Из-за реорганизации под процедуру сокращения попали некоторые руководители дублирующих или ликвидированных структурных подразделений. Всем им предложены другие вакантные должности. Остальные сотрудники трудоустроены, большинство из них работают на своих рабочих местах, в тех же должностях. Сокращение ставок и должностей осуществляется, прежде всего, по вакантным должностям. В исключительных случаях при сокращении, работники будут освобождаться от дополнительной работы, которую совмещают наряду с основной, но об этом они будут заблаговременно извещены.
Профессорско-преподавательский состав заканчивает этот учебный год на прежних условиях. Сохранение его численности зависит от контингента студентов университета, т.е. от того, насколько активно и целенаправленно руководители факультетов и кафедр проведут набор на новый учебный год.
Все происходящие и предстоящие изменения статуса, условия труда сотрудников будут осуществляться в соответствии с трудовым законодательством. Могу заверить только в одном - безучастного отношения к судьбам людей не будет.
– Какие первоочередные проблемы волнуют вас сейчас?
– Есть ряд очень важных организационных вопросов, связанных с объединением двух вузов, которые предстоит решать в ближайшее время:
- пройти лицензирование всех 167 образовательных программ, реализуемых в объединенном вузе (часть повторно, часть - впервые); эта работа начата, мы ее должны полностью завершить в течение марта-апреля;
– в мае текущего года нам предстоит пройти аккредитацию по ряду образовательных программ;
– составить штатное расписание профессорско-преподавательского состава по объединенному вузу в соответствии с новой структурой и с учетом ожидаемого контингента студентов;
– принять участие в конкурсе на получение Государственного задания на подготовку специалистов за счет федерального бюджета, в результате которого нам определят контрольные цифры приема студентов по специальностям и направлениям, т.е. реальные бюджетные места;
– нам предстоит отчитаться перед Федеральным агентством о всех направлениях и видах деятельности, о качественном составе ППС, подготовке специалистов, трудоустройстве выпускников и т.д. На основе этих данных будут определяться рейтинг вуза и объем Госзадания по выделению бюджетных мест, а также объемы финансирования университета;
– в феврале-марте будет проводиться очередной этап интернет-тестирования студентов; его результаты будут учитываться при аттестации образовательных программ. В случае, если не наберется пороговое значение, программа может не пройти аттестацию;
– в конце учебного года все выпускники будут проходить государственную аттестацию, по некоторым специальностям – впервые. От ее результатов будут во многом зависеть судьбы как отдельных образовательных программ, структурных подразделений, так и университета в целом.
Все перечисленное требует от всего коллектива вуза большой напряженной работы.
– Да, Вы не назвали еще вопрос о выборах ректора.
– Этот вопрос для меня вовсе не является первостепенным. Главное – обеспечить полнокровную деятельность объединенного вуза с тем, чтобы к новому учебному году он прочно встал на ноги. Будет вуз – ректор всегда найдется. У меня попросту нет времени заниматься выборными делами. Это – дело коллектива. А вышеперечисленные вопросы для нас и неотложные, и архиважные.
<<К обзору