Марийский Государственный Университет * Газета Марийский Университет

В начало Предыдущая статья Содержание Следующая статья В конец

РАЗВИТИЕ ОТКРЫТОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

Марийский государственный университет начал занятия с первыми слушателями с использованием дистанционных технологий 1 февраля 1998 г., зачислив первых восемь студентов на курс "Макроэкономика". К 1 марта 2001 г. количество обучающихся в МарГУ по различным программам с использованием дистанционных технологий составило более 900 человек.

На протяжении ряда последних лет в системе образования МарГУ силами ЦДО проводятся работы по интеграции компьютерных телекоммуникационных сетей, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований, основанных на применении современных средств автоматизации. Стремление объединить наработки системы образования с новейшими информационными технологиями вызвано желанием сформировать в Республике Марий Эл открытое образовательное пространство, доступное для самых широких слоев населения.

Сегодня мы можем говорить о работе трех основных образовательных программ, использующих дистанционные технологии.

Первая программа - это работа Марийского государственного университета в единой системе дистанционного образования России, включающей более 120 высших учебных заведений и учебных центров России и стран СНГ. Координация работы этой разветвленной сети осуществляется Межвузовским центром дистанционного образования Минобразования России, в которой МарГУ имеет сертификат о регистрации № 68/RU от 7.09.98 г.

По специальностям первой программы - бухгалтерский учет и аудит, юриспруденция и др. - обучается 121 человек. Из них 67 человек - жители г.Йошкар-Олы, 21 - представители районов республики и 33 - жители Кировской области. 12 человек занимают должности директоров и зам.директоров предприятий , 23 человека - гл. бухгалтера, 15 человек - ведущие специалисты. Например, из п. Санчурск Кировской области обучаются: гл. бухгалтер отделения федерального казначейства, гл. бухгалтер райфинотдела, два инспектора налоговой инспекции. Из 121 человека 65 имеют среднее специальное образование, 21 человек - высшее образование и остальные - среднее и неполное высшее образование.

Вторая программа - это обучение в экстернате МарГУ. В этой программе, основанной на дистанционных технологиях, участвует 567 слушателей см. Табл.1, Табл.2, Табл.3).

Таблица 1

Распределение студентов ЦДО, обучающихся по специальности 060500
- Бухгалтерский учет и аудит, по возрасту и месту жительства
(данные на 1 марта 2001 года)
Город и районы Кол-во студентов По возрасту
Всего В т.ч. из
район.
центра
Жен. Муж. 18 и
моложе
19-24 25-29 30-34 35-39 40 и
старше
Ц Д О    М а р Г У
Йошкар-Ола 112 1011133322181719
Моркинский201620-112457
Медведевский211021-145-65
Сернурский6651-222--
Куженерский191919-172423
Советский454145--1832418
Мари-Турекский878-1-2122
Звениговский323--2--1-
Новоторъялский1413131-31226
Параньгинский1817153-2-259
Килемарский666-----15
Оршанский222--2----
Волжский313-21----
Кировская обл.111111---2--9
Татария222--1--1-
За пределами РМЭ2111-2----
Всего2921542751797841354683
В о л ж с к и й         р е г и о н а л ь н ы й         ц е н т р
Волжск205-17530168726202630
Волжский11-1012711--
Звениговский1-1---1---
Татарстан10810-532---
Йошкар-Ола1--1-1----
За пределами РМЭ1--1--1---
Всего229819633239831212630
З в е н и г о в с к и й         р е г и о н а л ь н ы й         ц е н т р
Звенигово39-33671310441
Звениговский7-7--32-11
Всего46-40671612452
Итого5671625115639192846077115
Из них 72,8 % имеют среднее специальное образование, 18,5 % - среднее образование и 8,7 % - высшее образование. Слушатели ЦДО работают специалистами в районных отделениях федерального казначейства, в управлениях пенсионного фонда республики, в органах налоговой инспекции, руководителями предприятий и организаций малого и среднего бизнеса и т.д.

Третья программа - это Государственная программа Президента России - На снимке: группа Управление малым и средним 
бизнесом Президентской программы подготовки управленческих кадров Программа профессиональной переподготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. В 1999-2000 уч.г. по этой программе подготовлено 29 специалистов, представляющих реальную экономику Республики Марий Эл. Слушатели Программы защитили выпускные квалификационные работы и получили дипломы о профессиональной переподготовке по специализациям "Экологический менеджмент" и "Антикризисное управление и финансовое оздоровление предприятия".

В 2000-2001 учебном году в ЦДО МарГУ по дистанционным технологиям обучаются 40 специалистов из реальной экономики РМЭ - участников Президентской программы подготовки управленческих кадров. Слушатели Президентской программы обучаются по специальности "Менеджмент" со специализациями "Антикризисное управление и финансовое оздоровление предприятия" и "Управление малым и средним бизнесом". Первая специализация прошла в 2000 г. общественную аккредитацию (Свидетельство I-3 № 039 об общественной аккредитации общеобразовательной программы профессиональной переподготовки управленческих кадров "Антикризисный менеджмент" консорциума МЭСИ-МарГУ от 6 июля 2000 г.) Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (Протокол №13 от 30 июня 2000 г.). Вторая специализация прошла конкурсный отбор Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ.

