Из отчета ректора на конференции трудового коллектива МарГУ
21 мая на конференции трудового коллектива Марийского государственного университета был заслушан отчет ректора профессора В.И.Макарова о проделанной работе за отчетный период (1998-2003 гг.) и о дальнейших задачах коллектива, а также состоялись выборы ректора на предстоящие пять лет.
В обсуждении доклада приняли участие деканы факультетов, доценты Г.М.Григорьев, Г.А.Ситников, А.М.Ломоносов, директор АТИ доцент Г.С.Юнусов, заведующие кафедрами - профессор А.А.Косов и доцент В.Н.Чайкин, которые положительно оценили работу ректора за отчетный период, и на должность ректора вновь выдвинули кандидатуру В.И.Макарова. Большинством голосов (88 человек "за" и 4 - "против") профессор В.И.Макаров был избран ректором МарГУ на следующий срок.
является одной из важнейших сфер деятельности университета и направлена на расширение спектра образовательных услуг и внедрение современных образовательных технологий.
Марийский государственный университет ведет подготовку по 33 специальностям. (в 1998 г. - по 18). За 5 лет число студентов всех форм обучения увеличилось на 3018 человек. На 1 января 2003 г.
в университете обучаются 8023 студента, в том числе по очной форме обучения - 5308, заочной - 2715 человек. Число студентов, обучающихся с полным возмещением затрат, за пять лет увеличилось на 2012 человек и составляет сегодня 2774 человек (34,5% всех студентов).
Ежегодно расширялся прием студентов на I курс. Если в 1998 г. было принято всего 1350 человек, то в 2002 г. - 1771, что больше на 421 человека. В настоящее время университет участвует в федеральном эксперименте по проведению ЕГЭ и ГИФО. Организация и проведение вступительных экзаменов, зачисление абитуриентов на I курс осуществлялись в соответствии с действующими Правилами приема, инструктивными материалами Министерства образования РФ, решениями приемной комиссии. Необходимо отметить четкую работу членов приемной и предметных комиссий, которые своевременно готовили методические и дидактические материалы к вступительным экзаменам.
Университет предоставляет также дополнительные образовательные услуги: по Президентской программе подготовки управленческих кадров подготовлено 142 человека, по Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций АПК РМЭ - 59; большим спросом пользуется подготовка водителей (619 слушателей за 5 лет); велись программы по подготовке электромонтеров (30 чел.) и подготовке специалистов по проекту "Фермер" (102 чел.); организованы различные учебные курсы в Российско-Американском, Шведском центрах по изучению иностранных языков и информатики.
Всего университетом подготовлено 8023 специалиста высшей квалификации, которые в основном все трудоустроены. Осуществлены первые выпуски по следующим специальностям: Библиотековедение и библиография (2002), Народное художественное творчество (академический хор, оркестр народных инструментов) (2003), Перевод и переводоведение (2003), Экономическая теория (2003), Математические методы и исследование операций (2002), Технология хранения и переработки растениеводческой продукции (1999).
В университете проводится работа по подготовке учащихся к поступлению в вуз: подготовительное отделение за отчетный период окончил 421 слушатель; подготовительные курсы - 5675; Республиканский многопрофильный лицей-интернат, открытый по нашей инициативе, - 185 учащихся; Экономико-правовой лицей - 262; Многопрофильный лицей - 46; Лингвистическую школу - 82.
Организация учебного процесса невозможна без достаточного обеспечения учебниками и учебно-методической литературой.
В целом обеспеченность обязательной учебно-методической литературой составляет 0,5 на студента, что соответствует аттестационным требованиям. На 1 января 2003 г. библиотечный фонд составил 562,6 тыс. томов против 495,5 тыс. в 1998 году.
За отчетный период сотрудниками МарГУ издано 176 учебников и учебно-методических пособий, 170 методических указаний и пособий, 48 из них имеют гриф Министерства образования РФ или УМО, что недостаточно для нашего университета.
В своей работе преподаватели университета используют современные формы и методы обучения с использованием компьютерных технологий. 35 дисциплин оснащено 46 электронными учебниками. На кафедрах разработано 177 авторских программ по дисциплинам. На май 1998 г. в университете было 11 компьютерных классов. Общее количество компьютеров составляло 295, из них 170 были установлены в классах и 125 - на кафедрах и в подразделениях. На сегодняшний день количество компьютерной техники значительно возросло. В 17 компьютерных классах установлено 237 компьютеров. На кафедрах и в подразделениях установлено 310 компьютеров. Общее количество компьютеров в университете составляет 547 единиц.
