Mарийский Государственный Университет * Газета Марийский Университет

В начало Предыдущая статья Содержание Следующая статья В конец

НАШИ ВЫПУСКНИКИ

УНИВЕРСИТЕТ ОТКРЫЛ НАМ ПУТЬ В НАУКУ

Марийский госуниверситет самый молодой вуз в нашей республике. Скоро ему исполнится 35, и  за эти годы им уже выпущено более 22 тысяч высококвалифицированных специалистов. Вузу не безразличны судьбы своих выпускников. Где они живут и работают, все ли сложилось у них удачно – об этом  мы будем вести беседу в рубрике  “Наши выпускники”.

 

А.П.ПАЙДЫГАНОВ

ПАЙДЫГАНОВ АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ

 

С 1994 по 1999 годы учился на биолого-химическом факультете. Одновременно в 1998–2000 годы осваивал специальность “Юрисконсульт” в Йошкар-Олинском строительном техникуме. С 1999 по 2005 годы преподавал на кафедрах: анатомии и физиологии человека и животных, биохимии и молекулярной биологии. Закончив аспирантуру, в 2004 году защитил кандидатскую диссертацию в  Казанском  государственном университете.

 

– Самыми запоминающимися событиями в студенческие годы были ежегодные фестивали. В подготовке к “Студвесне” наша группа особую активность  проявляла на I и II курсах. Постоянные репетиции до позднего вечера, беготня, суета. Так нам это нравилось! Наши старания подтверждались тем, что на фестивалях наш факультет часто занимал призовые места.

Много полезного дали нам летние  практики, проходившие под научными руководствами Г.О.Османовой, В.А.Забиякина, В.И.Дробота. На озере Яльчик и в заповеднике «Большая Кокшага», вблизи деревни Шушеры Килемарского района, мы научились  определять виды животных и растений.

Учиться было интересно, но достаточно сложно. Преподаватели старались передавать нам как можно больше знаний, и они остались в наших сердцах добрыми и заботливыми старшими товарищами и строгими учителями. Огромную роль в моей жизни сыграли  заведующий кафедрой ботаники, экологии и физиологии растений, профессор Н.В.Глотов и доцент О.П.Ведерникова. Благодаря им я поехал с группой студентов из Екатеринбургского научно-исследовательского центра  на Ямал.

В университете приобрели мы много друзей, с которыми поддерживаем тесные связи. Почти все работают по своей специальности. Приведу несколько примеров: Юрий Пуртов занимается научно-исследовательской деятельностью в одном из вузов США; Сергей Чепайкин работает учителем биологии в школе; Екатерина Родикова – в Пущинском научно-исследовательском центре; Юлия Карякина – аспирант одного из вузов США; Алла Баранникова – сотрудница санэпидемиологической станции.

Впервые в  Германии я побывал  в 2001 году по программе ЛОГО. Так как у меня после этого появился большой интерес к экономике капиталистической страны, быту, культуре и истории народа,  в 2004 году я  поступил в Бременский государственный университет (ФРГ), на заочное отделение. Конечно, система образования отличается от нашей, у нее есть как преимущества, так и недостатки. Например, все аудитории оснащены последними техническими средствами: компьютерами, видеокамерами, сетью «Интернет»; лекции записываются на видео и их можно найти на сайтах университета. Все это просто здорово! Но в то же время студенты имеют полное право заниматься дома и не посещать занятия, что ведет к тому, что становятся менее ответственными к выполнению заданий. Наши «специалисты по шпаргалкам» стали бы там отличниками (шутка). А если серьезно, за списывание студенты строго наказываются, вплоть до исключения из учебного заведения.

Поступить в вуз в Германии легко: нет вступительных экзаменов, зачисление ведется по аттестату зрелости, а на годы учебы предоставляется право на бесплатный проезд по территории страны и бесплатный доступ к сети «Интернет». Есть все условия получить высшее образование. Конечно, учиться на иностранном языке очень трудно, сложно усваивается информация, в первые полгода даже возникало желание бросить университет, но теперь надеюсь, что  диплом немецкого вуза получу  обязательно .

