<< К обзоруХраните в себе искорку любви
Манзура Искаковна Хабибрахманова - выпускница факультета начальных классов 1966 года (первый выпуск). Долгие годы она трудилась в средней школе № 17 г. Йошкар-Олы. Педагогическую работу с младшими школьниками и их родителями осуществляла профессионально, ответственно и творчески. Пользовалась заслуженным уважением своих коллег и родительской общественности. Была активной участницей проводимых в стране экспериментов по переходу 4-летней начальной школы на 3-летнее обучение и также по эксперименту, связанному с обучением детей с шестилетнего возраста. Манзура Искаковна всю свою жизнь и любовь отдавала ученикам, а сейчас дарит своим детям, многочисленным внукам, семье.
Манзура Искаковна систематически вела «телефон доверия» по вопросам подготовки детей к школе и являлась внештатным корреспондентом семейной страницы газеты «Марийская правда», ежегодно участвовала с лекциями на республиканских и городских курсах учителей в Институте усовершенствования учителей, а также выступала перед студенческой аудиторией педагогического вуза. За свою плодотворную профессиональную деятельность она награждена медалью Н.К.Крупской, ей присвоены звания «Учитель высшей категории», «Учитель-методист», «Заслуженный учитель школы Марийской АССР», «Народный учитель Республики Марий Эл». Она избиралась депутатом Верховного Совета МАССР.
На днях на факультете начальных классов состоялась встреча Манзуры Искаковны Хабибрахмановой со студентами 2 и 4 курсов ФНК.
Слово Учителю!
Учитель! Какая это трудная, но почетная и нужная профессия. Именно учитель начальных классов учит понимать малышей, что такое труд ума и сердца, дает уроки доброты и правдивости, учит думать, и каждый день хоть на полшага продвигает детей в своем развитии вперед. Именно настоящие учителя, учителя по призванию - это мудрые старшие друзья учеников. Они умеют радоваться успехам и болеть душой за их срывы и неудачи.
Школа - моя любовь, мое призвание. Свое самое первое сентября я встретила в тяжелом военном 43-м. В первый раз в первый класс пришла в деревянную школу № 3 на Лесозаводской. Так называлась в Йошкар-Оле нынешняя улица Соловьева, где до сей поры есть школа № 3 - теперь совсем другая. А тогда наши классы располагались через дощатые перегородки. Это не мешало погружаться в неизведанную глубину чувств, впечатлений, новых знаний, которые давала нам первая учительница Мария Петровна Михеева. В немного сыром и холодном классе с накинутой на плечи пуховой шалью она встретила нас добрыми, теплыми словами. А потом, как-то по-домашнему, стала рассказывать о войне, о нашем долге перед Родиной, о любви к ней, о детях войны.
Я влюбилась в Марию Петровну с первого урока. Так случилось, незримо, она подарила мне, маленькой худенькой девочке, мечту, которая помогала мне хорошо учиться в школе, потом в Йошкар-Олинском педучилище, в педагогическом институте им. Н.К.Крупской, добиваться успехов, расти профессионально. Мне 77-й год, а первым моим ученикам 65 лет. Я выучила три поколения детей за 46 лет работы в школе (с 1954 по 2000 годы). Все они помнят наши экскурсии к монументу Воинской славы, где мы возлагали живые цветы, экскурсии по городу, на родные предприятия города. И я, как моя первая учительница, рассказывала о войне, о Родине, о любимом городе. Возила учеников вместе с их родителями в Казань по ленинским местам, в село Кокушкино. Были экскурсии на теплоходе «Пташников» по Волге, даже всем классом целый месяц учились и лечились, отдыхали в санатории «Подснежник» на озере Шап. На зимних прогулках по лесу наблюдали, как замерзают озера, за дятлами, очень крупными красными снегирями, другими птицами, измеряли в разных местах толщину снега, то есть вели наблюдения за природой.
