Глобальные изменения, начавшиеся в обществе в последнее десятилетие, в основном, связаны с новым этапом технологической революции – информационно-компьютерным. Начавшись в сфере производства и управления, т.е. в сфере “внешней деятельности”, компьютерная информатизация дошла до сферы образования.
Физико-математический факультет одним из первых среди структурных подразделений Марийского государственного университета в эти годы столкнулся с проблемой информатизации образования. Решая эту проблему, в 1995 году советом физико-математического факультета было принято решение о постановке вопроса перед руководством университета о создании кафедры квантовой статистики, основной миссией которой было бы активное внедрение компьютерных информационных технологий в учебный процесс и развитие новых образовательных технологий. Вновь созданная кафедра с сентября 1995 года активно начала освоение информационного пространства – были разработаны и внедрены в учебный процесс новые специальные курсы по компьютерному моделированию физических процессов: метод конечных разностей, компьютерное моделирование I и II, численные методы в физике твердого тела, аналитическое и компьютерное моделирование в статистической физике, новые информационные технологии, прикладное математическое программирование, компьютерные науки, информатика для физиков, программирование, вычислительная физика.
Параллельно разработке новых спецкурсов велась работа по общим проблемам информатизации образования. Результатом этой работы стало открытие при кафедре квантовой статистики в декабре 1997 года Центра дистанционного образования (ЦДО), который в течение четырех лет провел огромную работу в РМЭ по развитию первого этапа информатизации образования – “открытого дистанционного обучения”, опробованного в некоторых вузах страны и доказавшего право на существование.
Открытое дистанционное образование предоставляет человеку возможность полного удовлетворения его образовательных потребностей независимо от местонахождения, позволяет преодолеть чувства отчуждения и изолированности человека в мире, способствует восприятию человеком мира во всей его целостности и полноте. Особенно актуально это для жителей села. Компьютерные технологии, проникая в сферу образования в городе и на селе, позволяют использовать уникальные средства и методы для улучшения процесса обучения, организации новых форм передачи и контроля знаний, умений и навыков.
Эффективность образования с использованием компьютерных технологий зависит от того, насколько налажено взаимодействие преподавателя и обучаемого (хотя физически они разделены расстоянием), как используются при этом педагогические технологии, в какой мере разработаны методические материалы и обеспечены способы их доставки, насколько эффективна обратная связь. Очевидно, что педагогическая, содержательная характеристика образования с использованием компьютерных технологий является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предлагается строить современный курс подготовки специалистов для Республики Марий Эл. А в этом направлении сделано многое.
При ЦДО начат этап Президентской программы профессиональной переподготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. Ежегодно с 1999 года по 40 специалистов из реальной экономики страны по направлению Министерства экономического развития и торговли РФ обучаются в ЦДО по успешно прошедшим общественную аккредитацию и получившим сертификаты, подписанным вице-премьером Правительства России В.Б.Христенко программам.
С сентября 2001 года 35 управленцев высшего звена предприятий агробизнеса Республики Марий Эл приступили к занятиям в ЦДО по программе “Управление АПК”, включающей как дисциплины экономического, так и технологического профилей. Всего же по различным программам в ЦДО и представительствах Марийского государственного университета в городах Волжск, Звенигово и п. Яранск Кировской области обучаются свыше 900 студентов. В основном – это работающие в реальной экономике специалисты и управленцы в возрасте от 30 до 50 лет.
Опыт ЦДО показал, что применение компьютерных средств в системе образования дает неограниченные возможности для получения информации не только от преподавателя, но и с помощью интерактивных обучающих программ, которые помогают освоить ту или иную дисциплину, позволяют в любое время обратиться к тому или иному учебно-познавательному источнику, дают возможность постоянно вести самоконтроль, что повышает мотивацию и творческий уровень учебной работы. Все это дает возможность оптимизировать учебный процесс, делая упор на активизацию самостоятельной работы.
Кроме того, компьютерные средства позволяют внедрить инновационные методы обучения, имеющие характер коллективных исследований и рассчитанные на поиск и принятие решений в результате самостоятельной творческой деятельности. Самостоятельное приобретение знаний не должно быть пассивным, необходимо с самого начала вовлекать обучаемого в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, а предусматривающую их применение для решения разнообразных реальных проблем. Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) работы обучаемых предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике этой формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого, и одновременно способствует формированию социально значимых качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в условиях сотрудничества (для активизации познавательной деятельности каждого обучающегося в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.
Использование гипертекстовых структур учебного материала позволяет создать открытую систему интенсивного обучения, когда обучаемому предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения, т.е. система адаптируется под его индивидуальные возможности. Обучение становится гибким, не связанным жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями, что особенно важно для взрослых и работающих студентов. Меняется роль преподавателя, на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимной поддержки, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении. Таким образом, формы обучения с применением компьютерных средств отличаются от традиционных как по организации учебного процесса, так и по методам обучения.
Персонал ЦДО при обучении студентов предложил достаточно дешевый способ реализации идей открытого образования, способный, на наш взгляд, эффективно влиять на развитие образования в республике. Основу образовательно-информационной сети составляет система распределенных в представительствах Марийского государственного университета (районных центрах Республики Марий Эл) зеркальных обучающих серверов, соединенных посредством модемной связи, информационных сетей Марнет и Интернет с основным сервером ЦДО Марийского государственного университета. Система дистанционного обучения и тестирования работает с использованием технологии клиент-сервер на базе протокола HTTP (Hypertext Transfer Protocol). В разработанной нами системе для выполнения тестирования или работы с учебно-методическими материалами по учебным курсам на компьютере клиента может быть использован любой браузер (такой как Microsoft Internet Explorer или Netscape Navigator).
Программно-техническое обеспечение дистанционного обучения и тестового контроля знаний включает в себя следующие элементы:
1. Сервер (Unix), подключенный к сетям Internet и MarNet, на котором установлено программное обеспечение Web-сервера (Apache), FTP-сервера, почтового сервера и разработанное программное обеспечение системы дистанционного тестирования, которая включает в себя ряд программных модулей, написанных на языках программирования C++, Perl, PHP. Разработанное программное обеспечение выполняет аутентификацию пользователей, генерацию тестовых заданий в соответствии с типом тестов, обработку ответов и управление базами данных тестирования. Сервер через модемный пул и сети Internet, MarNet связан с зеркальными серверами региональных центров в городах Волжск и Звенигово и в ряде районных центров республики.
2. SQL сервер баз данных, на котором размещена база тестов по изучаемым курсам.
3. Компьютерный класс дистанционного обучения и тестового контроля знаний МарГУ, подключенный к сети Internet и MarNet.
4. Компьютеры и зеркальные серверы на базе операционных систем Windows и Unix для дистанционного обучения и тестового контроля знаний в региональных центрах: в городах Волжск и Звенигово Республики Марий Эл и поселке Яранск Кировской области. Система открытого образования, создаваемая на физико-математическом факультете, способна предоставить населению разнообразные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно и обеспечить возможность получения современного профессионального знания. При этом каждый обучаемый имеет возможность выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, где бы территориально он не находился.
А.А.Косов, профессор,
зав. кафедрой квантовой статистики,
руководитель ЦДО, и.о. зав. кафедрой
Открытого образования