С приближающимся юбилеем! Успехов вам, дорогие преподаватели, в плодотворной работе по подготовке высококвалифицированных специалистов.

 

В.Н.ВАСИЛЬЕВ

ВАСИЛЬЕВ ВАЛЕНТИН НИКОЛАЕВИЧ

 

Доцент кафедры марийского языка, работает в МарГУ с 1977 года. В 1972–1977 годы учился на историко-филологическом факультете по специальности “Филология” (марийский язык и литература, русский язык и литература). С 1979 по 1982 годы – аспирант Тартуского университета (Эстония). Его научным руководителем был ученый с мировым именем, доктор филологических наук, академик Пауль Аристэ.

 

 – Во время учебы в Оршанском педагогическом училище преподаватель марийского языка и литературы П.Е.Емельянов привил любовь к родному языку. После окончания училища, проработав в школе, понял, что испытываю дальнейшую тягу к знаниям, поэтому решил поступить в Марийский государственный университет.

В то время он только что открылся, и престижными были все специальности. Следовательно, из 27 счастливчиков, прошедших большой конкурс, получилась отличная группа, но к концу учебы нас осталось лишь 22. Парней в группе было больше, чем девушек. Некоторые из них в университет поступили после педучилища или после армии. Например, Л.Гимаев, С.Сабитов, А.Васинкин, О.Каликаев.

Все мы ответственно относились к учебе, между нами всегда присутствовал соревновательный дух. Много занимались общественной работой, нередко становились победителями в университетских конкурсах и состязаниях.

 Насыщенной и разнообразной была студенческая жизнь. Ездили мы всей группой на экскурсию в Санкт-Петербург. Частыми были встречи с интересными людьми, выходы в театр с последующими обсуждениями постановок. Ездили в стройотряды: строили комплекс в колхозе им. Ленина Мари-Турекского района, свинарник в колхозе «Рассвет», были и в Астраханской области.

Мы часто встречаемся со своими одногруппниками. Большинство из нас работает Йошкар-Оле, в том числе и в МарГУ: С.С.Сабитов – заведующий кафедрой марийской литературы. А.А.Васинкин – докторант, Л.Г.Гимаев – помощник ректора по связям с общественностью и средствам массовой информации. После окончания университета в 1977 году  я тоже остался работать на кафедре марийского языка и литературы.

В 1979 году, как одногруппники  С.С.Сабитов и В.В.Кузнецов, поступил в аспирантуру Тартуского университета. Учеба в Эстонии дала многое. Например, выработана в моем характере точность. Однажды научный руководитель Пауль Аристэ, пригласил меня на кафедру. Поднимаюсь к нему, и мы с ним сталкиваемся на лестнице. Он говорит: ”Аспирант Васильев, Вы опоздали на 30 секунд!..”

И теперь об этом помню всегда. 

Посещал курсы эстонского языка. Обучение шло по радио, телевидению, многое дали преподаватели, однокурсники...

В конце 70-х  годов была принята программа изучения финно-угорских языков. Из нашей республики первым поехал в Финляндию Ю.В.Андуганов. (В то время связи были еще не настолько крепкими.) Затем опять пришло приглашение, и отправили меня. Преподавал я там марийский язык в двух университетах – в городах Хельсинки и Турку. Понравилось там отношение студентов к учебе. Они так стремились к знаниям, даже некоторые брали у меня дополнительные уроки марийского языка, приходя ко мне домой.

Сейчас читаю курсы по морфологии и диалектологии, занимаюсь проблемами лексикологии и грамматики марийского языка.

С юбилеем, родной вуз! Дальнейшего роста тебе,   укрепляйся и обновляй технические средства, крепи дружбу с вузами других стран, будь на европейском уровне.

РАДА ЗА СВОЙ ВЫБОР

Ксения КРЫЛОВАНезаметно пролетели 5 курсов учебы, и также незаметно пришла пора задуматься о своем профессиональном будущем, осознать, что взрослая жизнь уже началась. Начиная со средних классов школы, я выбрала себе юриспруденцию и никогда больше не видела себя в другой роли... Поэтому 5 лет учебы прошли с пользой, с интересом и со знанием, что все, что делается и изучается, пригодится в практической деятельности.

