Mарийский Государственный Университет * Газета Марийский Университет

В начало Предыдущая статья Содержание Следующая статья В конец

Женщины - с Венеры, мужчины - с Марса

Такие разные, на первый взгляд, имеют ли эти два "племени" такие уж большие различия? В зависимости от пола мы судим о людях, заочно приписывая им определенные образы, качества. Традиционно и за мужчинами, и за женщинами закреплен стандартный набор стереотипных определений, выделяющих и идентифицирующих их по половому признаку.

Современная социологическая наука различает понятия "пол" и "гендер". Понятие "пол" использовалось для обозначения анатомо-физиологических особенностей человека, присущих мужчине либо женщине. Помимо биологических различий, между людьми существуют различия в мышлении, поведении, эмоциональных характеристиках. Таким образом возникло понятие "гендер". Оно означает совокупность социальных и культурных норм (предписываемых обществом), которым должны следовать люди в зависимости от биологического пола.

Сегодня гендерные исследования получают все более широкое распространение. В Научной библиотеке МарГУ на абонементе художественной литературы проведено пилотное гендерное исследование читательских интересов студентов 3-5 курсов. Главной целью исследования являлось изучение влияния пола (гендера) на интересы читателей в художественной литературе. В результате проведенных анкетирования и интервьюирования студентов-старшекурсников выяснилось, что и юноши, и девушки читают художественную литературу охотно, но мотивы их чтения отличаются: для юношей - чтение в первую очередь - получение информации, во вторую - способ совершенствования личности. У девушек все наоборот.

На вопрос "Что вам дает чтение художественной литературы?" и девушки, и юноши отвечали: "Чтение - это способ отвлечься от повседневной реальности, отдых для души, духовная пища".

Другое дело, что духовную пищу девушки и юноши предпочитают разную. Представим вашему вниманию наиболее любопытные результаты анкетирования по данному вопросу.

Большинство абонентов сектора художественной литературы (юношей и девушек) до 3 курса читают в основном литературу в рамках учебной программы. Девушки в силу природной прилежности читают литературу по программе интенсивнее юношей (по результатам анализа читательских формуляров). С переходом на 4-5 курсы и юноши, и девушки начинают все более активно интересоваться художественной литературой на свой вкус. В этом отношении их предпочтения схожи.

Анкетирование выявило тревожную тенденцию: юноши-старшекурсники практически не читают классику. У девушек ситуация немного лучше: на 3-4 курсах около 25% опрошенных читают русскую и зарубежную классику, но к пятому курсу интерес к ней вновь падает (9%).

Различия в жанровых предпочтениях девушек и юношей на первый взгляд еще более глубоки. Юноши интересуются фантастикой (83% опрошенных), историческим романом (40%), приключениями (28%), детективами (14%).

Судя по ответам на вопросы анкеты, первое место в рейтинге жанровых предпочтений у девушек занимает исторический роман (49%), совсем немного отстал любовный роман (47%), далее следует детектив (37%), фантастика (35%), приключения (33%).

Следует учесть, что при анализе анкет студенток 3-5 курсов отдельно выявился интересный факт: к 5 курсу увлечение девушек любовными романами снижается более чем в 2 раза по сравнению с 3 курсом, и на первое место выходит фантастика (60%), затем исторический роман (53%), детектив (47%). То есть к пятому курсу различий в читательских предпочтениях девушек и юношей становится меньше. Девушки все более увлекаются фантастикой, а любовный роман вытесняет детектив.

Только 10% юношей-студентов читают поэзию, девушки гораздо более склонны к поэтическому слову - 60% студенток-старшекурсниц регулярно обращаются к изящной словесности.

Вот несколько ярких фактов по результатам гендерного исследования читательских интересов наших студентов. Все эти наблюдения, в принципе, не удивительны, поскольку, как показывают социологические и психологические исследования, - восприятие мужчинами и женщинами слова - принципиально нетождественно.

Следовательно, необходимо осуществлять обслуживание в библиотеке с учетом гендерных особенностей читателей, дабы студент или студентка вышли из стен вуза всесторонне развитыми, высоконравственными, позитивными. Чтобы достичь этого, библиотеке вуза необходимо помогать в выборе литературы студенту и студентке, нивелировать устоявшиеся гендерные стереотипы ("поэзия - жанр не для мужчин" или "женщины читают только любовные романы".

Библиотекарь будет рекомендовать художественную литературу с учетом гендерного фактора в психологии читателей, ненавязчиво корректировать читательский вкус, опираясь и на знание социально- психологических особенностей девушек и юношей.

Т.ИВАНОВА,
студентка группы БИ-51 ФКИ