Существует достаточное количество научных исследований, доказывающих, что женщины отличаются от мужчин не только по биологическим признакам, но и личностными характеристиками, особенностями мышления, речи, воображения. Этот факт, без сомнения, следует учитывать в образовательном процессе. Ведь педагогический штат любого учебного заведения включает в себя как мужчин, так и женщин. А значит, мужчины и женщины обучают по-разному, и существуют определенные гендерные различия в стилях профессиональной деятельности преподавателей.
Накануне Международного женского дня, когда все внимание приковано к прекрасной половине человечества, нам бы хотелось проанализировать ситуацию с точки зрения того, что свойственно, по мнению студентов, преподавателям-мужчинам и преподавателям-женщинам.
Мы провели анкетирование, целью которого было исследование гендерных особенностей личностных и профессиональны качеств, стиля общения преподавателей. Анкеты заполняли студенты 5 курса Аграрно-технологического института (АТИ), 4 курса экономического факультета (ЭКФ) и аспиранты первого года обучения Марийского государственного университета. Группы были выбраны по двум принципам: во-первых, старшекурсники и аспиранты имеют большой опыт общения с преподавателями и могут дать более объективную оценку преподавательской деятельности, во-вторых, на данных факультетах в преподавательский коллектив входит равное количество мужчин и женщин. Всего было опрошено 43 студента и аспиранта.
Ответы показали, что существуют некоторые различия в стилях преподавания мужчин и женщин. Женщины-преподаватели эмоциональнее, настойчивее и активнее, у них яркая и эмоциональная речь. Мужчины-преподаватели отличаются добротой, терпимостью, справедливостью, а чувство юмора помогает им создавать дружескую атмосферу на занятиях.
Что касается профессиональных качеств и умений преподавателей мужчин и женщин, то существенной разницы в оценке нет. Но, тем не менее, женщины более творчески подходят к процессу обучения, они стремятся разнообразить учебный процесс, могут успешно мотивировать и стимулировать учащихся. Лучше всего женщинам удается формировать познавательный интерес студентов к своему предмету, а предъявляемый женщинами учебный материал носит более научный, систематичный и актуальный характер. Зато, по данным анкет, выяснилось, что мужчины более четко определяют цель занятия и связывают изучаемый материал с профессиональными интересами аудитории, а также они лучше адаптируют учебный материал к особенностям слушателей.
Опрос студентов доказал, что женщины-преподаватели, хоть и ненамного, но лучше владеют искусством общения. Женщина-преподаватель более успешно, чем мужчина-преподаватель использует невербальные средства общения, налаживает эмоциональный контакт, с большей легкостью разрешает конфликтные ситуации, создает благоприятную психологическую атмосферу. Такое качество, как умение сплотить коллектив, студенты оценили одинаково и у мужчин, и у женщин. В свою очередь, мужчинам-педагогам удается лучше поддерживать дисциплину на занятиях.
По нашему мнению, необходимо учитывать гендерные особенности и различия при оценке преподавателей и индивидуального стиля педагогической деятельности в образовательном процессе высшего учебного заведения.
Успех обучения студентов и аспирантов во многом связан с тем, какие преподаватели работают с ними. Сочетание различных стилей обучения, мировосприятия, личных особенностей команды преподавателей, мужчин и женщин, и определяет результат нашей деятельности.
Мы сильные, потому что мы разные!
Н.Валькова, И.Сергеева,
аспиранты кафедры педагогики