- Объяснить, чем являлся для нас коммуникативный тренинг, в принципе, несложно. Это был очередной курс в рамках Программы, и мы должны были получить за него очередной зачет. На самом деле все оказалось значительно интереснее.
Каждый хоть раз, наверняка, сталкивался с проблемами в общении. Может быть, именно коммуникативные проблемы являются причиной несогласованности в действиях управляющих органов, неумения людей брать на себя ответственность, причиной ежедневных межличностных конфликтов? После тренинга я поняла, что это действительно так.
Каждый из нас вынес что-то свое, увидел свои проблемы и трудности, понял, над чем в себе надо работать. Очень жаль, что подобные тренинги - огромная редкость в учебных заведениях. Ведь общение - это то, что мы делаем каждый день. И от того, насколько мы умеем это делать, зависит не только благополучие каждого из нас, но и окружающий мир в целом.
Баранова А.Н.,
аспирант кафедры экологии, слушатель программы
- Профессия преподавателя вуза - одна из самых творческих и сложных, т.к. в ней объединяются наука и искусство. Педагогическая деятельность требует воображения, памяти, внимания, разнообразных творческих способностей. Деятельность педагога будет эффективной, если он свободно владеет материалом, у него есть психолого-педагогическая и методическая подготовка, если у него высокая педагогическая культура в целом. Но все это приходит не сразу. В первый период педагогической деятельности на первый план выступает задача овладения мастерством, и в этом, несомненно, важная роль отводится педагогической практике молодого преподавателя. Только на практике молодой преподаватель сможет выделить для себя эффективные методы обучения и контроля знаний, научится правильно распределять время, находить правильное соотношение между фактическим и теоретическим материалом и располагать его по степени сложности, продумывать композицию занятия, устанавливать контакт со студентами и выступать перед аудиторией. Велика роль педагогической практики и в психологической подготовке будущего преподавателя. Она позволяет избавиться от страха перед аудиторией, учит владеть собой, помогает развить ораторские способности молодого педагога.
Огромным положительным моментом при прохождении практики является присутствие на занятиях опытных преподавателей, которые могут указать на недостатки и научать избегать и исправлять их.
Кужнуров В.В.,
аспирант кафедры защиты растений,
выпускник программы 2003 года
- Молодые люди, впервые встав на путь преподавания, будь то в школе или в вузе, в сфере своей деятельности встречаются со многими трудностями. Одна из таких сложностей - поиск ответа на вопрос "Как?": Как заинтересовать, увлечь учащихся? Как сделать предмет более доступным? И, увы, это касается не только содержательной стороны предмета, но и формальной, о которой так мало написано в книгах. Именно на вопрос "Как?" мы искали ответ в ходе изучения дисциплины "Технологии обучения". Мы многое узнали о способах, методах преподавания, о видах лекций, о рейтинговой системе обучения..., и мы постараемся в будущем все это максимально использовать в своей деятельности. Но нелишне отметить, что учиться можно у всех, а решать и действовать самому. Тогда успех обеспечен!
Калашникова Л. В.,
аспирант кафедры марийской
литературы, слушатель программы
- Когда мои коллеги и друзья узнают, что я занималась по Программе дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы", все задают практически один и тот же вопрос: "А зачем это тебе надо, ведь ты и так преподаешь в вузе!?" Возможно, и вы слышали об этом проекте, и вам не терпится узнать, что он из себя представляет и зачем он вообще нужен! Я и сама с самого начала не верила, что это мне когда-нибудь пригодиться, но... мои предположения не подтвердились. Эта программа позволяет по-новому взглянуть на работу преподавателя. В процессе обучения ломались стереотипы преподавания, приходило понимание того, что надо учить по-другому, менять подход к обучению, больше внимания уделять самостоятельной работе и практическим занятиям. Преподаватель должен быть больше консультантом, чем источником информации. Только при таком подходе студенты научатся думать, правильно и точно выражать свои мысли. Особо хочется сказать об интересном общении и атмосфере, которая способствовала творческому развитию каждого из нас. Это уникальная школа, в которой узнаешь, как надо учить, чтобы было интересно и эффективно. Здесь дают то, что у преподавателя копится годами, что приходит с опытом многолетней работы, а самое главное - здесь дают то, что порой нельзя прочитать в книгах.
Гусева С.В.,
аспирант кафедры иностранных языков, выпускница программы 2004 года:
- Проходя обучение по Программе "Преподаватель высшей школы", мы столкнулись с тем фактом, что в педагогике высшей школы существует множество проблем, большинство из которых по-прежнему остается нерешенными. В рамках выполнения выпускных квалификационных работ нами были предприняты попытки проведения исследований в области педагогики высшей школы. Изучение педагогических проблем вузов может оказаться весьма полезным для педагога. На мой взгляд, преподаватель должен быть не только блестящим знатоком своего предмета, но и активным исследователем педагогических проблем. У преподавателя есть все возможности участвовать в разработке проблем высшей школы, используя свой потенциал исследователя-практика. Это поможет в свою очередь преподавателю быть ориентированным на студентов. Только в этом случае педагог будет способен повысить эффективность подготовки квалифицированных специалистов.
Кодочигова О.В.,
выпускница программы 2004 года
- В этом году много внимания уделялось обсуждению темы реформирования системы высшего образования, изменению процесса обучения в высшей школе с переходом на многоуровневую систему (бакалавриат-магистратура), введению системы зачетных единиц.
После обучения по-другому воспринимается преподавательская деятельность, становится проще анализировать свои педагогические ошибки, облегчается этап подготовки к занятиям. Особенно важно, что слушателей программы знакомят с различными формами и методами обучения - это помогает разнообразить учебный процесс, повысить познавательную активность студентов.
Филатова А.В., аспирант кафедры педагогики,
слушатель программы 2005 года