Mарийский Государственный Университет * Газета Марийский Университет

В начало Предыдущая статья Содержание Следующая статья В конец

Полевые практики биологов и зоологов

Исследование фауны вчера и сегодня

Каждый факультет Марийского государственного университета известен какой-то своей изюминкой, тем, что выпускники будут вспоминать о своем факультете с особым удовольствием. У кого-то это археологические раскопки, у кого-то собирание фольклора, работы на животноводческих комплексах. Наш биолого-химический факультет известен своими полевыми практиками по ботанике и зоологии, проводимыми как на дневном, так и на заочном отделениях. Целью учебно-полевых практик является ознакомление с окружающим нас растительным и животным миром. Это наиболее интересный и незабываемый для многих биологов период.

Так, в пединститутский период полевые практики проводились у озер Таир и Марьер, несмотря на то, что дороги туда были очень плохие. Во время этих практик студенты ходили на тетеревиные тока, для чего вставать приходилось не позже трех часов утра. На практиках же ловили лещей весом по 7-8 кг. В настоящее время таких лещей рыбаки не видят даже в фантастических снах.

А какие практики были на Волге на острове Зелененьком, в устье р. Арда или на Соколиной горе?! На студенческую уху приезжали даже преподаватели, совсем далекие от зоологии: Ф.А.Тагиров, А.В.Кувшинов, В.В.Кротков, ректора А.А.Кожевников, М.И.Романов. Для проведения полевых практик в 1960-1980 гг. Средневолжская инспекция рыбоохраны давала разрешение на отлов рыбы для научных и лабораторных исследований. Студенты проводили определение видового разнообразия выловленной рыбы, изучение размерной и возрастной структуры. Проводили вскрытие рыб для изучения анатомии. Остальную отловленную рыбу использовали в пищу, а также сдавали в Козьмодемьянский рыбоприемный пункт. В некоторые годы сдавали по 150-200 кг, а в один из сезонов сдали более 400 кг. Сегодняшним студентам очень трудно представить, как бригада за одну тоню бреднем иногда вытаскивала по 20-30 кг рыбы. Один раз вместе с другой различной рыбой вытащили 4 чехони весом до 1,2 кг каждая, а в другой раз - 6 судаков весом по 4-5 кг. При этом были такие пляски и крики, что позавидовало бы любое племя дикарей. Надолго запомнится студентам, как они из устья р. Арды на пассажирском катере переправились через Волгу, потом двое суток изучали фауну правобережной поймы ниже г. Козьмодемьянска (сейчас эта территория затоплена Чебоксарским водохранилищем), затем поднимались на Сторожевую гору около с. Малый Сундырь, оттуда шли к пристани для мелких судов - Ватажке - и к вечеру следующего дня на катере приплыли к своему лагерю.

В 1974 г. Х.Ф.Балдаев с группой студентов проводил практику в походном порядке. Вначале поехали в с. Помары, три дня изучали окрестности села, Железное и Березовое болота, где обнаружили колонию озерных чаек в 1,5 тысячи пар, а также видели много других птиц. Там же впервые узнали, что суслики живут не только в южных и юго-восточных степных регионах, но и у нас в республике. Далее эта группа поехала к устью р. Илеть, где провела еще трое суток; от устья Илети пешком добрались до п. Звенигово, а оттуда на катере до Ватажки, где знакомились с фауной нагорных дубрав прибрежья Волги. В прохладные ночи спали в теплой землянке на постелях из душистого сена.

Интересно проходили и наши Шушерские практики, когда студенты в зависимости от погоды и других обстоятельств жили или в п. Шушеры на биостанции, или на берегу о. Шушъер в палатках.

В разные годы во время полевых практик отмечали до 160 видов птиц из 240, обитающих в нашем крае, и до 23 видов рыб из 42, характерных для нашей республики.

