20 марта 2006 г. состоялась встреча ректора Марийского государственного университета В.И.Макарова с Советом лидеров вуза в составе: Акимова Елена (ЭКФ), Бадьина Елена (БХФ), Богданов Андрей (ЭЭФ), Двоеглазов Денис (БХФ), Елисеева Мария (ЮрФ), Ефремов Александр (ИФФ), Матвеева Екатерина (ФКИ), Пискун Дмитрий (АТИ), Попова Виктория (ФМФ), Царегородцева Юлия (ФМО).
В ходе диалога администрации и представителей студенчества университета были обсуждены вопросы, представляющие интерес для всех студентов вуза.
Важность встречи подчеркнул ректор В.И. Макаров: "Для того чтобы руководители были в курсе всех дел и планов студентов, необходимо проводить такие встречи. Первоочередной задачей администрации в повестке дня ставится изучение предложений студентов, поэтому хотелось бы от вас напрямую услышать, что бы вы хотели изменить в студенческой жизни. В этом плане постоянный, доверительный диалог руководителей вуза и студентов очень важен".
Какими Вы видите перспективы развития Марийского государственного университета на ближайшие 5-10 лет?
В.И. Макаров: Каждый из нас хочет видеть университет через 5-10 лет одним из динамично, стабильно развивающихся вузов, ведь классический университет - это вуз особый, раньше все образование строилось вокруг классического университета. Наш университет - это центр образования, науки и культуры Республики Марий Эл, готовый оказывать образовательные услуги, готовить кадры востребованных на рынке труда молодых специалистов по заявкам заказчиков. Университет должен развивать международные связи, быть конкурентоспособным среди других вузов, а этого мы можем добиться совместной работой. К нашему университету присоединяются два образовательных учреждения: МГПИ им. Н.К.Крупской и Ежовский аграрный колледж. Все необходимые документы уже представлены в Федеральное агентство по образованию. После присоединения потенциал нашего вуза еще больше расширится, возрастет перечень оказываемых образовательных услуг. Объединенный вуз должен намного повысить ответственность перед республикой в плане подготовки специалистов, чтобы наши выпускники получили достойное качественное образование.
Ваше отношение к идее создания Совета студенческого самоуправления МарГУ как органа соуправления?
В.И. Макаров: Самое положительное. Орган студенческого самоуправления должен периодически собираться, обсуждать возникающие проблемы параллельно с ректоратом. Мы с благодарностью будем поддерживать те идеи, которые появятся во время обсуждения, поможем внедрить ваши идеи в студенческую жизнь. Если говорить о решении проблем на достаточно высоком уровне, то часть функций ректорат может передать органу студенческого самоуправления. Вот о чем идет речь в конечном итоге. Мы должны доверять студентам вопросы организации учебного процесса, научной деятельности студентов и в то же время помогать. Вы сегодня лидеры, за вами студенты, факультеты, и вы совместно с ректоратом должны решать те задачи, которые ставит ваш студенческий коллектив. Но требования могут быть разные, поэтому важно понять, насколько обоснованно перед вами ставятся задачи и насколько обоснованные требования вы ставите перед ректоратом. Вы должны понимать, что главной задачей всегда будет учеба, и от качества обучения зависит престиж любого вуза.
По Вашему мнению, из чего складывается престиж вуза и насколько престижен наш МарГУ?
В.И. Макаров: Мы ежегодно представляем данные для рейтинговой оценки вуза, по результатам, наш университет входит в 100 передовых вузов России, а всего в стране около 400 государственных вузов, причем есть вузы, которым более 100 лет, а МарГУ всего 33 года - это большая разница.
В.А. Иванов: Престиж вуза определяется статусом, который официально присваивает Федеральное агентство по образованию на основе комплексной оценки деятельности вуза. Мы прошли аттестацию в прошлом году: на 99% наш вуз соответствует статусу классического университета. Это для региональных вузов исключительный показатель. Престиж вуза определяется также научным потенциалом, остепененностью, тем, насколько трудоустроены выпускники. Прежде всего престиж университета создают сами студенты.
Одной из главных составляющих престижа вуза является научно-исследовательская деятельность студентов, но финансирование очень сложное. Какая возможность имеется, чтобы создать условия для развития НИРС?
С.В. Стариков: Самое главное, чтобы у студентов было желание заниматься наукой, а администрация всегда пойдет навстречу в отношении ваших командировок. Министерство образования и науки РФ никаких финансов на научно-исследовательскую работу студентов не выделяет. Это для вас может быть открытием, но это так. Мы вынуждены изыскивать средства из внебюджетного фонда, но там нет соответствующих статей расхода. Решаем вопросы в индивидуальном порядке. Мы не говорим вам "нет", мы каждый раз стараемся решать вопрос. Другое дело, что должно быть тесное взаимодействие между администрацией и студентами через вас, лидеров факультетов.
Что, на Ваш взгляд, является самым важным в работе попечительского совета и каким Вы видите попечительский совет МарГУ?
В.И. Макаров: Мы уже создали такой совет на электроэнергетическом факультете. Попечительский совет должен помогать ректорату решать вопросы материально-технического обеспечения в плане организации учебного процесса (приобретение оборудования, приборов), студенческой жизни (стипендии, конкурсы), конкурентоспособности выпускников университета. В настоящее время мы изучаем эти возможности и в скором будущем создадим попечительские советы и на других факультетах.
Среди студентов, обучающихся на коммерческой основе, есть такие, которые учатся на "отлично", есть ли у них возможность перейти на бюджетное обучение?
В.И. Макаров: Есть. Согласно Уставу университета, перевод студентов с платной формы обучения на бюджетную возможен, как правило, после двух лет обучения, при наличии отличных оценок и вакансий в бюджетной группе, решением Совета факультета.
Ходят слухи:1) увеличивается до 900 р.; 2) стипендии будут платить только за отличную учебу. Это правда?
В.И. Макаров: Да, это только слухи. У нас есть стипендиальное положение, согласно которому выплачиваются академическая и социальная стипендии, а об изменении этого положения пока официальных документов нет.
Каковы перспективы факультета психологии?
В.И. Макаров: Для создания факультета в структуре университета одной специальности недостаточно, может быть, это будет факультет психологии и социологии или факультет психологии и философии, или преобразование отделения психологии в факультет будет связано с какой-то другой дисциплиной.
Каким образом будут решаться вопросы об увеличении количества мест в общежитиях?
В.И. Макаров: В настоящее время Федеральное агентство по образованию рассматривает представленные нами документы по строительству общежития. Если примут наши предложения, то будем строить общежитие на 750 мест.
Как Вы думаете, кто главнее, преподаватель или студент?
В.И. Макаров: Конечно, студенты. Если бы не было студентов, кого же мы бы учили? А если бы не было преподавателей, кто учил бы вас?
Л.Г.Смирнова