Вот уже 12 лет фотографом в Марийском государственном университете работает Дамир Натфуллович Мухаматгалиев. Он публикует свои работы в газете "Марийский университет", республиканских изданиях, регулярно проводит фотовыставки в университете, активно участвует в республиканских и российских фотовыставках.
Мухаматгалиев Д.Н. имеет уникальную коллекцию, рассказывающую о страшных и трагических событиях Чернобыля, он служил полковым фотографом в зоне Чернобыльской АЭС.
Накануне Дня защитников Отечества я поинтересовалась его службой и задала ему несколько вопросов.
- Как проходила ваша служба?
- Распорядок дня ничем не отличался от распорядка обычных частей: подъем, пробежка (по зараженной зоне, в клубах радиоактивной пыли), завтрак и т.д. По сигналу тревоги специальный наряд совершал марш-бросок к месту разрыва ограждения, а причиной беспокойства в основном бывали животные.
- Какими средствами защиты вы пользовались?
- Большого разнообразия средств защиты не было, а от имевшихся в наличии не ощущали никакой пользы. Респираторами пользовались только во время хозяйственных работ.
- Расскажите, пожалуйста, об условиях жизни в вашей части?
- Условия жизни были далеки от нормальных. Казармы, караулы находились в заброшенных домах. Отопление печное, дрова радиоактивные, пили из ведра, собирали зараженные фрукты и овощи - хотелось есть. В итоге получил язву. Употребление алкоголя, выводящего радиацию из организма, было запрещено, и единственным средством оставался зеленый чай, но за счет своих средств.
Дамир до сих пор не может понять: для достижения какой цели молодые парни два года рисковали своим здоровьем? От кого и зачем охраняли территорию, на которой находилось огромное количество людей, и часовые по звонку коменданта АЭС пропускали всех?
Пережить боль Чернобыля было очень трудно. Можно сказать, только любовь к фотоискусству отвлекла Дамира от пережитого: в 1990 г. он стал членом общества фотоискусства РМЭ, в 1991 г. - членом Союза фотохудожников России.
Л.КУДРЯШОВА