Новые направления
Проблема гендерного образования относится к числу приоритетных направлений развития современной высшей школы. Как известно, в США, а затем во многих странах Европы произошла институционализация гендерных исследований, возникли факультеты, гендерные центры при университетах, исследовательские группы, лаборатории, обратившиеся к исследованию этой комплексной междисциплинарной проблемы. Интерес к гендерному образованию достаточно устойчив и в России: так, в 1990 г. был создан Московский центр гендерных исследований (как научное подразделение РАН). В 1991 г. аналогичный центр создан в Санкт-Петербурге (при университете и филиале Института социологических исследований РАН). С 1992 г. такие центры стали появляться и в других регионах России и СНГ: в Самаре, Иванове, Харькове, Петрозаводске, Набережных Челнах, Костроме и др. Однако, несмотря на интерес и даже некоторую моду на подобного рода проблематику, гендерные исследования все еще остаются частным делом отдельных энтузиастов-исследователей; в России практически отсутствуют подготовленные специалисты, а гендерные курсы в вузах читаются лишь с недавнего времени. Создание и развитие подобных центров в регионах России – один из возможных путей институционализации гендерных исследований. Первые шаги в этом направлении уже сделаны в вузах РМЭ (г. Йошкар-Ола).
Гендерный центр в Марийском государственном университете сформировался на кафедре русской и зарубежной литературы ИФФ. Гендерные курсы включены в учебный план (спецсеминар “Концепция мира и человека в русской литературе ХХ века: Гендерные аспекты” и спецкурс “Женская поэзия” русского зарубежья 1940-1990 гг. в системе отечественной культуры” доцента С.Р.Охотниковой).
При поддержке и финансовом содействии Института “Открытое общество” (Фонд Сороса) в рамках “Женской сетевой программы” издана авторская учебная программа спецкурса “Женская поэзия” 1940-1990 годов в системе культуры русского зарубежья: Эволюция жанра” доцента С.Р.Охотниковой. Cоздан компьютерный банк данных по творчеству женщин-поэтов русского зарубежья, подобраны тексты по гендерной проблематике (часть из них в электронном варианте), отксерокопированы наиболее важные работы. Предполагается проведение семинара по гендерному образованию для учителей города и республики.
В рамках этой проблематики работают студенты кафедры русской и зарубежной литературы, выполняются курсовые и дипломные проекты. Следующим шагом в развитии гендерного образования в МарГУ станет создание гендерной лаборатории на базе кафедры русской и зарубежной литературы.
С.Р.Охотникова, доцент
кафедры русской и зарубежной литературы
Новые учебные технологии и учебный процесс
Одним из перспективных направлений совместной работы филологов (кафедра русской и зарубежной литературы) и специалистов в области новых информационных технологий (кафедра прикладной математики) является создание полимедийных (гипертекстовых гипермедийных) баз данных и обучающих программ по русскому фольклору. Они дают возможность фольклористам-исследователям проследить маршруты экспедиций МарГУ, ознакомиться с материалами архива, системой бытующих жанров, получить представление об их региональной специфике, направленности и механизмах осуществления культурных контактов этносов в изучаемом ареале. В свою очередь студенты получают доступ к дистанционному обучению.
В настоящее время на современные электронные носители уже переведены материалы архивов по календарным праздникам и семейно-бытовым обрядам. На их основе созданы полимедийные базы данных; основной текст, характеризующий современное состояние традиционной культуры русских РМЭ, дополнен картами, нотами, фото-, аудио- и видеоматериалами.
Предприняты удачные попытки и в области формирования комплекта учебных программ по курсу “Русского фольклора”. Они были представлены на международной конференции “Славянский мир и традиционная культура” (Москва, май 2001 г.) и получили высокую оценку как фольклористов, так и специалистов в области новых информационных технологий.
Имеющиеся базы данных активно используются в курсах “Математика и информатика”, “Мультимедиа и Интернет” для студентов отделения русской филологии. Они размещены на сервере МарГУ (fmf.marsu.ru). Проекты разрабатывались при активной поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Минобразования Российской Федерации.
Т.А.Золотова, профессор, зав. кафедрой
русской и зарубежной литературы