Марийский государственный университет начал занятия с первыми слушателями с использованием дистанционных технологий 1 февраля 1998 г., зачислив первых восемь студентов на курс "Макроэкономика". К 1 марта 2001 г. количество обучающихся в МарГУ по различным программам с использованием дистанционных технологий составило более 900 человек.
На протяжении ряда последних лет в системе образования МарГУ силами ЦДО проводятся работы по интеграции компьютерных телекоммуникационных сетей, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований, основанных на применении современных средств автоматизации. Стремление объединить наработки системы образования с новейшими информационными технологиями вызвано желанием сформировать в Республике Марий Эл открытое образовательное пространство, доступное для самых широких слоев населения.
Сегодня мы можем говорить о работе трех основных образовательных программ, использующих дистанционные технологии.
Первая программа - это работа Марийского государственного университета в единой системе дистанционного образования России, включающей более 120 высших учебных заведений и учебных центров России и стран СНГ. Координация работы этой разветвленной сети осуществляется Межвузовским центром дистанционного образования Минобразования России, в которой МарГУ имеет сертификат о регистрации № 68/RU от 7.09.98 г.
По специальностям первой программы - бухгалтерский учет и аудит, юриспруденция и др. - обучается 121 человек. Из них 67 человек - жители г.Йошкар-Олы, 21 - представители районов республики и 33 - жители Кировской области. 12 человек занимают должности директоров и зам.директоров предприятий , 23 человека - гл. бухгалтера, 15 человек - ведущие специалисты. Например, из п. Санчурск Кировской области обучаются: гл. бухгалтер отделения федерального казначейства, гл. бухгалтер райфинотдела, два инспектора налоговой инспекции. Из 121 человека 65 имеют среднее специальное образование, 21 человек - высшее образование и остальные - среднее и неполное высшее образование.
Вторая программа - это обучение в экстернате МарГУ.
В этой программе,
основанной на дистанционных технологиях, участвует 567 слушателей см. Табл.1, Табл.2, Табл.3).
Город и районы | Кол-во студентов | По возрасту | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | В т.ч. из район. центра |
Жен. | Муж. | 18 и моложе |
19-24 | 25-29 | 30-34 | 35-39 | 40 и старше |
|
Ц Д О М а р Г У | ||||||||||
Йошкар-Ола | 112 | 101 | 11 | 3 | 33 | 22 | 18 | 17 | 19 | |
Моркинский | 20 | 16 | 20 | - | 1 | 1 | 2 | 4 | 5 | 7 |
Медведевский | 21 | 10 | 21 | - | 1 | 4 | 5 | - | 6 | 5 |
Сернурский | 6 | 6 | 5 | 1 | - | 2 | 2 | 2 | - | - |
Куженерский | 19 | 19 | 19 | - | 1 | 7 | 2 | 4 | 2 | 3 |
Советский | 45 | 41 | 45 | - | - | 18 | 3 | 2 | 4 | 18 |
Мари-Турекский | 8 | 7 | 8 | - | 1 | - | 2 | 1 | 2 | 2 |
Звениговский | 3 | 2 | 3 | - | - | 2 | - | - | 1 | - |
Новоторъялский | 14 | 13 | 13 | 1 | - | 3 | 1 | 2 | 2 | 6 |
Параньгинский | 18 | 17 | 15 | 3 | - | 2 | - | 2 | 5 | 9 |
Килемарский | 6 | 6 | 6 | - | - | - | - | - | 1 | 5 |
Оршанский | 2 | 2 | 2 | - | - | 2 | - | - | - | - |
Волжский | 3 | 1 | 3 | - | 2 | 1 | - | - | - | - |
Кировская обл. | 11 | 11 | 11 | - | - | - | 2 | - | - | 9 |
Татария | 2 | 2 | 2 | - | - | 1 | - | - | 1 | - |
За пределами РМЭ | 2 | 1 | 1 | 1 | - | 2 | - | - | - | - |
Всего | 292 | 154 | 275 | 17 | 9 | 78 | 41 | 35 | 46 | 83 |
В о л ж с к и й р е г и о н а л ь н ы й ц е н т р | ||||||||||
Волжск | 205 | - | 175 | 30 | 16 | 87 | 26 | 20 | 26 | 30 |