С мая 1998 г. по май 2003 г. введены в эксплуатацию 6 новых компьютерных классов, а в 9 классах полностью заменены 126 компьютеров на более современные модели. Часть компьютеров была передана на кафедры и в подразделения. Кроме того, ими было приобретено 52 множительных аппарата. В конце 2001 г. были введены в эксплуатацию 2 оптоволоконных канала, соединяющих 3 корпуса (В, Д, Е) университета в единую информационную сеть с доступом в Интернет. Более 300 компьютеров соединены в единую информационную сеть университета. С 212 компьютеров разрешен доступ к электронной почте.
В начале 2003 г. в эксплуатацию был введен 1-й этап информационной сети библиотеки на базе 13 современных компьютеров, 1 сервера и лицензионного программного обеспечения. Имеется доступ к библиотечным ресурсам со всех компьютеров университета, подключенных к единой сети.
Для обеспечения качественного обучения необходим высокообразованный профессорско-преподавательский состав. В 1998 г. в университете работало 390 основных научно-педагогических кадров, из них докторов и профессоров - 31, кандидатов и доцентов - 183. На сегодняшний день в университете работает 536 преподавателей, из которых 424 основных штатных сотрудника. Докторов наук и профессоров - 58, из них основных штатных - 40, кандидатов наук и доцентов - 255, из них основных штатных - 209. Наиболее высокий удельный вес штатных преподавателей с учеными степенями (свыше 70-80%) наблюдается на большинстве кафедр историко-филологического, биолого-химического, экономического факультетов и аграрно-технологического института. Вместе с тем низкими остаются эти показатели на факультетах: культуры и искусств, международных отношений, юридическом.
Каждому преподавателю, сотруднику, необходимо помнить, что наша общая задача - повышение качества преподавания. Важно постоянно добиваться повышения качества проводимых лекционных, семинарских и лабораторных занятий на основе последних достижений науки и практики. Надо ввести в практику систематическое проведение открытых занятий с посещением заведующими кафедрами, руководителями факультетов и института с последующим обсуждением в методических комиссиях, заседаниях кафедр и Ученого совета.
Наряду с повышением качества образования одной из главных задач является воспитательная работа. В связи с этим введены должность помощника ректора, заместителей деканов по воспитательной работе, создан совет по воспитательной работе, возобновлен институт кураторства, на Ученом совете утверждена концепция воспитательной работы в университете.
За истекший период в целом сохранилась позитивная тенденция по всем направлениям научно-исследовательской деятельности. В университете она осуществляется по 14 научным направлениям, которые возглавляют ведущие ученые. В рамках их деятельности разрабатываются актуальные проблемы, функционируют диссертационные советы, проводятся научные конференции, защищаются диссертации, издаются монографии, учебники, учебные пособия, статьи и другие публикации. Координация всей научной работы и ее реализация в значительной мере принадлежит научно-техническому совету и научно-исследовательскому сектору.
Важное место занимают подготовка и защита диссертаций. За 1998-2002 гг. аспирантами, соискателями и докторантами университета защищено 123 диссертации, в том числе - 9 докторских и 114 кандидатских. Эти показатели значительно превосходят предшествующее пятилетие.
На сегодняшний день функционируют аспирантура по 38 специальностям и докторантура - по 8 . Успешно работает единственный в России диссертационный совет по защите докторских диссертаций по финно-угорским и самодийским языкам, возглавляемый профессором И.С. Галкиным. Имеется совет по защите кандидатских диссертаций по сельскохозяйственным специальностям. Всего за эти годы в этих советах защищены 42 диссертации.
Из года в год нарастает общий объем научной и учебно-методической литературы. Среди авторов изданных монографий, учебников и учебных пособий следует отметить вклад профессоров И.С. Галкина, С.В. Старикова, Т.А.Золотовой, А.А. Косова, А.ВМаслихина, Н.В. Абрамова, доцентов Х.Ф. Балдаева, А.А. Смирнова, Г.Н. Тимофеева и других.
Лауреатами Государственной премии РМЭ в области науки стали профессора А.Г.Иванов и Г.Н.Айплатов, Поволжской ассоциации государственных классических университетов - Н.В.Абрамов, С.В.Стариков, Т.А.Золотова и И.С.Галкин.
