Mарийский Государственный Университет * Газета Марийский Университет

В начало Предыдущая статья Содержание Следующая статья В конец

ОДИН ГОД - ЭТО МНОГО ИЛИ МАЛО?

Ответом на этот вопрос станет статистика. Всего с 12 мая 2003 г. по 21 мая 2004 г. в Центре прошли подготовку 1240 человек (31 поток), из них 800 учителей-предметников, 400 администраторов образовательных учреждений и 40 учащихся школ. Мы обучили всего лишь 9% работников базового среднего образования, но это более тысячи педагогов, которые применяют новые знания в своей профессиональной деятельности, повышая качество современного образования.

КАК ОБОРУДОВАН ЦЕНТР? учебное занятие

Центр имеет: 4 компьютерных класса, каждый из которых оснащен современными мультимедийными компьютерами, видеопроектором, сканером, принтером, WEB-камерой; лекционную аудиторию с презентационным оборудованием; WEB-лабораторию; телекоммуникационный узел. Все компьютеры Центра подключены к интернету по выделенной линии со скоростью 2 Мбит/с. Но Центр - это не только техника, красивый интерьер, удобная мебель. Главное богатство Центра - это сотрудники, преподаватели и слушатели. 11 поток -администрация МарГУ

Слушатель МРЦИО - кто он?

Это опытный учитель-предметник из района республики (наша республика аграрная, большинство ее жителей проживает именно в сельских районах) активного профессионального возраста, мотивированный на получение новых знаний в области интернет-технологий и готовый передавать эти знания коллегам и ученикам. Среди слушателей 32% составляют администраторы, 64% - учителя, 4% - школьники.

ПО КАКИМ ПРОГРАММАМ ВЕДЕТСЯ ОБУЧЕНИЕ В МАРИЙСКОМ РЦ ФИО?

Образовательный процесс в МРЦИО ведется по стандартным программам ФИО, лицензированным Министерством образования РФ. В 2003-2004 учебном году - это программы "Интернет-технологии для учителя-предметника" и "Интернет-технологии для администратора образовательного учреждения".

Программы ФИО как программы повышения квалификации педагогических работников в области интернет-технологий реализуются в двух вариантах: для слушателей, имеющих начальную компьютерную грамотность и без нее. Специфика образовательной ситуации в РМЭ состоит в том, что большинство учителей и администраторов школ не владеет компьютером. Как показывает наш опыт, лишь 25% учителей и до 40% администраторов приходят на обучение в МРЦИО, имея соответствующую подготовку. Поэтому в каждом потоке реализуются два варианта программы.

КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МРЦИО ВЛИЯЕТ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС УНИВЕРСИТЕТА?

Информатизация образования - одно из направлений работы нашего университета, поэтому открытие на базе МарГУ Марийского регионального центра интернет образования логично и обоснованно. Учителя, прошедшие обучение в МРЦИО и получившие новые знания в области интернета, владеющие информационными технологиями как педагогическим инструментом, подготовят учащихся, имеющих современный уровень знаний, а это - наши будущие студенты. Сегодняшний преподаватель и студент "обречены" на применение информационных технологий в образовании, в том числе и интернета, так как одним из важных факторов совершенствования системы подготовки профессиональных кадров в высшей школе является активное использование в образовательном процессе современных информационных технологий. Однако, как показывает практика, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс высших учебных заведений сдерживается многими причинами, одна из которых - слабая подготовка профессорско-преподавательского состава. А это значит, что те потенциальные возможности повышения эффективности учебного процесса, которые заложены в применении ИКТ, используются в педагогической практике далеко не полностью. Не исключение и наш университет. Поэтому в МРЦИО, как в структурном подразделении Марийского государственного университета, по базовым программам ФИО "Внедрение интернет-технологий в образовательный процесс" и "Интернет-технологии для администраторов университета", адаптированным на уровень высшего образования, проведено обучение представителей ректората, деканов и их заместителей, заведующих кафедрами, преподавателей и сотрудников университета. В новом учебном году планируется продолжить эту работу.

ЧТО ЗНАЧИТ ИЗУЧИТЬ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ? видеоконференция

Целью реализации программ МРЦИО является повышение качества образования и эффективности управления в современном образовательном учреждении при условии использования информационных технологий, повышение информационной культуры работников образования.