Арбитражный суд Республики Марий Эл – это, наверное, самое лучшее место для того, чтобы проверить, на что ты способен как профессиональный юрист, готов ли ты к тому, чтобы отдавать все свои знания и силы профессии. Высокий уровень юридического мастерства судей и работников суда известен всем, и понимание этого требует максимального приложения усилий и трудолюбия. Это было ясно еще на лекциях и семинарах, проводимых судьями, но как ни странно, это не убавляло желания и стремления работать именно здесь. Мечты сбываются, ведь главное – верить, что все получится!

Я работаю в Арбитражном суде! Трудности есть всегда и везде, вопрос лишь в том, как относиться к ним – как к проблеме или как к чему-то, что укрепляет и продвигает тебя. Работа в Арбитражном суде позволяет применить и требует применения всех теоретических знаний, полученных на юридическом факультете. Нет таких вопросов, которые не получили бы практическое освещение в работе в Арбитражном суде. Это сложно, но выполнимо. И именно в такие моменты понимаешь, что практика невозможна без хорошей теории, поэтому я с благодарностью осознаю, что все, что мною приобретено в профессиональном плане, во многом вкладывалось именно во время учебы на факультете талантливыми преподавателями, умеющими заинтересовать и донести свою дисциплину не только до ума студентов, но и до их души.

Я люблю свою работу и рада за тот выбор, который я сделала!

Спасибо, Факультет!

Ксения Крылова

НА КАФЕДРЕ - МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ

Л.М.РЫБАКОВ и С.В.ВОЛКОВ

Электроэнергетический факультет – один из молодых факультетов МарГУ, образован в 1996 году. За это время им подготовлено немало высококвалифицированных кадров для электроэнергетических предприятий. Обеспечивает он молодыми специалистами и свои кафедры. Накануне нового учебного года состоялась беседа с одним из основателей этого факультета, заведующим кафедрой электроснабжения Л.М.Рыбаковым и его учеником, выпускником ЭЭФ, кандидатом технических наук С.В.Волковым .

 

–  Какие успехи принес Вам, Сергей Владимирович,   2006-2007 учебный год?

–  В первом семестре мне пришлось изрядно потрудиться: 20 ноября 2006 года в Московском агроинженерном университете состоялась защита моей диссертации по теме «Обоснование комплектования запасными элементами электрических сетей в 10 кВ на основе прогнозирования отказа», а 9 марта 2007 года утвердили ученую степень кандидата технических наук. Это крутой, переломный момент в моей жизни.

Специальность 05.20.02 Электрооборудование электротехнологий в сельском хозяйстве довольно серьезная. Работа осуществлялась под научным руководством доктора технических наук, профессора Л.М.Рыбакова. Большое содействие в подготовке и защите диссертации оказала академик РАН, доктор наук, профессор Т. Б.Лещинская. Оппонентами выступили доктор наук, профессор Н.Н.Сырых, кандидат технических наук, доцент Т.В.Анчарова. Отзывы о диссертации писали ученые из Московского энергетического института, Московской сельскохозяйственной академии им. А.К.Тимирязева, Челябинска, Чебоксар. Всем выражаю огромную благодарность.

 

–  Леонид Максимович, Вы довольны своим учеником?

–  Конечно, да. Сергей Владимирович прекрасно справился с учебой в аспирантуре, в годы учебы реально осуществлял свои планы, выработал ряд решений по эксплуатации системы электротехсервиса, имеет достаточное количество публикаций в московских изданиях: «Проблемы энергетики», «Электрификация сельского хозяйства», котируемых по направлению «Электроэнергетика», у него также была одна зарубежная публикация – это статья в журнале кафедры электроэнергетики Иваново-Франковского института нефти и газа.

В теоретическом плане диссертация С.В.Волкова была на высоком уровне, что также отмечали и выступающие на защите. Его работа достойная и имеет перспективу дальнейшего продвижения. Я, как заведующий кафедрой, очень рад, что наш коллектив пополнился  еще одним кандидатом наук.

 

Материал подготовили Л.ИВАНОВА и Л КУДРЯШОВА