В конце 60-х и начале 70-х годов в кругах вузовских работников г. Йошкар-Олы часто слышались разговоры об открытии в республике университета. Разговоры оказались небеспочвенными. 9 марта 1971 года Совет Министров СССР принял постановление об открытии Марийского государственного университета, а в апреле того же года во исполнение этого постановления были изданы соответствующие приказы Министерствами высшего и среднего специального образования СССР и РСФСР.
1 августа 1971 года ректором университета назначен доктор биологических наук, профессор В.Э.Колла. Факультет естествознания Марийского пединститута в полном составе со всеми своими лабораториями становится биолого-химическим факультетом университета. Начинается подготовка к открытию в университете физико-математического, историко-филологического и сельскохозяйственного факультетов.
С декабря 1971 года работает подготовительное отделение. Занятия по математике на этом отделении ведет В.И.Калинин, а по физике – И.Л.Чарская. К подготовке и организации приема студентов привлекаются сотрудники педагогического и политехнического институтов.
На физико-математическом факультете ведется большая работа по организации и оснащению первых необходимых учебных лабораторий по общему курсу физики. Эта работа осуществлялась под руководством неутомимого Н.П.Глазкова, приглашенного из политехнического института для организации и руководства кафедрой общей физики. Он организовал работу своего небольшого тогда коллектива кафедры так, что 4 учебные лаборатории по общей физике были в короткое время оборудованы необходимыми приборами и установками: не было срывов занятий из-за отсутствия учебных лабораторий, перестановок в учебном плане.
В первый учебный год была лишь одна ЭВМ “Проминь–2М”, подаренная Минвузом РСФСР в день открытия университета, затем приобрели “Наири”. Практику по программированию и применению ЭВМ студенты первых наборов проходили под руководством инженеров-программистов в вычислительных центрах учреждений и предприятий г. Йошкар-Олы (Статуправление, ММЗ, “Электроавтоматика”, “Контакт”).
Конечно, начинать, как говорят, “с чистого листа” всегда трудно. Были трудности с обеспечением необходимыми для учебных целей материалами, оборудованием. Нелегко было и преподавателям. Всего по штату к началу учебных занятий на факультете было 10 преподавателей, объединенных в две кафедры – общей физики и высшей математики. Преподавателям приходилось вести по 3-4 различных курса на разных факультетах, так как математические и физические дисциплины изучались, кроме физико-математического, и на других факультетах и специальностях.
И вот 1 сентября 1972 года, пятница, 321 аудитория главного корпуса университета. В эту светлую аудиторию с потолком, украшенным лепниной, и с декоративными панелями вдоль стен (бывший зал заседаний правительства республики) пришли 100 первых студентов и 10 первых преподавателей на торжественное собрание по случаю начала первого учебного года на физико-математическом факультете. У студентов приподнятое настроение, радостные лица. Как же не радоваться, если они, преодолев барьер вступительных экзаменов, из двухсот с лишним претендентов стали первыми студентами физико-математического факультета. Это про них потом будут говорить: “Они с первого приема, с первого выпуска”. А сейчас они радуются, но и волнуются: а что впереди, как сложится их учеба, их пятилетнее пребывание в университете? Волнуются и первые преподаватели, хотя их волнение трудно заметить (профессионалы же! – умеют подавлять внешние проявления своих чувств). Каждый из них думал о том, как сложатся взаимоотношения с этими молодыми, жаждущими знаний людьми, как научить их учиться, ответственно относиться к выполнению своей первейшей обязанности – учиться прилежно; не разочаруются ли они в своем выборе факультета, специальности…
Были напутствия преподавателей первым нашим студентам, советы и добрые пожелания. Затем начались будни студенческой жизни. Эти будни в то время всегда начинались с выезда на сельскохозяйственные работы – в колхозы и совхозы. Конечно, выезды эти на 3-4 недели отрывали студентов от их основной деятельности – учебы, но, с другой стороны, сентябрьские выезды на сельскохозяйственные работы способствовали сплочению коллектива группы, курса. Своим первым студентам мы старались внушить, что они первые, нет над ними старшекурсников – “дедов”, и они, студенты первого приема, в течение всех лет учебы на факультете будут старшекурсниками, они будут своеобразным камертоном факультета, все последующие студенты будут строить свою студенческую жизнь так, как первые студенты заложили фундамент факультетской жизни…
И теперь, по прошествии почти 30 лет, мы с удовлетворением отмечаем, что не ошиблись в первом наборе. Студенты первого приема стали опорой для создания сплоченного коллектива всего факультета.
Надо было видеть, как они опекали студентов второго приема, помогали им во всем. Иногда появлялось такое ощущение, что эти два приема все учатся на одном курсе. Каждая группа, говоря официальным языком, шефствовала над соответствующей группой младшего курса. Все это способствовало рождению добрых традиций самоуправления на факультете, формированию сильных спортивных команд, коллективов художественной самодеятельности (СТЭМа, танцевальной группы “Ритм”, ансамбля “Дилетанты” и др.).
Из первого приема университет окончили 80 студентов (36 физиков и 44 математика; за пять лет учебы ушли из университета по разным причинам 20 студентов). Отметим, что 10 выпускников получили дипломы с отличием (этот показатель пока рекордный для факультета).
Обращаясь к первым выпускникам, хочется сказать: “Спасибо вам! Хорошо, что вы были!”
И.Н.Николаев,доцент,
первый декан ФМФ