Mарийский Государственный Университет * Газета Марийский Университет

В начало Предыдущая статья Содержание Следующая статья В конец

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ОПЫТ МарГУ

И.Б. НЕСТЕРОВА

В декабре в Марийском государственном университете начинается набор слушателей Программы дополнительного профессионального образования "Преподаватель высшей школы". Куратор программы - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Нестерова Ирина Борисовна. Представляем материалы об этой программе.

ПРОГРАММА И ЕЕ ЗАДАЧИ

Это профессионально-педагогическая программа для аспирантов и молодых преподавателей вузов, завершающаяся присвоением дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" и получением диплома "О дополнительном (к высшему) образовании". Проходить обучение можно в течение 1 года, но можно и по индивидуальным программам, рассчитанным на 2-3 года, - все зависит от возможностей слушателя.

В ходе теоретической подготовки изучаются дисциплины: "Психология человека", "Педагогика высшей школы", "Информационные технологии в образовании", "Технологии обучения", "Организационные основы высшего образования", "Профессиональное общение".

В программу подготовки преподавателей включается также тренинг эффективного педагогического общения (факультативно), который проводится в течение 3 дней. Он направлен на формирование коммуникативных умений, умений группового взаимодействия, умений слушать и говорить.

Второй составляющей Программы является педагогическая практика, которая в настоящее время обязательна для всех аспирантов университета. Слушатели проходят ее в рамках программы, и результаты учитываются в индивидуальном плане аспиранта. Кроме этого, обучение в программе дает возможность подготовиться к практике в рамках методического семинара: провести мини-лекции, поучаствовать в их коллективном обсуждении с сокурсниками, посетить лекции ведущих преподавателей университета.

Процесс обучения завершается подготовкой и защитой выпускной квалификационной работы, содержанием которой является исследование одной из проблем в области высшего образования. Она необходима, чтобы закрепить и продемонстрировать полученные за время учебы по Программе знания. Слушатели Программы, защитившие выпускные квалификационные работы, получают дипломы после сдачи всех экзаменов кандидатского минимума.

Программа реализуется кафедрой педагогики. По всем вопросам можно обращаться в ауд. 316 корпус "Б", тел.: 45-24-06, pedagog@marsu.ru

И.Б. НЕСТЕРОВА

Царегородцева Татьяна Алексеевна - Молодому специалисту, выступающему в роли преподавателя вуза, необходимо использовать в своей работе как знания в соответствующей предметной области, так и педагогические умения и навыки. Это обусловлено востребованностью общепедагогических, психологических и методических знаний на современном этапе развития высшей школы, а также возросшим в последнее время требованием к качеству преподавания и уровню образования в целом.

Подготовка преподавателя вуза через аспирантуру должна не только готовить молодого ученого к исследовательской деятельности, но и способствовать формированию готовности к профессиональной деятельности в системе высшего образования, повышению уровня педагогической компетентности.

Реализация программы "Преподаватель высшей школы" в Марийском государственном университете позволяет молодым преподавателям и аспирантам приобрести знания и умения, необходимые для успешной педагогической деятельности в вузе.

Царегородцева Татьяна Алексеевна
начальник отдела аспирантуры и докторантуры:

Царегородцева Евгений Иванович - Реализация программы дополнительного профессионального образования "Преподаватель высшей школы" дело очень нужное, которое давно назрело и необходимо для того, чтобы преподаватели, пришедшие к нам со студенческой скамьи, владели методикой педагогической работы. Я считаю, что проходить повышение квалификации в области педагогики высшей школы так же важно, как и в области основной своей специальности, т.к. преподаватели имеют дело со студенческой аудиторией, которой нужно не просто передать знания, но и научить учиться. Подобное образование есть и за рубежом. Образование через всю жизнь, на английском языке All life education, является основой профессионального роста не только в вузах, но и в фирмах США и Западной Европы. В России же только передовые вузы и фирмы начинают развивать такой вид образования.

Царегородцев Евгений Иванович
доктор экономических наук, профессор заведующий кафедрой экономической кибернетики: