Mарийский Государственный Университет * Газета Марийский Университет

В начало Предыдущая статья Содержание

"Мы те же могильщики, только наоборот"

Каждая археологическая экспедиция бывает интересна по-своему. Не стала исключением и та, которая раскинула свои палатки в июне 2001 г. близ п. Красный Яр Астраханской области. Она проводилась Поволжской археологической экспедицией, зам. руководителя которой является преподаватель историко-филологического факультета, кандидат исторических наук доцент Ю.А.Зеленеев. Он предложил 13 студентам ИФФ МарГУ участвовать в этой экспедиции. Для большинства из нас это была не первая поездка на раскопки. Правда, для того, чтобы участвовать в экспедиции, пришлось испытать все “прелести” досрочной сдачи сессии. Однако все, в конечном итоге, было улажено, учебный год остался позади и впереди лежала долгая дорога в Астрахань.

Тот археологический памятник, на котором проходили раскопки, представлял собой обширный некрополь, в котором были погребены представители самых разных исторических периодов. В 2001 г. работы близ Красного Яра велись с апреля, и мы успели к последнему этапу раскопок. В начале июля раскоп должен был быть закрыт, по его территории должна была пройти автострада Астрахань-Алма-Ата. И по всем костякам, которые не были вынуты, могли пройти скрепера и бульдозеры. Поэтому наши работы можно было охарактеризовать как спасательные. В 2001 г. близ Красного Яра было обработано около 300 погребений. Большая часть их принадлежала к золотоордынскому периоду и представляла собой типичные мусульманские погребения, в которых не содержалось никаких вещей и украшений. Это противоречит погребальным обрядам ислама. Погребения мусульман Золотой Орды сверху закладывались сырцовыми кирпичами, которые клали плашмя или ставили на ребро. На фотоснимке изображен сырцовый заклад погребения, называемый археологами "елка", когда из кирпичей вокруг покойника строится своеобразный саркофаг с выдающейся верхней частью. Самое непростое - это отличить сырцовый кирпич от грунта, чтобы ненароком не разрушить погребение. Сначала были случаи, когда о том, что наткнулся на погребение, узнавали лишь тогда, когда из-под лопаты показывались обломки костей. Но к концу нашей экспедиции большинство новоявленных археологов все-таки научились отличать одно от другого.

На снимке: П.Данилов и В.Веткин у заклада мусульманского захоронения

Наверное, археология - одно из последних убежищ романтиков в наше непростое время. Как бы ни было трудно на раскопках, но все равно жизнь в палатках, вечера у костра, песни и многое другое давали ощущение того, что этот месяц запомнится своей насыщенной жизнью. Много дало и знакомство с местными археологами, среди которых встречались по-настоящему интересные люди. Там сложился и свой особый археологический фольклор. Например, был такой афоризм об археологах: "Мы те же могильщики, но только наоборот". А на необходимость вставать в пять утра народ откликнулся фразой: "Утро добрым не бывает!"

Когда мы ехали в экспедицию, пугали нас страшной астраханской жарой. Однако в первые дни мы все же больше страдали от холода. Нам удалось испытать на себе и сильные степные ветра, которые сносили палатки, и страшное нашествие мошкары, которая проникала повсюду. Однако это не испортило впечатлений от экспедиции. Мы познакомились с новыми интересными людьми, побывали там, где вряд ли могли бы побывать, не будь этой экспедиции. И самое главное, историк, работавший на раскопках, начинает осознавать, что история – это не только долгие страницы монографий и учебников, но и то, что можно подержать в руках, будь то череп из погребения или золотоордынская монетка, кусочек сырцового кирпича или маленькая бусинка. В археологии мы предстаем перед живой историей, историей, в которой жили обычные люди, оставившие след на этой земле, пусть небольшой, но заметный для археологов, к которым теперь имеем честь принадлежать и мы.

П.Данилов, студент ИФФ