По итогам научной деятельности за издание монографий, учебников и учебных пособий авторы поощрялись денежными вознаграждениями. Руководство университета ежегодно оказывало финансовую поддержку в издании печатной научной и учебной продукции преподавателей, в защите кандидатских и докторских диссертаций.
К 30-летию университета были изданы две книги - по истории университета и об ученых университета.
В течение пяти лет продолжалось издание университетского научного ежегодника "Марийский археографический вестник". Возобновлен выпуск газеты "Марийский университет".
На базе университета ежегодно проводились по 5-8 научных конференций различного уровня (университетские, республиканские, региональные, всероссийские и международные). Ученые университета принимали активное участие в организации и проведении научных конференций в других вузах.
Заметной активностью отличается СНО университета (руководитель - проф. Т.А.Золотова). Ежегодно организованно проводились научные конференции студентов университета, которые приобрели межвузовский региональный характер. Часть студентов принимала участие в международных, российских и региональных конференциях, олимпиадах и конкурсах. В этом отношении особенно отличается СНО юридического, биолого-химического, историко-филологического и других факультетов. Так, в 2002 г., студент v курса историко-филологического факультета В.Маркин стал победителем Всероссийской олимпиады по специальности "История". Домрачев И., студент IV курса ФМО, занял III место во Всероссийской олимпиаде по английскому языку. Особо следует отметить успех юридического факультета. В этом году команда юридического факультета заняла II место на прошедшем в Вашингтоне конкурсе по международному праву имени Филипа С. Джессопа. Это лучший результат, которого когда-либо добивались студенческие команды из Европы за почти полувековую историю этого престижного конкурса.
Следует подчеркнуть, что по всем 14 научным направлениям ведутся финансируемые научные работы. Объем финансируемых тем в 2002 г. составил 4026,5 тыс. против 2769,1 тыс. руб. в 1998 году:
Значительная сумма от общего объема финансируемой науки приходится на юридический, историко-филологический и биолого-химический факультеты.
Ближайшей задачей на будущее является сохранение позитивной динамики по всем направлениям научно-исследовательской деятельности, что особенно важно в связи с предстоящей аттестацией университета в декабре 2004 года. Необходимо создать соответствующие условия для нормальной работы всех научных направлений и школ. Добиться того, чтобы в течение года защитилось не менее 5-6 докторов наук. В полной мере реализовать научный потенциал по подготовке кандидатов наук. Необходимо продолжить практику денежного поощрения авторов монографий, учебников и учебных пособий, особенно отличившихся в научной работе преподавателей, сотрудников, докторантов, аспирантов и студентов.
МарГУ имеет официальные договоры о сотрудничестве и академических обменах с 12 зарубежными вузами и научные контакты еще
с более чем 20 вузами США, Великобритании, Швеции, Финляндии, Венгрии и других стран. Наиболее активные зарубежные партнеры: университеты Турку (Финляндия), Тарту (Эстония), Боулинг Грин (Огайо, США), Манчестер Метрополитен (Великобритания), Йенчепинг (Швеция). В апреле этого года заключен договор о сотрудничестве и академических обменах между Сомбатхейским педагогическим институтом им. Бержени Венгерской Республики и Марийским государственным университетом.
С 1996 г. университет - получатель ряда крупных грантов на развитие учебных программ и академической мобильности. Наиболее масштабным является участие в совместных европейских проектах по программе Европейского Союза ТЕМПУС ТАСИС (содействие демократическим преобразованиям через реформирование высшей школы). За отчетный период совместно с университетами Турку (Финляндия) и Манчестер Метрополитен (Великобритания) реализован проект по развитию юридического факультета. С 2000 г. ведутся работы и организуются академические обмены по двум другим совместным европейским проектам ТЕМПУС ТАСИС: "Межфакультетское экологическое образование" (совместно с университетом Йенчепинг, Швеция; Академией Або в Турку, Финляндия), и "Университеты как центры развития региона: стратегическое использование университетов для подготовки персонала средних и малых предприятий" (вместе с университетом Йенчепинг, Швеция; Миланским университетом, Италия).
Марийский государственный университет и его факультеты также являлись получателями грантов Института Открытое Общество (Фонд Сороса), Фонда Евразия, Германской службы академических обменов (ДААД), финского Центра международной мобильности (CIMO) и др.