Конечно, под влиянием хозяйственной деятельности человека меняется окружающая нас природа. В настоящее время отлов рыбы даже для лабораторных и научных целей запрещен. С учреждением заповедника "Большая Кокшага" проведение студенческих практик здесь ограничивается. Нельзя студентам посещать и красивое о. Шушъер.

В настоящее время полевая практика по зоологии беспозвоночных проводится под руководством В.А.Матвеева, В.И.Дробота, П.В.Бедовой, И.Г.Воробьевой в основном в окрестностях биостанции в п. Шушеры и на урбанизированной территории в районе о. Яльчик, чему студенты очень рады, так как собрать коллекцию из 100 видов в естественных условиях легче, чем в городе. После прохождения полевой практики по беспозвоночным животным студенты становятся более наблюдательными, начинают замечать многообразие окружающих их насекомых и обитателей водоемов.

Студенты II курса, как правило, еще зимой начинают интересоваться, когда и как у них будет организована практика по зоологии позвоночных животных, и с нетерпением ждут конца апреля, когда можно окунуться в загадочный мир пробуждающейся природы вдали от города - на биостанции в п. Шушеры, что находится в глубинке Медведевского района. Ребята выезжают туда вместе с опытными преподавателями Х.Ф.Балдаевым, Р.И.Гавриловым, В.А.Корнеевым. А группа студентов под руководством В.А.Забиякина и В.И.Дробота зоологические практики проводят на р. Рутке в Кумьинском заказнике недалеко от д. Кумья и мужского монастыря Килемарского района.

Если по каким-то причинам студенты не выезжают на природу на весь период практики, то предпринимаются суточные выезды, например, в Нолькинский рыбхоз и на помарские Железное и Березовое болота. 25 мая 2001 г., приехав на Железное и Березовое болота, студенты заочного отделения и их руководитель Х.Ф.Балдаев отметили 15 видов только водно-болотных птиц, в том числе 33 лебедя. Какое это было зрелище! В таком количестве эти красивые птицы здесь отмечались впервые. Это были перелетные лебеди-кликуны. Здесь же студенты видели, как недавно вылупившиеся птенцы черношейных поганок плавали на спинах и под крыльями своих мамаш, чуть высунув свои головы из-под их перьевого покрова. Это также произвело на студентов неизгладимое впечатление.

Студенты биолого-химического факультета загружены учебой, как и все остальные. Но попадая в природные условия, они с удивлением замечают, как интересна и богата наша природа, как много вокруг различных животных, маленьких и больших, красивых и не очень. И у каждого своя жизнь, за которой очень интересно наблюдать. На полевых практиках они не только получают знания, но и учатся бережному отношению к природе.

П.В. Бедова, доцент кафедры
зоологии и прикладной экологии


Bиды полевых практик биологов

Специфика полевых практик студентов-биологов состоит в том, что они позволяют наблюдать природные объекты, их динамику и взаимосвязи и формируют основы экологического мышления биолога-исследователя. На кафедре ботаники, экологии и физиологии растений полевые практики проводятся на I-IV курсах. В разработку программ и организацию практик большой вклад внесли профессор Л.А.Жукова, доценты Н.В.Абрамов, М.М.Кошпаева, Э.В.Шестакова, С.Я.Файзуллина.

Все студенты-биологи I курса проходят полевую практику по ботанике, которая включает сезонную весеннюю и летнюю практики. Это "первые шаги" в природу и знакомство с разнообразием видов растений, водорослей, грибов и лишайников. По результатам исследований Н.В.Абрамова, флора Республики Марий Эл насчитывает 1359 видов. Из них студент I курса учится различать около 100-150 видов, приобретая знания диагностических признаков видов, их латинских названий и умение работать с определителями. Большое внимание уделяется морфологическому анализу растений разных жизненных форм, вопросам экологической морфологии, фенологии, изучению индивидуального развития растений, а также их охране.

Преподаватели М.П.Алмакаев и Р.И.Гаврилов на практике по зоологии позвоночных (1979 г.); биологи в Национальном парке 'Марий Чодра' (2001 г.)