Волжский | 11 | - | 10 | 1 | 2 | 7 | 1 | 1 | - | - |
Звениговский | 1 | - | 1 | - | - | - | 1 | - | - | - |
Татарстан | 10 | 8 | 10 | - | 5 | 3 | 2 | - | - | - |
Йошкар-Ола | 1 | - | - | 1 | - | 1 | - | - | - | - |
За пределами РМЭ | 1 | - | - | 1 | - | - | 1 | - | - | - |
Всего | 229 | 8 | 196 | 33 | 23 | 98 | 31 | 21 | 26 | 30 |
З в е н и г о в с к и й р е г и о н а л ь н ы й ц е н т р | ||||||||||
Звенигово | 39 | - | 33 | 6 | 7 | 13 | 10 | 4 | 4 | 1 |
Звениговский | 7 | - | 7 | - | - | 3 | 2 | - | 1 | 1 |
Всего | 46 | - | 40 | 6 | 7 | 16 | 12 | 4 | 5 | 2 |
Итого | 567 | 162 | 511 | 56 | 39 | 192 | 84 | 60 | 77 | 115 |
Третья программа - это Государственная программа Президента России - Программа профессиональной переподготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. В 1999-2000 уч.г. по этой программе подготовлено 29 специалистов, представляющих реальную экономику Республики Марий Эл. Слушатели Программы защитили выпускные квалификационные работы и получили дипломы о профессиональной переподготовке по специализациям "Экологический менеджмент" и "Антикризисное управление и финансовое оздоровление предприятия".
В 2000-2001 учебном году в ЦДО МарГУ по дистанционным технологиям обучаются 40 специалистов из реальной экономики РМЭ - участников Президентской программы подготовки управленческих кадров. Слушатели Президентской программы обучаются по специальности "Менеджмент" со специализациями "Антикризисное управление и финансовое оздоровление предприятия" и "Управление малым и средним бизнесом". Первая специализация прошла в 2000 г. общественную аккредитацию (Свидетельство I-3 № 039 об общественной аккредитации общеобразовательной программы профессиональной переподготовки управленческих кадров "Антикризисный менеджмент" консорциума МЭСИ-МарГУ от 6 июля 2000 г.) Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (Протокол №13 от 30 июня 2000 г.). Вторая специализация прошла конкурсный отбор Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ.
Для реализации дистанционных технологий в университете разработана и внедрена в учебный процесс система компьютерной обратной связи со слушателями посредством глобальной информационной сети INTERNET. Экстерны и слушатели программы профессиональной переподготовки проходят еженедельное тестирование по изучаемым темам в INTERNET (см. сайт - http://dlc.marsu.ru). Разработанное и действующее в МарГУ программное обеспечение функционирует на базе операционной системы Windows NT4 Server (в качестве web сервера используется Microsoft Internet Information Server v3.0). Введение в действие с сентября 1999 г. обучающего сервера, работающего в среде UNIX, позволило реализовать стратегическую программу государства - подготовку кадров для развития народного хозяйства РМЭ и РФ с минимальными затратами, т.е. без отрыва специалистов от работы и места жительства.
Основу дистанционного образования составляет программно-методическое обеспечение. Каждый студент получает в ЦДО МарГУ аттестационный план, программы дисциплин, учебно-методические пособия, доступ к гипертекстовым учебным материалам, размещенным на сервере локальной сети университета, контрольные и текстовые задания, тематику курсовых и дипломных работ, другие материалы. Это способствует проявлению самостоятельности и раскрытию творческого потенциала обучаемого, а также формирует его методологическую культуру, без которой сложно ориентироваться как в социальном, так и в профессиональном пространстве быстро изменяющегося мира.