Для реализации дистанционных технологий в университете разработана и внедрена в учебный процесс система компьютерной обратной связи со слушателями посредством глобальной информационной сети INTERNET. Экстерны и слушатели программы профессиональной переподготовки проходят еженедельное тестирование по изучаемым темам в INTERNET (см. сайт - http://dlc.marsu.ru). Разработанное и действующее в МарГУ программное обеспечение функционирует на базе операционной системы Windows NT4 Server (в качестве web сервера используется Microsoft Internet Information Server v3.0). Введение в действие с сентября 1999 г. обучающего сервера, работающего в среде UNIX, позволило реализовать стратегическую программу государства - подготовку кадров для развития народного хозяйства РМЭ и РФ с минимальными затратами, т.е. без отрыва специалистов от работы и места жительства.

Основу дистанционного образования составляет программно-методическое обеспечение. Каждый студент получает в ЦДО МарГУ аттестационный план, программы дисциплин, учебно-методические пособия, доступ к гипертекстовым учебным материалам, размещенным на сервере локальной сети университета, контрольные и текстовые задания, тематику курсовых и дипломных работ, другие материалы. Это способствует проявлению самостоятельности и раскрытию творческого потенциала обучаемого, а также формирует его методологическую культуру, без которой сложно ориентироваться как в социальном, так и в профессиональном пространстве быстро изменяющегося мира.

Кроме того, студент получает возможность общаться с преподавателем через средства связи, а при необходимости - пользоваться систематическими консультациями преподавателя непосредственно в университете, которые проводятся по средам и субботам. Частоту подобных обращений студент определяет сам. Гибкая система консультаций дает возможность привлечь к обслуживанию слушателей лучшие научные и преподавательские кадры не только МарГУ, но и МарГТУ, МГПИ, вузов Казани, а также ведущих специалистов предприятий республики.

Построение системы открытого дистанционного образования предполагает создание региональных центров. Одним из главных принципов открытого образования во всем мире является приближение процесса обучения к месту проживания студента. Реализуя этот принцип, МарГУ организовал два региональных центра дистанционного образования: Волжский ЦДО - при Марийском целлюлозно-бумажном техникуме (г. Волжск) и Звениговский ЦДО при общеобразовательной средней школе №2 (г. Звенигово). Региональные центры действуют как информационные, учебно-консультационные центры. Проводя информационную (маркетинговую) работу, региональные центры распространяют информацию о специальностях, учебных планах и программах МарГУ, особенностях обучения в экстернате с использованием дистанционных технологий. Результатом такой работы является набор студентов: в Волжском ЦДО - 229 человек, в Звениговском ЦДО - 47. К работе со студентами в региональных центрах привлекаются квалифицированные преподаватели, причем и обучающиеся, и преподаватели взаимодействуют с региональными центрами в части подготовки к текущей аттестации. Текущую аттестацию организует и проводит МарГУ.

Организация учебного процесса в экстернате требует оформления большого объема различных документов. Студенты заключают с региональным центром и университетом трехсторонний договор, определяющий широкий спектр финансовых, временных и иных параметров, регламентирующих взаимодействие сторон. В ходе текущей аттестации на каждого студента по каждой дисциплине оформляется аттестационная ведомость (в двух экземплярах). Текущая аттестация по дисциплине протоколируется с приложением всех ответов студентов. В результате в университете накапливается колоссальный объем различных документов, переработка которого приводит к недопустимым временным задержкам, неоперативности в принятии решений. Эти факторы сегодня являются ограничителями на пути расширения сети региональных центров.

Быстрое развитие дистанционного образования в России позволяет сделать вывод о перспективности этой формы образования для нашей страны. На наш взгляд, есть все основания предполагать, что мощная технологическая и методологическая база открытых и виртуальных форм обучения со временем возьмет на себя основную нагрузку по профессиональному переобучению, а в ряде случаев, и обучению специалистов в РМЭ. Этому содействует доступность эффективных образовательно-профессиональных программ и технологий. У слушателей, использующих новые технологии в образовании, мала потребность в очных занятиях, а это особенно важно для переобучения специалистов, работающих в районах республики. Выбор слушателями курсов по потребности приводит к огромному количеству возможных комбинаций, число которых значительно превосходит количество возможных специализаций очного и заочного обучения. При этом студенты могут учиться с перерывами, в зависимости от их финансовых и временных возможностей. Вместе с тем студенты могут изучать одновременно несколько курсов и постепенно достигать любых уровней квалификации. Малая потребность в аудиториях и преподавателях, отсутствие необходимости поездок студентов на сессии и отрыва специалистов от работы и места жительства делают затраты на образование относительно небольшими. Низкие затраты позволяют сформировать устойчивый спрос у населения на образовательные услуги по современным специальностям и специализациям.

Создаваемая система открытого образования будет способна предоставить населению разнообразные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно и обеспечить возможность получения современного профессионального знания. При этом каждый обучаемый будет иметь возможность выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, где бы территориально он не находился. Развитию системы открытого профессионального образования в Волго-Вятском регионе способствует успешно реализованный в Республике Марий Эл региональный информатизационный проект "Марийский Интернет" (см. сайт - http://dlc.marsu.ru).

А.А.Косов, руководитель ЦДО, профессор
Н.Б.Бакланова, зам. руководителя ЦДО, старший преподаватель


В начало