Профилирующий творческий экзамен по специальности “Журналистика” собирались ввести давно. Кафедра уже подарила республике два выпуска талантливых молодых ребят-журналистов, но идея более жесткого отбора будущих студентов осуществилась только в этом году.
Журналистика – творческая профессия, она требует наличия определенных качеств: коммуникабельности, широкого кругозора, интереса к общественно-политической жизни и др. Именно творческий конкурс позволяет выявить их наличие или отсутствие, а преподаватели в ходе его получают возможность лично познакомиться с потенциальными первокурсниками, чтобы в сентябре, как говорится, не получить "кота в мешке".
Процедура проведения экзамена, его содержание разрабатывались преподавателями кафедры журналистики с привлечением других специалистов историко-филологического факультета. При этом учитывался опыт других вузов, в особенности Казанского государственного университета.
В этом году творческий экзамен по журналистике состоял из двух частей. Первая – эссе, на написание которого давался всего лишь час. Ограничение времени было проверкой способности абитуриентов работать "в экстремальных условиях”. Вторая часть представляла собой собеседование, в ходе которого проверялись знания по истории, обществознанию, теории литературы, современной российской и республиканской журналистике; способности поступающих самостоятельно рассуждать, анализировать и делать выводы. Планировалась и третья часть экзамена – конкурс журналистских материалов. Но в этом году он фактически не был проведен: экзаменаторы лишь ознакомились с работами абитуриентов и обсудили их во время собеседования. За обе части экзамена выставлялись оценки по стобалльной шкале, затем высчитывалось их среднее арифметическое, что и было в итоге оценкой за творческий экзамен.
Конечно, экзамен – серьезное мероприятие, но и здесь без курьезов не обошлось. Например, преподаватели узнали о том, что "Война и мир" Л.Н.Толстого – это произведение о Великой Отечественной войне. У некоторых абитуриентов вызвал удивление тот факт, что Шукшин-актер и Шукшин-писатель – это один и тот же человек. Впрочем, были и приятные неожиданности, причем с обеих сторон: одна абитуриентка поразила преподавателей, прочитав наизусть "Реквием" Анны Ахматовой, а один из экзаменаторов удивил поступающих обильным цитированием "Евгения Онегина".
Однако, по словам преподавателей, общий уровень подготовки абитуриентов не высок. Большинство из них обладает лишь обыденными представлениями о журналистике. Были недостатки и у самого экзамена. Например, его первая часть очень похожа на школьное сочинение по литературе. На будущее в качестве возможного варианта можно предложить написание эссе общественно-политической проблематики.
Всего в этом году было подано более 150 заявлений, но около двадцати человек не пришли на первую часть творческого экзамена. Были и такие, которые, написав эссе, не явились на собеседование. В итоге одно место русского отделения штурмовало 8 человек, марийского – 2,5.
Также стоит отметить такой интересный факт: будущими журналистами пожелали стать несколько выпускников-медиков. "Может быть, это возрождение чеховской традиции?" – задался вопросом один из преподавателей кафедры.
Юлия БЕЛОУСОВА,
Ольга ИВАНОВА