Университет ведет активные академические обмены: всего за отчетный период в зарубежные командировки выезжали 174 студента и аспиранта и 135 преподавателей и сотрудников для участия в различных международных научных мероприятиях, прохождения долгосрочного обучения и стажировок.
За отчетный период международным отделом проведено 5 международных конференций, финансировавшихся за счет средств Европейского Союза и американских фондов.
В рамках реализации программ международного сотрудничества университет оказывает большую помощь сельским школам республики в информатизации учебного процесса. При поддержке фондов Айрекс, Гармония и Евразия создано 6 центров открытого доступа в Интернет.
В целом, признавая положительную работу по международным связям, следует отметить, что недостаточно проводится работа по привлечению иностранных студентов для обучения в университете. Университет мало участвует в совместных научных проектах с зарубежными партнерами. Приоритетным направлением дальнейшей работы международного отдела должно быть проведение в университете в 2005 г. X Международного конгресса финно-угроведов.
В развитии Марийского государственного университета значительная роль отводится службам административно-хозяйственной части. За последние годы проводимые ими организационные и технические мероприятия позволили организовать бесперебойный учебный процесс.
Ежегодно, особенно в период летних каникул, проводился выборочный текущий и капитальный ремонт помещений во всех учебных корпусах и в студенческих общежитиях.
Сегодня МарГУ имеет 59118 м2 площадей. Недостающая площадь (3115 м2) арендуется в ОПЦ, обществе "Знание", строительном техникуме и других учреждениях.
За отчетный период реконструированы и сданы в эксплуатацию учебно-лабораторные помещения почти во всех учебных корпусах. На агробиостанции в 1999 г. оборудован учебный класс для студентов БХФ и АТИ, в 2001 г. реконструирована старая теплица, отремонтированы парники.
В СОЛ "Олимпиец" за отчетный период 8 старых домиков летнего типа заменены на новые, дополнительно построено 7 домиков. Сегодня на базе отдыха университета имеется 49 домиков вместо 42 в 1998 г.; количество койко-мест увеличилось соответственно со 140 до 208.
Укрепляется материально-техническая база учебно-производственных мастерских. Значительные изменения в сторону обновления произошли в автогараже. За отчетный период большой объем работы выполнен техническими службами и эксплуатационно-техническим отделом. Это - ревизия и ремонт с частичной заменой водопроводных, канализационных, тепловых и электрических сетей и приборов к ним.
Финансирование расходов осуществлялось в основном за счет трех источников: федерального, республиканского бюджетов и внебюджетной деятельности. До 2000 г. федеральный бюджет финансировал расходы только по заработной плате и стипендиям, и то не в полной мере. С 2000 г. началось финансирование по статьям "Приобретение оборудования" и "Капитальный ремонт зданий, сооружений", а с 2001 г. - "Капитальный ремонт общежитий".
Внебюджетные средства в начале отчетного периода в основном приходилось расходовать на поддержание материальной базы университета и часть - на заработную плату.
В отчетном периоде администрацией совместно с профсоюзным комитетом определенное внимание уделялось социальной защите сотрудников. Оказывалась материальная помощь в связи с дорогостоящим лечением, в случаях стихийных бедствий, смерти родственников и т.д.
Выдавались ссуды для улучшения жилищных условий. На указанные цели ежегодно направляется 600-900 тыс. рублей внебюджетных средств согласно смете расходов.
Для улучшения состояния здоровья сотрудников приобретались путевки в санатории за счет средств социального страхования: 1998 г. - 15 путевок, 1999 г. - 9 , 2000 г. - 14, 2001 г. - 25, 2002 г. - 28.
На культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия студентов расходы увеличились до 1280,0 тыс. руб.
За отчетный период университет работал в соответствии с Программой развития МарГУ и достиг определенных результатов. Университет в 1999 г. прошел аттестацию и аккредитацию, в сентябре 2000 г. был принят в Евразийскую ассоциацию классических университетов, в мае 2001 г. - в Поволжскую ассоциацию государственных университетов (ПАГУ). В ноябре 2002 г. отметили 30-летие университета. В прошлом году принят конференцией трудового коллектива и утвержден Министерством образования РФ Устав Марийского государственного университета в новой редакции, согласно которому полное наименование университета "Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Марийский государственный университет".