Программа для учителя-предметника рассматривает: теорию, технологию и методику использования ИТ на всех уровнях, формах и тематических направлениях процесса образования; дидактические возможности компьютера как основы его применения в образовательном процессе; теорию и методику применения интернет-технологий в коммуникационных процессах; технологию и методику использования информационных средств во внеучебной деятельности.

Наряду с этими вопросами, программа для администраторов образовательных учреждений рассматривает проблемы информационного обеспечения управления, для решения которых целесообразно использовать информационные и коммуникационные технологии, и ориентирует управленцев на эффективные пути их решения.

КАК ПРОХОДИТ ОБУЧЕНИЕ?

Программы включают: лекции с применением средств мультимедиа и компьютерной техники, практические занятия в компьютерном классе, самостоятельную творческую работу слушателей по проблемам использования ИТ в образовании.

Программа построена по модульному принципу и может быть изменена в зависимости от целевой аудитории слушателей, практическое наполнение программы соответствует предметной области, в которой работают слушатели. В зависимости от личностных особенностей слушателей, мотивов их деятельности, отношения к будущему применению средств ИТ в работе, уровень формирования основных педагогических умений использования ИТ может колебаться от репродуктивно-творческого до творческого.

Разнообразны и формы самостоятельной работы слушателей: самомониторинг усвоения материала с помощью специальных тестов, консультации, тематические конкурсы.

В конце обучения проводится итоговое анкетирование слушателей и рейтинг преподавателей. Итоговая анкета включает вопросы по организации, проведению и содержанию учебного процесса. методологический семинар

KТО ПРЕПОДАЕТ В ЦЕНТРЕ?

Занятия в Центре ведут лучшие преподаватели и специалисты в области ИКТ Республики Марий Эл - преподаватели и сотрудники Марийского государственного университета и других вузов г. Йошкар-Олы, среди них 8 кандидатов наук, а также школьные учителя высшей категории.

KАКАЯ РАБОТА ОРГАНИЗОВАНА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ЦЕНТРА?

У нас работает методологический семинар, который является одной из форм управления учебным процессом МРЦИО, формой деятельности педагогов и сотрудников, обеспечивающих учебный процесс МРЦИО. Основной целью методологического семинара является координация действий преподавателей и сотрудников в решении следующих целей и задач:

КАКОВЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ? выпускные работы слушателей

Все слушатели выполняют выпускную работу.

Выпускная работа выполняется индивидуально с целью отработки и закрепления навыков, полученных во время обучения в МРЦИО. При выполнении выпускной работы применяются на практике те знания, методики, приемы и технологии, которые были изучены на лекциях и практических занятиях. Выпускные работы представляются в виде электронных образовательных ресурсов: web-сайты школ, web-ресурсы по отдельным предметам и темам, разработки уроков и внеклассных мероприятий, аналитические материалы, представляющие уникальный педагогический опыт слушателей. Все созданные ресурсы содержат ссылки на интернет-ресурсы различного типа по избранной теме.

Но самый главный результат обучения - это использование выпускниками МРЦИО интернет-технологий в практике регионального образования. выпускные работы слушателей

KАК ЦЕНТР РАБОТАЕТ С ВЫПУСКНИКАМИ?

По окончании курсов взаимодействие со слушателями не заканчивается. Создан клуб выпускников, целью которого является популяризация деятельности МРЦИО среди общественности в целом и среди педагогической общественности в частности, внедрение единых подходов к использованию интернет- технологий в средней школе, развитие профессионализма педагогов. Основные задачи деятельности клуба - создание устойчивого профессионального сообщества, поддержание эффективной обратной связи с наиболее активными выпускниками, создание единого информационного образовательного пространства Республики Марий Эл.

Клуб - это представление инновационных проектов; встречи с интересными людьми; обмен профессиональным опытом; телекоммуникационные проекты и сетевые инициативы; организация и проведение городских и республиканских мероприятий, связанных с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. выпускные работы слушателей выпускные работы слушателей

ГДЕ ПОЛУЧИТЬ БОЛЕЕ ПОДРОБНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ЦЕНТРЕ?

На сайте МРЦИО вы найдете полную информацию о работе Центра. В разделе "Обучение" выставлены программы курсов, расписание текущего потока, документы о наборе слушателей и график курсов. Здесь также можно познакомиться с выпускными работами наших слушателей, которые представлены в виде тематического каталога. Информацию о деятельности клуба выпускников можно найти в соответствующем разделе нашего сайта. Динамичность сайта позволяет сотрудникам Центра добавлять и изменять информацию, оперативно выставлять новости, обновлять фотогалерею.