На II курсе проводится практика по систематике растений и фитоценологии. Студенты знакомятся с разными типами растительности территории республики: лиственными и хвойными лесами, пойменными и суходольными лугами, болотной, сорной и культурной растительностью. Рассматриваются: роль растительности как автрофного звена экосистем, экология и биология растений, вопросы охраны флоры и растительности. Проводя геоботанические описания разных растительных сообществ, студенты осваивают различные методы: выбор пробной площади; описание положения в рельефе, условий увлажнения почвы; выявление флористического состава и структуры растительного покрова, покрытия и обилия видов и т.д.; установление характера и интенсивности антропогенного воздействия на растительные сообщества: влияние рубок леса, выпаса скота и др. Анализ геоботанических описаний проводится с применением компьютерного комплекса "Ecoscale", созданного сотрудниками Пущинского госуниверситета. Эта программа позволяет студентам охарактеризовать место обитания по ряду экологических факторов, например, увлажнению, богатству почвы азотом и др. Студенты продолжают вести флористические тетради, которые пополняются описаниями еще 100 видов.

На третьем курсе проводятся:

ранневесенняя практика на агробиостанции, где работу курирует ее заведующая Н.А.Самойлова, и на экспериментальном участке кафедры. Студенты осваивают методику обработки почвы, подготовки парников и теплиц, а также площадок к закладке опытов; изучают начальные этапы онтогенеза растений и пополняют флористические тетради описаниями новых видов;

летняя полевая практика для студентов, специализирующихся по ботанике и экологии;

практика по популяционной экологии растений. Студенты изучают онтогенезы растений разных биоморф, возрастную, виталитетную и пространственную структуру ценопопуляций растений различных растительных сообществ, ритмику цветения, семенную продуктивность и особенности самоподдержания популяций. Помимо сбора материала в природе, студенты работают в лабораториях кафедры и в Институте биохимии и биофизики Казанского научного центра РАН.

Для подготовки будущих учителей биологии очень важна практика по методике преподавания биологии и сельскохозяйственному труду на IV курсе. Студенты осваивают оформление школьного учебно-опытного участка, знакомятся

с методикой постановки опытов, проведения биологических экскурсий, выполняют проектные исследовательские работы, приобретают навыки выращивания различных полевых и сельскохозяйственных культур, проводят фенологические наблюдения и посещают лучшие учебно-опытные участки школ города.

Студенты проходят настоящую школу полевиков, когда учебная и исследовательская работа ведется в полевых условиях. Поэтому сотрудники кафедры стремятся к проведению выездных практик. В прошедший летний сезон студенты I и III курсов под руководством доцента О.П.Ведерниковой знакомились с флорой Сернурского района (п. Горняк), ст. преподаватель Г.О.Османова со студентами I курса выезжала

в Моркинский район (д. Коркатово). В течение ряда лет руководителем выездной практики студентов II курса был доцент Н.В.Абрамов. В прошедший сезон студенты II курса под руководством ст. преподавателя Е.С.Закамской изучали растительность Санчурского района Кировской области (д. Б. Едун). На территории Национального парка "Марий Чодра" в окрестностях озер Яльчик и Глухое работала группа студентов III курса (руководители - профессор Н.В.Глотова и доцент Ю.Г.Суетина).

В течение последних двух лет студенты II курса принимали участие в работе по гранту РАН "Интеграция", изучая флору и растительность Керебелякского и Кленовогорского лесничеств Национального парка "Марий Чодра". Работа осуществлялась при активном участии и под руководством профессора, ведущего научного сотрудника Центра экологии и продуктивности лесов РАН Л.Б.Заугольновой и профессора Л.А.Жуковой. Студенты кафедры О.Е.Сушенцов и О.Н.Гаврилова уже в течение двух сезонов работают в экспедициях Института экологии растений и животных УрО РАН на Полярном Урале.

Без полевых практик - нет грамотного биолога!

Ю.Г.Суетина, кандидат биологических наук