Марийский государственный университет образован 25 ноября 1972 г. на основании документов вышестоящих органов власти (Постановления Совета Министров СССР, Постановления Совета Министров РСФСР, приказа Министерства высшего и среднего специального образования СССР, приказа Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР), опубликованных еще весной 1971 года. Он прошел непростой путь от молодого университета с 4 факультетами и 14 кафедрами к многопрофильному вузу, имеющему в своем составе 3 института, 8 факультетов, 50 кафедр, осуществляющему довузовскую, вузовскую и послевузовскую подготовку, имеющему специализированные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций, необходимую материально- техническую базу и высококвалифицированный профессорско- преподавательский состав для подготовки специалистов различного уровня и профиля.
В настоящее время на 8 факультетах и в Аграрно-технологическом институте университета по 34 специальностям обучаются свыше 8 тыс. студентов, в том числе около 5,7 тыс. по очной форме обучения, 2,8 тыс. - по заочной. В 2003 году осуществлен первый выпуск по специальностям "Экономическая теория", "Народное художественное творчество" (специализации "Академический хор" и "Народные инструменты"), "Перевод и переводоведение". Открыты новые специальности: "Менеджмент" (квалификация - бакалавр менеджмента); "Антикризисное управление" (квалификация - экономист-менеджер. Лучшим студентам, отличившимся в учебе и общественной деятельности, ежегодно назначаются именные стипендии. По итогам сессий 2003 года именными стипендиатами стали:
Правительства РФ:
|
Президента РМЭ:
|
мэра г.Йошкар-Олы:
|
Ежегодно студенты Марийского государственного университета участвуют на состязаниях различного уровня. В 2003 году команда юридического факультета МарГУ второй год подряд стала национальным чемпионом состоявшегося в г. Москве отборочного этапа Конкурсе по международному праву имени Филипа С. Джессопа и заняла второе место на международном этапе этого конкурса, проходившем в Вашингтоне. Следует отметить, что это самый высокий результат, который когда-либо занимали студенческие команды из Европы за всю сорокапятилетнюю историю существования конкурса. Команда юридического факультета МарГУ была представлена Алибековой Антонидой, Булатовым Павлом, Коноваловым Алексеем, Лаптевой Ксенией, Романовой Юлией. Тренер команды - преподаватель факультета - Сандаков Дмитрий Аркадьевич.
Студент факультета международных отношений Геннадий Савичев занял второе место на Всероссийской студенческой олимпиаде по связям с общественностью (г. Казань, 2003), Ахметдинова Инна - третье место на Всероссийской олимпиаде по финн-угорской филологии (г. Саранск, 2003).
Впервые в МарГУ состоялась интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?". В организации и проведении активное участие принимали помощники ректора по воспитательной работе В.В.Тоймурзин и Т.И.Грозова, доцент кафедры зоологии В.В.Забиякин. В ноябре команда КВН МарГУ "Ракеты" выиграла музыкальный фестиваль лиги "Союз", проходивший в г. Йошкар-Оле.
На 50 кафедрах работают около 600 преподавателей, в том числе - более 60 докторов наук, профессоров и 250 кандидатов наук, доцентов.
Для повышения уровня профессорско-преподавательского состава открыты аспирантура по 38 специальностям и докторантура по 7 специальностям, функционируют два специализированных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций. В 2003 г. защитили докторские диссертации: докторант МарГУ, доцент Е.А.Цыпанов (каф. финно-угорских языков), доценты кафедр - Т.Н.Михеева (каф. публичного права России и зарубежных стран), Г.Е.Шкалина (каф. культуры и искусств), В.В.Сотников (каф. электроснабжения); кандидатские диссертации - 20 аспирантов и 4 соискателя МарГУ.
По 14 направлениям осуществляется научно-исследовательская деятельность, имеются научно-исследовательский сектор, две проблемные лаборатории, Центр археолого-этнографических исследований, Институт финно-угроведения, Марийский экологический центр образования и воспитания (МЭЦ), Центр экономических исследований.