В первый год работы в 1954 году в деревянной семилетней школе № 2, которая находилась недалеко от пединститута, тогда не было никакой методической литературы и разработок, не было телевизоров, я поняла, что первыми моими помощниками будут родители. Я посещала все семьи, независимо от того, как учился ребенок, проверяла портфели, учебники, школьные принадлежности, готовила с ними уроки, когда не было групп продленного дня. Особенно тщательно готовилась к родительским собраниям: заранее на доске делала красивые записи (уравнения, предложения для разбора и т.д.), организовывала выставку ученических работ - тетрадей, поделок, рисунков, выставки нужной детской литературы и книг, необходимых родителям при воспитании детей. Обязательно говорила, каких успехов добились дети за 1 месяц, над чем еще надо много работать, какие темы будем изучать по предмету, давала консультации по предметам. Никогда не говорила при всех о недостатках детей. Но обязательно отмечала, кто конкретно стал лучше писать, решать, читать, пересказывать. Часто помогали проводить консультации сами дети: они показывали, как нужно рассуждать при решении уравнений, при разборе предложений, показывали образцы разных видов пересказов.
За большую помощь школе, классу, за хорошее воспитание детей посылала благодарности, грамоты родителям в организации, где они работали.
Главное в работе учителя: это стремление к совершенству, поэтому обязательно читала газеты и журналы «Семья и школа», «Начальная школа», «Пионерская правда», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Марийская правда». Я собирала вырезки, иллюстрации, книги и весь материал по папкам с названиями, с карточками, в подписанных конвертах хранила в классе-кабинете, который был признан соответствующей комиссией «лучшим кабинетом начальных классов» по городу.
В первые годы работала над темой «Воспитание сердца», а последующие 15 лет над темой «Использование фольклорного материала в формировании экологического сознания и культуры младших школьников» совместно с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии МГПИ им. Н.К.Крупской Светланой Ивановной Фоминой, которая приносила очень ценный богатый архивный материал народной (марийской и русской) педагогики: марийские пословицы, поговорки, стихи, сказки, считалки.
Этот материал пробировался маленькими крупицами на всех уроках шестилеток, эффективно помогало формировать у учащихся бережное отношение к природе, быть наблюдательными, добрыми.
Своими успехами я во многом обязана преподавателям факультета начальных классов МГПИ им. Н.К.Крупской. Он был открыт в 1957 году. Это было вечернее отделение, мы - первые выпускники закончили его в 1962 году. Я благодарна всем преподавателям, которые дали нам все для творческой педагогической деятельности. Это Зоя Александровна Винокурова, Евдокия Гавриловна Сотникова, Лидия Николаевна Нестерова, Евдокия Яковлевна Гурьянова, Альберт Александрович Пекпаев, Тамара Венедиктовна Николаева. С ФНК у меня давняя дружба. В течение нескольких лет я вела «Спецкурс из опыта работы». В течение многих лет начальная школа № 17 была базовой для учителей города, республики, для студентов. Последние в течение всего учебного года проходили педпрактику. А мы, учителя, давали открытые уроки.
На базе нашей школы с 1966 по 1969 год проводился эксперимент по переходу четырехлетней начальной школы на трехлетнее обучение по новым программам. Экспериментом руководили З.А. Винокурова и Е.Г.Сотникова. С 1982 по 1986 год проводился эксперимент по обучению детей с шестилетнего возраста (руководили Т.В.Николаева и Б.С.Рыбакова). Это было замечательное время. Мы давали открытые уроки для учителей, завучей, директоров, инспекторов, методистов, зав. роно и гороно города и республики.
А с Т.Н.Венедиктовой мы ездили в Москву делиться опытом работы по обучению шестилеток, слушали лекции составителей учебников и программ Горецкого, Рамзаевой, Моро и др. С Т.В.Николаевой мы выпустили книгу «Дидактические игры и занимательные упражнения при обучении шестилеток».
Что я хочу вам пожелать? Важно, чтоб вас, будущих учителей, ни на минуту не покидала атмосфера увлеченности, любознательности, творческого поиска, радости. Будьте чуткими, добрыми, уважайте людей, которые вас окружают. Верю, что свой факультет вы будете помнить как свою первую настоящую трудовую семью, которая дала вам путевку в жизнь.
Впереди, какими бы вы ни были талантливыми, - пора тревог и надежд, трудностей и успехов. Храните в себе всегда искорку любви, веру, надежду, красоту, доброту, нежность и сострадание.
<<К обзору