ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

logo

Физико-математический факультет является одним из первых и ведущих факультетов Марийского государственного университета. Свое начало он берет с открытия университета в 1972 году.

В настоящее время на физмате обучаются 450 студентов, функционируют 5 кафедр: математического анализа и теории функций, высшей математики, прикладной математики и информатики, общей физики, квантовой статистики. Они обеспечивают учебный процесс по 3 специальностям: 010101 Математика, 010501 Прикладная математика и информатика, 010101 Физика и выпуск специалистов соответственно с квалификациями "Математик", "Математик. Системный программист", "Физик". На этих кафедрах трудятся 38 штатных преподавателей, 61% которых имеют ученые степени и звания. Отрадно отметить, что 42% профессорско-преподавательского состава кафедр - выпускники нашего факультета. Четыре профессора кафедр - доктора физико-математических наук В.С.Ижуткин, М.Ю.Кокурин, А.А.Косов, М.Л.Николаев начинали свою преподавательскую карьеру ассистентами на физико-математическом факультете, а один из них, М.Ю.Кокурин, - выпускник факультета 1985 года.

За время своего существования физико-математический факультет осуществил 33 выпуска, 1727 студентов получили диплом государственного образца о высшем университетском образовании, из них 140 человек - с отличием. Трудно указать области деятельности, где не трудятся наши выпускники. Их подготовка, целеустремленность, широкая образованность позволяют им реализовывать потенциал, заложенный на физмате, на научной и административной стезе, в области бизнеса самого широкого профиля, ну и самое главное - в области образования.

Время становления факультета пришлось на очередной этап научно-технической революции, происходящей во всем мире, на эпоху всеобщей информатизации и компьютеризации. Исходя из насущной необходимости, на факультете с 1989 года открыта и успешно развивается специальность - "Прикладная математика и информатика". Не без гордости мы можем констатировать, что материальная база, на которой ведется обучение студентов компьютерным наукам, отвечает самым высоким требованиям, позволяя студентам овладевать самыми современными технологиями. Активно развиваются и классические специальности. На отделении "Математика" введена востребованная временем специализация "Актуарный и финансовый анализ". На специальности "Физика" идет подготовка по быстро развивающимся в настоящее время направлениям - физике высокотемпературной сверхпроводимости, радиационному мониторингу окружающей среды, резонансным методам исследования вещества. Обучение по всем этим направлениям ведется преподавателями, активно и плодотворно занимающимися научными исследованиями в этих областях науки. Несмотря на объективные трудности, идет непрерывная модернизация существующих учебных и научных физических лабораторий, осуществляемая во многом собственными силами. Огромную помощь в этом факультету оказывает ректорат университета.

В последние годы на всех специальностях открыты аспирантуры, что позволяет готовить на месте высококвалифицированные кадры для работы в высших учебных заведениях нашего края. На кафедре квантовой статистики открыта докторантура по специальности "Физика сверхпроводников".

Развитие современного общества потребовало новых подходов к образовательному процессу, и в этой области факультет может гордиться своими делами. Благодаря усилиям преподавателей и сотрудников факультета особенно широко используются компьютерные технологии.

Трудно учиться на физмате, из всех поступивших в среднем только 80% доходят до диплома, тем не менее, физматяне - веселый, неунывающий, не пасующий перед трудностями народ. Подданные королевства ФИЗМАТ умеют и успевают не только учиться, но и весело отдыхать, свято сохраняют и приумножают те традиции, которые были заложены в первые годы существования факультета. Чего только стоит один ежегодный праздник - День Физики и Математики (ДФиМ), проводимый на факультете с 1974 года! Широко известны спортивные достижения студентов и преподавателей. Художественную самодеятельность коллектива факультета всегда отличали особая самобытность и высокое качество.

Надеемся, что все наши достижения - это только начало великого пути, который ждет всех нас. В наше динамичное, труднопрогнозируемое время практически невозможно детально планировать свое будущее. Но я думаю, что, тщательно отслеживая тенденции развития современной высшей школы, используя творческий и научный потенциал всего факультета, широко и быстро внедряя современные образовательные технологии, наш физмат может уверенно смотреть в свое будущее.

Декан ФМФ Г.А.Ситников