Кроме того, студент получает возможность общаться с преподавателем через средства связи, а при необходимости - пользоваться систематическими консультациями преподавателя непосредственно в университете, которые проводятся по средам и субботам. Частоту подобных обращений студент определяет сам. Гибкая система консультаций дает возможность привлечь к обслуживанию слушателей лучшие научные и преподавательские кадры не только МарГУ, но и МарГТУ, МГПИ, вузов Казани, а также ведущих специалистов предприятий республики.
Построение системы открытого дистанционного образования предполагает создание региональных центров. Одним из главных принципов открытого образования во всем мире является приближение процесса обучения к месту проживания студента. Реализуя этот принцип, МарГУ организовал два региональных центра дистанционного образования: Волжский ЦДО - при Марийском целлюлозно-бумажном техникуме (г. Волжск) и Звениговский ЦДО при общеобразовательной средней школе №2 (г. Звенигово). Региональные центры действуют как информационные, учебно-консультационные центры. Проводя информационную (маркетинговую) работу, региональные центры распространяют информацию о специальностях, учебных планах и программах МарГУ, особенностях обучения в экстернате с использованием дистанционных технологий. Результатом такой работы является набор студентов: в Волжском ЦДО - 229 человек, в Звениговском ЦДО - 47. К работе со студентами в региональных центрах привлекаются квалифицированные преподаватели, причем и обучающиеся, и преподаватели взаимодействуют с региональными центрами в части подготовки к текущей аттестации. Текущую аттестацию организует и проводит МарГУ.
Организация учебного процесса в экстернате требует оформления большого объема различных документов. Студенты заключают с региональным центром и университетом трехсторонний договор, определяющий широкий спектр финансовых, временных и иных параметров, регламентирующих взаимодействие сторон. В ходе текущей аттестации на каждого студента по каждой дисциплине оформляется аттестационная ведомость (в двух экземплярах). Текущая аттестация по дисциплине протоколируется с приложением всех ответов студентов. В результате в университете накапливается колоссальный объем различных документов, переработка которого приводит к недопустимым временным задержкам, неоперативности в принятии решений. Эти факторы сегодня являются ограничителями на пути расширения сети региональных центров.
Быстрое развитие дистанционного образования в России позволяет сделать вывод о перспективности этой формы образования для нашей страны. На наш взгляд, есть все основания предполагать, что мощная технологическая и методологическая база открытых и виртуальных форм обучения со временем возьмет на себя основную нагрузку по профессиональному переобучению, а в ряде случаев, и обучению специалистов в РМЭ. Этому содействует доступность эффективных образовательно-профессиональных программ и технологий. У слушателей, использующих новые технологии в образовании, мала потребность в очных занятиях, а это особенно важно для переобучения специалистов, работающих в районах республики. Выбор слушателями курсов по потребности приводит к огромному количеству возможных комбинаций, число которых значительно превосходит количество возможных специализаций очного и заочного обучения. При этом студенты могут учиться с перерывами, в зависимости от их финансовых и временных возможностей. Вместе с тем студенты могут изучать одновременно несколько курсов и постепенно достигать любых уровней квалификации. Малая потребность в аудиториях и преподавателях, отсутствие необходимости поездок студентов на сессии и отрыва специалистов от работы и места жительства делают затраты на образование относительно небольшими. Низкие затраты позволяют сформировать устойчивый спрос у населения на образовательные услуги по современным специальностям и специализациям.
Создаваемая система открытого образования будет способна предоставить населению разнообразные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно и обеспечить возможность получения современного профессионального знания. При этом каждый обучаемый будет иметь возможность выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, где бы территориально он не находился. Развитию системы открытого профессионального образования в Волго-Вятском регионе способствует успешно реализованный в Республике Марий Эл региональный информатизационный проект "Марийский Интернет" (см. сайт - http://dlc.marsu.ru).
А.А.Косов, руководитель ЦДО, профессор
Н.Б.Бакланова, зам. руководителя ЦДО, старший преподаватель