Mарийский Государственный Университет * Газета Марийский Университет

В начало Предыдущая статья Содержание Следующая статья В конец

НОВЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

По итогам семинара "Новые эффективные формы и методы преподавания юридических дисциплин", проведенного международной образовательной организацией "Проект: Гражданское образование" (Civic Education Project) совместно с Советом по правоведению Учебно-методического объединения университетов Российской Федерации 23-26 апреля 2003 года в г. Йошкар-Оле на базе юридического факультета МарГУ, методическая комиссия Совета по правоведению УМО рекомендовала юридическим вузам России изучить и использовать опыт юридического факультета Марийского государственного университета по внедрению в учебный процесс новых эффективных форм и методов преподавания юридических дисциплин.

Концепция модернизации российского высшего образования определяет основные характеристики выпускника вуза, отвечающего современным требованиям: конкурентоспособность на рынке труда, компетентность, ответственность, способность к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовность к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Достижение этих целей невозможно без внедрения новых эффективных технологий обучения. На юридическом факультете МарГУ уже в течение нескольких лет внедряется система мер по организации самостоятельной работы и контролю знаний студентов. Наиболее важными из них являются: использование учебно-методических комплексов (УМК) с качественно новой структурой, позволяющей значительно активизировать самостоятельную работу студента; кумулятивная оценка знаний студентов, позволяющая организовать системный, непрерывный контроль (текущий, рубежный, итоговый) знаний, умений и навыков студентов; автоматизированное (компьютерное) тестирование как форма рубежного и итогового контроля; письменные анонимные экзамены. Главным назначением УМК является помощь студентам в организации регулярной и интенсивной самостоятельной работы по дисциплинам учебного плана.

УМК отличаются от традиционных методических разработок для студентов. Они содержат не только разделы, посвященные общей информации о курсе, требованиям ГОС, программе курса, литературе и планам занятий, но и задания для самостоятельной работы студентов для предварительной подготовки к лекциям и семинарским занятиям. УМК предназначен также для оказания помощи в психологической подготовке студента к аттестации по курсу. Поэтому в структуру комплекса включен раздел, посвященный видам и формам контроля знаний студентов. В начале каждого учебного года каждый студент факультета получает в библиотеке собственный экземпляр УМК по изучаемой дисциплине.

Самостоятельная предлекционная работа означает подготовку к активному, а значит, гораздо более эффективному освоению лекционного материала. Студент должен ознакомиться с заданиями к предлекционной работе, которые сформулированы в виде проблемных вопросов по теме, и попытаться ответить на них с помощью рекомендованной литературы. На лекционном занятии любой студент должен быть готов участвовать в мини-дискуссиях, задавать вопросы лектору и отвечать на его вопросы по теме лекции. Таким образом, происходит активизация работы на лекциях, которые более не являются исключительно монологом преподавателя.

Самостоятельная подготовка к семинарским занятиям заключается в обязательном выполнении студентом всех видов заданий по теме каждого занятия. Студент должен быть готов к ответу на вопросы по плану занятия, надежно усвоить основные понятия и категории, ответить на вопросы для самопроверки и письменно выполнить проблемные задания по теме каждого занятия (решение юридических задач, письменные ответы на проблемные вопросы, логические схемы и т.п.). Только выполнение всех заданий по учебно-методическому комплексу является основанием для допуска студента к итоговому испытанию по данной дисциплине.

Таким образом, УМК ориентируют студентов на тщательную самостоятельную подготовку к аудиторным занятиям, позволяют повысить эффективность занятий, а также качество обучения.

Кумулятивная оценка позволяет учитывать результаты текущей, рубежной и итоговой аттестации студентов по курсу, стимулирует их к регулярной и ответственной самостоятельной работе. В нее входят три компонента: оценка результатов текущей аттестации (преподаватель ежемесячно оценивает знания каждого студента согласно критериям текущего контроля (своевременное и качественное выполнение всех видов заданий к семинарским (практическим) и лекционным занятиям, творческая активность и качество ответов студентов на аудиторных занятиях, посещаемость) и вносит оценки в журнал аттестации); оценка результатов рубежной аттестации (предусматривает проведение контрольных работ в тестовой форме по ранее изученному материалу два раза в семестр); оценка результатов итоговой аттестации (экзамена, дифференцированного зачета). Итоговая оценка по курсу сочетает в себе все три компонента.

Автоматизация (компьютеризация) процедуры тестового рубежного и итогового контроля уровня знаний студентов способствует решению следующих задач: оперативность выставления оценки; обеспечение всесторонней и полной проверки знаний студентов; многократность контроля (для более эффективного освоения материала); соединение контроля с обучением (предоставление информации о правильных и неправильных ответах для последующего анализа и корректировки процесса освоения материала); обеспечение высокой степени конфиденциальности контрольных тестовых заданий; проверка и обеспечение качества тестовых заданий; освобождение преподавателя от выполнения трудоемкой и рутинной работы по подготовке тестовых раздаточных материалов и проверке результатов тестирования, предоставление времени для творческого совершенствования других аспектов его профессиональной деятельности. Для проведения автоматизированного тестирования по каждой дисциплине составляется банк тестовых заданий.

Письменные анонимные экзамены (дифференцированные зачеты) являются важным компонентом эффективного учебного процесса, так как проблематизируют мышление студентов, учат культуре письменной речи, практически исключают проблему списывания, обеспечивают беспристрастность оценок, снижают психологические нагрузки на студентов и преподавателей.

Экзаменационное (зачетное) задание включает три вопроса, по крайней мере один из них - имеющий проблемный характер. Каждому студенту на экзамене выдаются: а) бланк с текстом экзаменационного задания; б) контрольный бланк; в) лист письменного ответа. Продолжительность итогового экзамена - 2 часа. По окончании экзамена работы студентов шифруются и передаются преподавателю на проверку. Экзаменационная работа студента оценивается преподавателем по каждому вопросу отдельно с учетом принятых и утвержденных Советом факультета критериев оценки знаний. Преподаватель заносит оценку в контрольный бланк. После проверки сотрудник деканата проставляет оценки в экзаменационной ведомости в соответствии с регистрационными номерами ответов и представляет ведомости на подпись преподавателю.

О.А.Сидоров,
ст. преподаватель
кафедры теории и истории государства и права