Mарийский Государственный Университет * Газета Марийский Университет

В начало Предыдущая статья Содержание Следующая статья В конец

КОРПОРАТИВНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ МарГУ - ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ, ОБЩЕНИЯ И НАУЧНОЙ РАБОТЫ

В Марийском государственном университете сетевые технологии становятся все более востребованными и начинают активно использоваться в учебном процессе. Локальная информационно-компьютерная сеть, объединяющая образовательные и научные ресурсы факультетов, институтов и других подразделений университета развита в достаточной степени и требует, в настоящее время, перехода на более высокий качественный уровень - создание объединенного корпоративного информационно-образовательного портала МарГУ.

Корпоративный информационно-образовательный портал призван, на наш взгляд, решать следующие основные задачи:

  • · предоставление информационно-справочных услуг в сфере образования на основе данных Министерства образования и науки РФ, Министерства образования РМЭ, Государственного комитета РМЭ по профессиональному образованию, Совета ректоров РМЭ, Секретариата Поволжской ассоциации государственных университетов;
  • · мониторинга информационно-образовательной сферы как по РМЭ, так и (по ряду вопросов) по Приволжскому федеральному округу в целом;
  • · отражение правовой информации в области образования;
  • · информирование о достижениях науки, техники и образования;
  • · проведение всевозможных социологических исследований в области образования;
  • · вовлечение студентов и преподавателей в инновационные проекты региона;
  • · организация самостоятельной работы студентов;
  • · проведение работы по профессиональному ориентированию абитуриентов;
  • · осуществление доступа для зарегистрированных пользователей к учебно-методическим материалам, тестирующим программам, форумам, электронной библиотеке и конфиденциальной информации;
  • · предоставление возможности удаленного администрирования отдельных узлов портала представителям вузов, входящих в ПАГУ;
  • · доступ к информации, представленной основными тематическими баннерами;
  • · включение мультимедийных программ и интернет-технологий в профессионально-образовательный и учебно-воспитательный процессы;
  • · предоставление различного рода познавательной, обучающей, статистической и развлекательной информации;
  • · предоставление коммуникационных средств поддержки профессионального сообщества региона, в том числе средства публикации новаторских идей в сфере образования и авторских учебно-методических комплексов.

    Помимо этого, на образовательном портале должны быть созданы, постоянно обновляемые разделы: "видео-архив" и "аудио-архив". Кроме того, образовательный портал обязан иметь закрытую часть (доступную только зарегистрированным пользователям - студентам, сотрудникам и преподавателям), которая может содержать в себе, как минимум, следующие образовательные сервисы:

  • - электронная библиотека;
  • - электронное расписание;
  • - электронная зачетная книжка;
  • - система веб-тестирования;
  • - система SMS тестирования (тестирование с помощью сотовой мобильной связи);
  • - учебный форум, чат.

    Анализ существующих порталов образовательных учреждений показывает, что активное развитие и поддержание интернет-ресурсов разнообразной тематики, как правило, выполняется с использованием различных интерактивных разделов. Это могут быть новости (в разных вариантах представления), гостевые книги, различные доски объявлений, форумы и чаты, почтовые рассылки и механизмы оповещения, веб-анкеты и системы голосования, разнообразные каталоги и прайс-листы, формы on-line заявок и прочее. Независимо от оформления размещаемого ресурса, его объема и назначения, внедрение и сопровождение таких разделов является достаточно актуальной задачей. Помимо типичных интерактивных разделов и страниц с периодически обновляемым содержанием, часто требуется обновление большого объема общедоступных документов, разнообразных архивов и прочих файлов. В таких условиях, безусловно, должны быть разработаны определенные средства управления структурой и внутренним содержанием узлов образовательного портала. Нам представляется, что при создании общеуниверситетского образовательного портала, в первую очередь должна решаться задача по управлению и администрированию этим порталом на корпоративном уровне. Задача такого уровня успешно решается Российским государственным институтом открытого образования (РГИОО) (см. сайт: http://www.opennet.ru). Достигнутые к началу 2004 г. масштабы работы РГИОО не имеют аналогов в системе образования РФ. Общее число зарегистрированных серверов информационно-образовательной сети (ИОС) РГИОО к этому времени составило более 100 (из которых 83 приступили к работе), количество учебных заведений, охваченных средой, - более 250, а фонд учебно-методических и информационных ресурсов - более 4600 единиц. В составе этой сети присутствуют как вузы, так и средние учебные заведения и научные организации. Отличительной чертой технологий сети РГИОО является их совместимость с международными спецификациями, регламентирующими форматы информации, циркулирующей в образовательных системах. В рамках проекта РГИОО предложен и реализован подход, обеспечивающий совместимость с рядом основных международных спецификаций (IMS, IEEE, LOM), а также, в части описания ресурсов, с библиотечным стандартом UNIMARC. Спецификации, обеспечивающие данное решение, получили название "Универсальная модель представления образовательной информации". Модель представлена в открытом доступе на центральном сервере РГИОО (http://www.openet.ru), что дает возможность ознакомиться с ней всем заинтересованным специалистам системы образования. Подчеркнем, что Марийский государственный университет вошел в единую информационно образовательную сеть РГИОО в 2004 году в виде организационной структуры - "Волго-Вятский виртуальный университет" с доменом третьего уровня www.opennet.vvvu.ru и, в настоящее время, в Институте открытого образования проводится работа по развертыванию соответствующих модулей виртуального университета.

    В МарГУ к разработке корпоративного информационно-образовательного портала с апреля 2004 года приступила группа программистов и преподавателей. При разработке проекта портала используются вышеописанные существующие методики создания, наполнения и администрирования образовательных порталов. На сайте: http://marsu.vvoi.ru представлена рабочая версия, разрабатываемого портала. Мы просим всех, кому интересен процесс создания корпоративного информационно-образовательного портала, подключиться к этой работе и сообщать авторам настоящей статьи свои пожелания и предложения к структуре, дизайну, технологии создания отдельных узлов по электронной почте: dlc@vvoi.ru.

    В.Ю.Бирюков,
    зам. руководителя ЦДО,
    dlc@vvoi.ru
    В.А.Иванов,
    проректор
    по учебной работе,
    rector@marsu.ru
    А.А.Косов,
    директор ИОО,
    kosov@vvoi.ru