Mарийский Государственный Университет * Газета Марийский Университет

В начало Предыдущая статья Содержание Следующая статья В конец

ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

профессор Наталья Алексеевна Бирюкова

30 апреля 2003 г. на основании решения Ученого совета МарГУ была образована кафедра педагогики. О работе новой кафедры рассказала ее заведующая, кандидат педагогических наук, профессор Наталья Алексеевна Бирюкова.

- Какие задачи ставит перед собой коллектив кафедры педагогики?

- Основная задача кафедры - обеспечение учебного процесса по дисциплинам педагогического и общегуманитарного направлений. Преподаватели ведут более 50 учебных курсов на всех факультетах университета: это и предметы "базового цикла" ("Педагогика и психология", "Возрастная педагогика и психология", "Методы исследований в гуманитарных науках"), и предметы по выбору и факультативы ("Образовательные технологии", "Конфликтология", "Теория непрерывного образования", "Деловое общение" и др.).

Кроме того, проводится большая работа по внедрению программ дополнительного профессионального образования в учебный процесс МарГУ. Мы считаем важным, чтобы студенты получали диплом не только по основной специальности, но и по какой-либо дополнительной квалификации. Это позволит им повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Освоение программ дополнительной квалификации, разработанных с учетом региональных особенностей, расширяет возможности студентов в выборе своего жизненного пути и достижении личного успеха; способствует формированию высокого уровня профессиональной компетенции и придает более универсальный характер их квалификации.

На сегодняшний день студенты специальностей "Биоэкология" и "Библиотековедение и библиография" получают дополнительную квалификацию "Работник сферы государственной молодежной политики". Студенты овладевают умениями организовать работу с молодежью, профессионально общаться с аудиторией, формировать инициативные группы, повышают уровень своей коммуникативной культуры. Особое внимание уделяется технике проектирования разнообразных программ, созданию и оформлению проектов для участия в грантовых конкурсах. На это нацелен специальный предмет - "Проектная деятельность", который ведет О.Г.Старостина, координатор программ Ассоциации молодежных организаций РМЭ.

Еще одна программа дополнительной квалификации, которая реализуется на нашей кафедре, - "Преподаватель высшей школы". Слушатели программы - аспиранты, соискатели и преподаватели нашего университета. Программа предусматривает рассмотрение широкого круга проблем современного высшего образования и включает в себя освоение современных технологий обучения в вузе, психологии усвоения знаний, знакомство с возрастными особенностями юношеского возраста и методами организации аудиторной и воспитательной работы на этой основе. Тренинг коммуникативной компетентности направлен на формирование эффективного индивидуального стиля общения и взаимодействия преподавателя и студентов. В результате освоения данной программы слушатели становятся более подготовленными к педагогической деятельности в высших учебных заведениях.

-Традиционно считается, что кафедра педагогики готовит студентов к педагогической деятельности. Но в университете лишь на двух факультетах студенты получают специальность "Преподаватель" - это ИФФ и ФКИ. Тогда для чего нужны дисциплины педагогического профиля на других факультетах?

- Часто выпускники выходят из университета хорошими специалистами в своей области, но не обладают навыками коммуникативной культуры, навыками создания команды, управленческими навыками. Наши дисциплины способствуют формированию системы знаний по психологии и педагогике, необходимых для принятия обоснованных решений в управленческой, консультационной, научно-исследовательской деятельности.

- Какая научная работа ведется кафедрой педагогики?

- Кафедра активно занимается научной работой в сфере высшего и непрерывного образования. В рамках аспирантуры по специальности 13.00.01 - Общая педагогика прошло пять успешных защит кандидатских диссертаций. В декабре планируется защита диссертации соискателя нашей кафедры Е.Г.Савиных по теме: "Университет как центр образования взрослых в США". Желаем ей успешной защиты! Кроме того, на нашей кафедре работает аспирантский семинар для подготовки и успешного проведения диссертационного исследования.

- Расскажите о коллективе Вашей кафедры.

- Состав кафедры достаточно молодой, средний возраст - 40 лет. У нас работают 1 доктор наук, 6 кандидатов наук. Все наши преподаватели - педагоги с большим стажем и опытом работы в школе и вузе, поэтому они хорошо знают современные проблемы школьников и учителей, умеют соединять теорию с практикой. Особо хочется отметить заслуги преподавателей. В 2004 году доцент нашей кафедры Г.В.Игумнова стала лауреатом премии Совета ректоров ПАГУ; О.В.Шишкина, ст. преподаватель кафедры, - отличник просвещения Российской Федерации, 12 лет являлась руководителем городского методического объединения учителей биологии и экологии; И.Б.Нестерова, доцент кафедры, успешно работает преподавателем в Марийском региональном центре Интернет-образования.

- Что нового планируется в работе кафедры?

- В первую очередь, это реализация ряда новых программ для получения студентами дополнительной квалификации. Так, в Министерстве образования и науки РФ находятся на лицензировании документы программы для получения студентами БХФ, ФМФ и ЭКФ дополнительной квалификации "Преподаватель".

Мы также планируем установить более тесные контакты с выпускниками университета - учителями и преподавателями различных образовательных учреждений республики. Нам интересно знать, как они оценивают свою педагогическую подготовку в рамках университетского образования. С этой целью мы хотим провести семинар.

На кафедре, которая находится в корпусе "Б", ауд. 316, каждую первую среду месяца в 16.00 проводится методологический семинар, который собирает не только преподавателей и аспирантов кафедры, но и тех, кого интересуют современные проблемы высшего образования. Это открытый семинар. Мы приглашаем интересных людей из МарГУ и других вузов. В ближайшее время планируем обсудить концепцию качества образования, принятую нашим университетом, пути ее внедрения в практическую деятельность каждого преподавателя.

Мы надеемся, что со временем наша кафедра станет центром притяжения людей, которым небезразличны проблемы высшего образования, которые не замыкаются только в рамках своего предмета, хотят поделиться своим опытом и познакомиться с опытом работы других.

Н.Сергеева