В университете подготовлено к печати и опубликовано: 13 монографий, 3 учебника, 2 словаря, 32 учебных пособия, из них 15 имеют гриф УМО и Минобразования РФ, 17 сборников по материалам конференций. В 2003 году Книги "Русская палеография", "Монастырская колонизация марийского Поволжья" Г.Н.Айплатова и А.Г.Иванова, "Первая советская весна в деревне. Крестьянство Марийского края и земельный вопрос в 1918 году" А.А.Иванова, подготовленные к печати в РИО МарГУ, участвовали в Международной выставке во Франкфурте-на-Майне.
К научно-исследовательской работе приобщаются также студенты. Они пишут курсовые и дипломные работы выступают с докладами на университетских и межвузовских научных семинарах, конференциях. По итогам 2003 года, научно-исследовательской работой были охвачены 340 студентов, в том числе на биолого-химическом факультете - 100, Аграрно-технологическом институте - 90, историко-филологическом факультете - 86. Всего студентами прочитано 283 доклада: 18 - на международных, 29 - на всероссийских, 236 - на региональных конференциях.
Одним из приоритетных направлений деятельности Марийского государственного университета является международное сотрудничество, осуществляемое под руководством международного отдела, Российско-Американского и Российско-Шведского центров. Университет имеет двусторонние договоры о сотрудничестве и учебно- научные контакты с высшими учебными заведениями США, Великобритании, Швеции, Финляндии, Венгрии, Эстонии, Китайской Народной Республики. Большой вклад в укрепление научного сотрудничества с учеными финно-угорского мира вносит Институт финно-угроведения, являющийся также структурным подразделением университета.
В университете создана сеть довузовского обучения: подготовительное отделение, подготовительные курсы, экономико- правовой лицей, многопрофильный лицей в п. Руэм, центр профильного химического обучения. Налажена система дополнительного образования и переподготовки кадров. В 2003 году по инициативе Правительства Республики Марий Эл на базе Марийского государственного университета, открыт Марийский региональный центр Интернет-образования, ранее существующий Центр дистанционного образования преобразован в Институт открытого образования.
Для качественной подготовки специалистов университет располагает шестью учебно-лабораторными корпусами с оборудованными кабинетами и лабораториями; научной библиотекой с книжным фондом 700 тыс. экземпляров, с тремя абонементами и четырьмя специализированными читальными залами; 17 компьютерными классами, обслуживаемыми информационно-вычислительным центром, археологическим, зоологическим и историческим музеями. Имеются также агробиостанция, опытное поле.
Иногородние студенты университета, нуждающиеся в жилье, проживают в трех студенческих общежитиях. К услугам студентов две столовые, четыре буфета, спортивно-оздоровительный лагерь "Олимпиец" на озере Яльчик, где ежегодно отдыхают около 500 преподавателей, сотрудников и студентов университета.
2004 год для Марийского государственного университета - год комплексной оценки деятельности. В рамках подготовки к ней разработан соответствующий план мероприятий, утверждены общеуниверситетская рабочая группа по проведению внутренней экспертизы, а также организованы рабочие группы по проведению экспертизы по каждой специальности.
Завершается подготовка рабочих планов по всем специальностям и формам подготовки для представления на экспертизу в г. Шахты, развернута работа по обеспечению учебно-методическими комплексами по всем специальностям, реализуемым в университете, разрабатываются аттестационные педагогические измерительные материалы для проведения тестовых измерений, совершенствуется внутривузовская нормативная документация в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществляется переход на новую номенклатуру дел, организуются тестовые измерения остаточных знаний по всем специальностям, представляемым к аттестации, закупается оборудование, создаются специализированные аудитории и лаборатории, предусмотренные государственным образовательным стандартом.
В ближайшее время следует направить все усилия на составление ежегодного модуля сбора информации для представления в Центральный банк данных, составление отчета о самообследовании.
В плане подготовки к комплексной оценке деятельности университета делается много. Вопросы подготовки регулярно обсуждаются на заседаниях Ученого совета, ректората, учебно- методического совета, советов факультетов. Однако перед руководством и всеми подразделениями университета предстоят еще множество проблем и задач по подготовке к этому мероприятию. Остается надеяться, что совместными усилиями Марийский государственный университет получит положительную оценку Государственной аттестационной комиссии.
Ректор МарГУ В.И.МАКАРОВ